Училище стало называться Центральным (далее – ЦУТР) после создания в 1890-х годах филиалов в Нарве (Рисовальные классы при суконной и льнопрядильной мануфактуре), Саратове (Боголюбовское Рисовальное училище), Иваново-Вознесенске (Рисовальная школа) и в селе Красном в Костромской губернии (Художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела). Первым директором с 1879 по 1896 год был архитектор Максимилиан Егорович Месмахер (1842―1906).
«Максимилиан Егорович женился поздно, в 50 лет. Жена была моложе на 23 года. Супругой архитектора стала его бывшая студентка – Варвара Андре, уроженка Мелитополя. Там её отец, Александр Андре, выходец из Франции, был начальником молоканских колоний и основателем пяти станиц, названных по именам дочерей: Александровка, Софиевка, Настасьевка, Варваровка, Мариинка». (Ирина Плужник)
Алексей Данилович Кившенко
(1851—1895)
Барон Михаил Константинович Клодт
фон Юргенсбург (1832/1833—1902)
Александр Терентьевич Матвеев
(1878—1960)
Василий Васильевич Матэ
(1856— 1917)
Александр Иванович фон Гоген
(1856—1914)
Николай Андреевич Кошелев
(1840—1918)
Аркадий Александрович Рылов
(1870—1939)
Мариэтта Эрнестовна Гизе
(1914—2011)
См.: Стасов В. В. Две художественно-промышленные выставки //
Новости и биржевая газета. – 1887. – 30 января. – № 29.
Владимир Васильевич Стасов
(1824—1906)
Здание Рисовальной школы ИОПХ
на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Николай Емельянович Макаренко (1877—1938) –
художник, археолог, историк русского и украинского искусства. Закончил ЦУТР и Петербургский археологический институт. В ИОПХ с 1906 года: помощник инспектора, преподаватель общерисовальных классов и лектор истории искусств в Рисовальной школе; автор очерка «Школа императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914» (Пг., 1914).
Максимилиан Егорович Месмахер (1842—1906) в 1858 году учился в Рисовальной школе ИОПХ. В 1874–1878 годах там же преподавал. В 1877–1896 годах первый директор ЦУТР, собиратель предметов декоративно-прикладного искусства. Среди его работ как зодчего – в 1877–1878 годах перестройка здания ИОПХ на Большой Морской улице, д. 38. Он же в 1885–1896 годах совместно с И. С. Китнером построил здание Музея ЦУТР (Соляной переулок, д. 15).
Другое имя такого рода.
Амандус Адамсон
(1855—1929) – преподавал в Рисовальной школе ИОПХ в 1886-1887 годах, затем в ЦУТРе
Обложка книги Э. М. Романовской «Художественное училище имени Николая Рериха. Страницы истории» (СПб.: Лань, 2001)
Деятели, ставшие «мостиками» между двумя художественно-промышленными школами
Валентин Скурлов (2009) проанализировал ряд дел в Российском государственном историческом архиве, в фонде № 790 (ЦУТР).
Из дел по приёму в ЦУТР на 1911/1912 учебный год.
Деятели, ставшие «мостиками» между двумя художественно-промышленными школами
Портрет В. В. Матэ кисти Б. М. Кустодиева. 1912. © ГРМ
Деятели, ставшие «мостиками» между двумя художественно-промышленными школами
А. А. Рылов. Автопортрет с белкой. 1934.
Автолитография. © СПбГМИСР
Михаил Петрович Боткин (1839—1914) – академик исторической живописи. В ИОПХ с 1870-х годов – действительный член, в дальнейшем – член Комитета и член экспертной комиссии по присуждении премий Общества; в 1900-е годах председатель комиссии по преобразованию РШ, в конце жизни – вице-президент ИОПХ. После ухода М. Е. Месмахера короткое время был директором ЦУТР.
Н. П. Сеферова. Поднос. Младший класс композиции
Воспроизведено: Сборник работ учащихся Школы Императорского Общества поощрения художеств. Вып. 3. Ч. II. СПб., 1912
© СПбХУ им.
Н. К. Рериха
Бринк. Проект медали в память 300-летия Дома Романовых. 1913. Слева аверс. Бумага плотная, графитный карандаш, белила, акварель, тушь. 23 × 23,8. Диаметр 21,4. Справа реверс. Бумага плотная, графитный карандаш, белила, акварель, тушь. 24 × 23,5. Диаметр 21. © СПбГМИСР.
В. И. Денисов. Рисунок серебряного чеканного блюда. 1911. Бумага, акварель, тушь, перо, белила. 46,4 × 62,2. © СПбГХПА им. А. Л. Штиглица
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
В. Измайлович. Эскиз оклада Евангелия. 1895
Бумага, акварель, тушь, перо, белила.
58,5 × 83,0. © СПбГХПА им. А. Л. Штиглица.
М. Моллер. С. Чулисова. Братина. Старший класс композиции. Воспроизведено: Сборник работ учащихся Школы Императорского Общества поощрения художеств. Вып. 3. Ч. I. СПб., 1912. © СПбХУ им. Н. К. Рериха.
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Титульный лист и авантитул монографии «Рерих», изданной в Риге под «художественной редакцией» Альбертса Прандэ в 1939 году
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Альбертс Прандэ
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Альбертс Прандэ (1893—1957)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Албертс Кроненбергс (1887—1958)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Албертс Кроненбергс (1887—1958)
Франциск Варславанс (1899—1949)
Франциск Игнатьевич Варславанс (латыш. Francisks Varslavāns) – латышский художник родом из Латгалии. В 1915–1917 годах учился в Петроградской Школе Императорского Общества поощрения художеств под руководством русского художника-пейзажиста А. А. Рылова и директора Школы Н. К. Рериха – преподавателя композиции. В годы гражданской войны добрался до самого Владивостока, где какое-то время жил в доме Давида Бурлюка. Устроился на работу в торговый флот. Плавал кочегаром в Китай, Полинезию, на Гавайи, побывал в Бразилии. В 1920 году вернулся в Латвию и в Резекне работал учителем рисования Резекненской латвийской гимназии и преподавателем рисования в Национальном институте учителей. В 1921–1925 годах – декоратор Латгальского Латвийского театра. В Латвии художник выигрывал художественные стипендии, благодаря чему стажировался в Вене, Праге, Флоренции, Берлин (1923) и Риме, а потом – в Париже (1925), где в 1927 году работал художником в итальянском театре пантомимы. В 1940 году был директором Резекненского музея, 1940–1941 годах – инспектором отдела изобразительного искусства в Риге. Во время Второй мировой войны в 1941 году эвакуирован в Ташкент, затем работал театральным художником в городе Иваново в России. После возвращения на родину в 1943 году Ф. Варславан был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР. В 1942–1944 годах работал в Латвийском государственном художественном ансамбле. В 1944 году стал членом Союза художников СССР.
Густав Клуцис (1895—1938)
«Густав Клуцис, бесспорно, является одним из самых известных художников латышского происхождения в мире. Подтверждение тому – нарастающий интерес кураторов из разных стран к коллекции Национального художественного музея Латвии и постоянная востребованность работ Густава Клуциса для экспонирования на международных выставках, посвященных искусству ХХ века. О Клуцисе говорят как о ярком представителе конструктивизма и пионере фотомонтажа, так и об одном из самых выдающихся мастеров полиграфического дизайна и плаката»
(Ивета Деркусова. Творчество Густава Клуциса).
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Индрикис Зебериньш (1882―1969).
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Индрикис Зебериньш (1882―1969)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Янис Пласе (1892―1929)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Никлавс Струнке (1894—1966) был известным витражистом межвоенной республики. До наших дней дошла его витражная композиция «В школу» для школьного здания по улице Маскавас, 197. В Музее истории Риги и мореходства хранятся его творения для Дома офицеров, располагавшегося в 1930-е годы на месте современного Дома конгрессов.
Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица
Императорская Академия художеств
Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Слева – статья Андиса Боярса 1989 года. На снимках Август Юлла в начале XX века (слева) и в сибирском изгнании (справа). Учился в ЦУТР в 1906–1912 годах, где получил специальность художника-керамиста. Дом его семьи располагался неподалёку от залежей хорошей глины, годной для организации керамической мастерской, которую он возглавил после смерти отца. После 1914 года занялся скульптурой из камня, а также живописью. Автор памятника на Цесисском братском кладбище (1927) и монумента Освобождения (1935). В 1920-х годах организовал вечерние курсы в Цесисе, вскоре превратившиеся в первое ремесленное училище в регионе.
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Памятник Р. Блауманису в Риге. Гранит. 1929
Буркард Дзенис (1879—1966).
Один из основателей профессиональной латвийской скульптуры.
Двоюродный брат латвийского скульптора Теодорса Залькалнса.
С 1920 по 1944 год работал директором и председателем закупочной комиссии Рижского городского художественного музея.
На снимке: барельеф на памятнике Яниса Розенталса у здания Латвийского национального художественного музея (бронза, 1936).
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
«Рука с мечом, разрубающим цепь» – первая почтовая марка Советской России (1918), изготовленная по эскизу Р. Г. Зариньша.
Женщина в традиционном костюме. 1920-е.
Бумага, смешанная техника. 40 × 30.
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Янис Куга (1878—1969).
Латвийский художник и сценограф. Один из создателей латышский профессиональной сценографии.
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Работал художником-постановщиком в Новом рижском театре (1913–1914) и Латышской опере (1913–1915), педагогом в разных учебных заведениях Саратовской губернии, Валмиеры, Руйиены, Даугавпилса (1915–1919), Риги (1921–1938), руководителем цеха декораций Латвийской Национальной оперы (1919–1921). Был членом латвийского Объединения независимых художников (1923–1940), Союза художников Латвии (с 1946). Излюбленным жанром Петериса Кундзиньша был пейзаж.
Петерис Кундзиньш (1886—1956).
Латвийский художник и сценограф. Один из создателей латышский профессиональной сценографии.
Окончил ЦУТР в 1912 году.
Эдуард Бренценс (1885—1929).
Латвийский живописец, график, театральный художник, иллюстратор и декоратор. Один из создателей латышский профессиональной сценографии. После окончания школы, с 1902 по 1909 (с перерывами) обучался декорации и росписи по стеклу в ЦУТР. После окончания училища два года обучался витражному искусству и росписи стекла у двоюродного брата К. Бренценса. В 1918–1919 годах активно участвовал в культурной жизни города Валмиера, работал учителем (до 1921 года), читал лекции об искусстве, организовывал выставки, создал и руководил обществом художников и писателей. В 1918 году основал объединение художников «Baltā vārna» («Белая ворона»).
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Латвийские художники – выпускники ЦУТР по данным Агриты Поре
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Латвийские художники – выпускники ЦУТР по данным Агриты Поре
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Рудольф Пельше. Декоративное панно. 1930-е
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Государственный Флаг Латвии создан по проекту Ансиса Цирулиса
Зал аккредитации послов. Рижский замок (1923–1928). Автор проекта
А. Цирулис.
Янис.1931. Бумага, смешанная техника. 59,5 × 42,8.
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Мебельный гарнитур. 1920-е.
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» (2017)
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть