Теория управления. Эволюция управленческой мысли презентация

Содержание

План лекции 1. Предпосылки становления теории управления. 2. Классический период развития концепций управления. 3. Основные этапы и направления управленческой мысли в XX в. 4. Вклад российских ученых в развитие теории управления.

Слайд 1Теория управления
Эволюция управленческой мысли


Лекция 2


Слайд 2План лекции
1. Предпосылки становления теории управления.
2. Классический период развития концепций управления.
3.

Основные этапы и направления управленческой мысли в XX в.
4. Вклад российских ученых в развитие теории управления.
5. Особенности и направления развития теории управления на современном этапе.

Слайд 39–7 тыс. лет до н. э. – управление выделяется в самостоятельную

профессию

Писцы, чиновники обеспечивали функционирование древнего государства.
Основой их профессии стало появление бюрократических структур и письменности.

1 вопрос. Предыстория управления как науки


Слайд 4Документальные свидетельства управленческой деятельности и мысли
Кодекс царя Хаммурапи
Древний
Вавилон
XVIII в. до н.

э.

Слайд 5Документальные свидетельства управленческой деятельности и мысли
«Поучение Птаххотепа»
24 в. до н. э.

Птаххотеп

– вельможа при дворе фараона Джедкара

Слайд 6Документальные свидетельства управленческой деятельности и мысли
Древнекитайский чиновник
Данданити (санскрит) - искусство управления

(букв. - «руководство по владению палкой»)

Слайд 7Начало философского осмысления управления
Сократ
Ксенофонт


Слайд 8Царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя

их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Платон

Аристотель Стагерит

Платон


Слайд 9
Александр Македонский
Царь Ахменидов Кир II


Слайд 10XVII век Философское и политэкономическое осмысление управления
Томас Гоббс


Слайд 11Кн. «Введение в принципы морали и законодательства»
Иеремия Бентам


Слайд 12
Адам Смит -
английский экономист
(1723–1790)



Кн. «Исследовании о природе и причинах богатства народов»

(1776)

Слайд 13Джон Кейнс (1883–1946)
Кн. «Общая теория занятости, процента и денег».
Идея государственного регулирования

стихийных экономических процессов.
Кейнсианство – результат мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.

☝ На заметку


Слайд 14
Давид Рикардо (1772–1823)

Кн. «Начала политической экономии и налогообложения» (1817)


Слайд 15Ричард Аркрайт
Английский текстильный промышленник, создатель прядильной машины и владелец многочисленных патентов

на изобретение других технических устройств.

Слайд 16
Роберт Оуэн
Эксперименты на текстильных фабриках
1800–1828 гг.


Слайд 172 вопрос. Классический период развития теории управления
Конец XIX в. – сделаны

первые попытки научного обобщения накопленного опыта в области управления.

Это было ответом на потребности промышленного развития:

бурное развитие технологий,
массовое производство и массовый сбыт,
ориентация на рынки большой емкости,
крупномасштабная организация в форме мощных коопераций и акционерных обществ.


Слайд 18Эли Уитни – американский промышленник, изобретатель неподвижного сборочного конвейера, хлопкоочистительной машины,

фрезерного станка.

1765 - 1825


Слайд 19Чарльз Бэббидж – английский математик, изобретатель первой вычислительной машины., член Императорской

академии наук в Санкт-Петербурге

1791 - 1871


Слайд 20Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:
использование

научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;
важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;
необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.


Слайд 21Школа научного управления
Фредерик Уинслоу Тейлор -
«отец научного управления»

Кн. «Принципы научного управления»

(1911):
«Научное управление не что иное, как некое средство, экономящее труд».


Слайд 22Четыре основы концепции Тейлора
Нормирование (любой трудовой процесс можно и необходимо пооперационно

измерить и расценить).
Сроки выполнения задания (вознаграждение следует выплачивать, если работа выполнена в четко определенный срок).
Изучение умственных и физиологических возможностей исполнителей, их отборе и обучении.
Справедливое вознаграждение за конечный результат, достигнутый исполнителем.


Слайд 23Фрэнк и Лилиан Гилбреты – создатели «науки о движении»
Кн. «Азбука научной

организации труда и предприятий»,
«Изучение движений» (1911),
«Психология управления» (1916).

Слайд 24Ф. и Л. Гилбреты изобрели два метода изучения рабочих движений
Гилбреты изучали

рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром.
Элементарные микродвижения рабочего они назвали «треблигами» («треблиг» — анаграмма фамилии Гилберт).

1 метод


Слайд 252 метод - «циклографический»
К рукам или иным движущимся частям тела рабочего

прикреплялись маленькие электрические лампочки.
Когда рабочий выполнял трудовые операции, то траектории перемещения светящихся точек указывали направления выполняемых им движений.

Слайд 26Гаррингтон Эмерсон (1853–1931)
Кн. «Двенадцать принципов производительности»:
«Идеалом 12 принципов производительности является устранение

потерь. И именно для этой цели они формируются.
В каком именно деле устранять потери это принципиального значения не имеет»

Слайд 27Г. Л. Гантт (1861–1919) – создатель системы линейных графиков для оперативного

управления

Слайд 28График Гантта – обязательный элемент управленческого проекта


Слайд 29Генри Форд (1863–1947) основатель «Ford Motors Company»
В 1918 г. машины Форда продавались

всего за 290 долларов при стоимости аналогичного автомобиля конкурентов 2 100 долларов

Слайд 30Генри Форд – инициатор создания и внедрения поточно-массового производства, основанного на

стандартизации,
типизации,
конвейеризации

производственных

процессов
с разделением труда на отдельные операции


Слайд 31Эли Уитни – американский промышленник, изобретатель неподвижного сборочного конвейера, хлопкоочистительной машины,

фрезерного станка.

1765 – 1825


Слайд 32Школа административного управления
Анри Файоль
(1841–1925)
Кн. «Общее и промышленное управление» (1910):

«Управлять – это

значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать»

Слайд 33 Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций,

таких, как планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

Слайд 3414 принципов административного управления
1. Разделение труда
2. Власть – ответственность
3. Дисциплина
4. Единство

распорядительства
5. Единство руководства
6. Подчинение частных интересов общим
7. Вознаграждение персонала

8. Централизация
9. Иерархия
10. Порядок
11. Справедливость
12. Постоянство состава персонала
13. Инициатива
14. Единение персонала


Слайд 35Макс Вебер (1864–1920)
Социология власти

Теория типов господства

Теория рациональной бюрократии


Слайд 36«Господство – это шанс достичь послушания во имя определенного порядка или

управления» М. Вебер

Типология мотивов господства и подчинения

1. Легитимное господство.
2. Традиционное господство.
3. Харизматическое господство

Традиционная бюрократическая организация с большим количеством уровней управления


Слайд 37Признаки рациональной бюрократической организации
• глубокое разделение труда по функциональному принципу;
• четкое

построение по иерархическому принципу;
• наличие системы правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников;
• построение внутренней системы отношений на формальных началах;
• подбор кадров по формальным признакам на конкурсной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых результатов.


Слайд 38Школа психологии
Основные направления
1. Концепция человеческих отношений.
2. Школа поведенческих наук.
3. Бихевиоризм.

Управление –

обеспечение выполнения работы с помощью других лиц.

Слайд 39Элтон Мэйо (1880–1949)
Автор и организатор Хоторнского эксперимента на одном из предприятий

электротехнической компании «Вестерн-Электрик» в г. Хоторне близ Чикаго.


Слайд 40Результаты эксперимента
Мотивами поступков людей являются не только экономические факторы, но и социальные

потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.

Это отношения между рабочими и руководителями, отношения в коллективе.

2. Социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические, однако при условии, что сама его организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна


Слайд 41Результаты эксперимента
3. Производственная организация – это сфера не только приложения трудовой

деятельности, но и удовлетворения его социальных потребностей в сотрудничестве.


Слайд 42Поведенческие концепции

Маслоу А.
Макгрегор Д.
Герцберг Ф.
исследовали
интересы, потребности и ожидания каждого работника в

отдельности,
групповые нормы и ценности,
чтобы поставить их на службу интересам организации.




Слайд 43Концепция потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970)
Пирамида потребностей


Слайд 44Теория «Х» и «Y» Дугласа Макгрегора (1906–1964)
В кн. «Человеческая сторона предприятия» описал

подход к созданию среды, в которой сотрудников мотивируют либо жесткие авторитарные действия вышестоящих (теория Х), либо самоконтроль и ощущение целостности (теория Y)

Слайд 45Характеристики работника
Теория «Х»

Туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо

постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять, предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.

Теория «Y»

Люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. Затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как отдых. Человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он способен сам себя контролировать.


Слайд 46Фредерик Герцберг
Мотивирующие факторы
Работа сама по себе
Возможости роста
Достижения
Ответственность
Продвижение
Признание
Гигиенические факторы
Статус
Отношения с

руководством
Отношения с коллегами
Отношения с подчиненными
Качество руководства
Политика и управление организацией

Двухфакторная теория мотивации


Слайд 47Бихевиоризм
Джон Уотсон
кн. «Психология с точки зрения бихевиориста» (1919)

Поведение людей определяется формулой

S → R


Слайд 483 вопрос. Основные этапы и направления управленческой мысли в XX в.
Предпосылки

появления новых подходов к управлению:
ориентирование на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, транснациональных корпорациях;
усложнение социально-экономической и политической жизни;
формирование нового типа общества (информационное, общество потребителей).


Слайд 49Школа количественная (1960-е гг.), или «исследование операций»
Становление количественной школы связано

с развитием математики, статистики, инженерных наук, теории исследования операций, экономико-математических методов, кибернетики.

«Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой…»


Слайд 50Представители количественной школы
Рассел Акофф

Людвиг фон Берталанфи
Стаффорд Бир

Леонид Канторович


Слайд 51Развитие количественной школы было обусловлено появлением компьютеров
Ключевой характеристикой «исследования операций» является

замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Количественная школа разработала методы сетевого планирования и управления.

Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений.


Слайд 52Ключевой этап метода исследования операций – создание модели
Модель - искусственный мыслительный

или материально реализованный объект, воспроизводящий некоторые, наиболее значимые с точки зрения исследователя, свойства реального предмета или явления.

☝ Специфической чертой модели является то, что она упрощает, схематизирует реальное явление.

☝ Модели создаются для познавательных целей и для улучшения некоторых характеристик объекта изучения, управления им.
Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.

Слайд 53«Дерево целей» = структурная модель








Метод построения «дерева целей» основывается на теории

графов или сетевого планирования

Слайд 54Системный подход = метод исследования и способ управленческого мышления
Система – это

совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

S ≠ ∑ элементов ⇒ S • ∑ элементов

По характеру зависимости от внешней среды
системы
закрытые открытые




Слайд 55Все организации и управление ими являются системами
Организация – совокупность взаимозависимых элементов,

таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Слайд 56Эволюция системного подхода
А. А. Богданов «Тектология. Всеобщая организационная наука»


Слайд 57Синергетический подход к управлению И. Пригожин, Г. Хакен
Процессы самоорганизации
Управление системами в условиях

хаоса, неопределенности
Многовариантность развития систем

Фрактальные структуры – множество со свойствами самоподобия


Слайд 58Ситуационный подход 60-е гг., США
Данный подход отрицает возможность выдвижения любых универсальных

принципов управления вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии.


Слайд 59Центральное понятие – управленческая ситуация
Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних

и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.

Управление в этом случае – искусство, то, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок.


Слайд 60Ситуационное мышление
Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут

в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход лежит в основе концепции стратегического управления.

Слайд 61Процессный подход
Управление как процесс – не единовременное действие, а как серия

непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления.

Общий процесс деятельности организации – совокупность процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов

Слайд 62Деятельностный подход
Управление – это специфический вид человеческой деятельности. Его элементами являются

цели, средства, методы, технологии и результаты.
Основой деятельности является сознательно формулируемая цель, определяемая мотивами, идеалами, интересами и ценностями руководителя и работников.


Слайд 634 вопрос. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли
XVIII–XIX вв. – разработка

теории государственного управления.

Основные идейно-политические течения:
1. Либерализм
2. Консерватизм
3. Радикализм
4. Социал-реформизм



Слайд 64Либерализм
М. М. Сперанский


Слайд 65Либерализм
Н. В. Станкевич П. В. Анненков



Слайд 66Во второй половине 19в. сформировались новые концепции либерализма
классический либерализм
В. Н.

Чичерин


социализированный либерализм
П. И. Новгородцев



Слайд 67Консерватизм
Реакционное славянофильство


Н. М. Карамзин
С. С. Уваров
К. П. Победоносцев


Слайд 68Консерватизм
Реформаторское
славянофильство

А. С. Хомяков
Н. Я. Данилевский
В. С. Соловьев


Слайд 69Радикализм
Основы заложили
Н. А. Радищев,
П. И. Пестель
Н. П. Огарев
А. И. Герцен
В. Г.

Белинский
Д. И. Писарев
Н. Г. Чернышевский

А. И. Герцен

В. Г. Белинский


Слайд 70Русские бомбисты
С. Перовская
А. Желябов
Н. Кибальчич


Слайд 71К началу 20 в. на базе радикализма сложились
большевизм (В. И. Ленин,

И. В. Сталин)

Слайд 72анархизм (П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П. Л. Лавров)
Петр Кропоткин
Михаил

Бакунин

Слайд 73Социал-реформизм (меньшевизм)
Ю. О. Мартов, Г. В. Плеханов
Георгий Мартов


Слайд 744 проблемных поля в российской теории управления
Понятие и формы государства, понятие и

типы политической власти, государственные структуры и функции, властные отношения, политические режимы.
2. Структурно-функциональные аспекты гос. управления, субъекты и объекты управления, типы и эволюция государственного управления.
3. Концепции государственного и местного самоуправлении в России.
4. Концепции политической и управленческой культуры российского сообщества и ее элементов.




Слайд 75Начало XX в. Две группы концепций управления
организационно-технические
«Организационного управления»
А. А. Богданова

«Физиологического оптимума»
О.

А. Ерманского

«Узкой базы»
А. К. Гастева

социальные

«Организационной деятельности»
П. М. Керженцева

«Теория административной емкости»
Ф. Р. Дунаевского

«Духа улья» Н. А Витке


Слайд 76А. А. Богданов. Тектология


Слайд 77Производственная трактовка управленческих процессов


Е. Ф. Розмирович
Э. К. Дрезен
Л. А. Бызов


Слайд 78Социально-трудовая концепция Н. А. Витке


Слайд 79Теория административной емкости
Ф. Р. Дунаевского
Функционально-экономическая концепция
И. М. Бурдянского
Организационно-производственная концепция Б. Я.

Каценбогена
Физиологического оптимума
О. Я. Ерманского
Психотехнический подход
И. Н. Шпильрейна, К. К. Кечетова



Слайд 80Научная организация труда (НОТ)
Гастев
Алексей
Капитонович


Слайд 811980-е гг. Программы реформирования страны
Л. И. Абалкин


Слайд 82С. Ю. Глазьев


Слайд 83Г. А. Явлинский


Слайд 84Е. Т. Гайдар


Слайд 85Основные тенденции развития управленческой мысли на современном этапе
Отказ от управленческого рационализма.
Развитие

концепции социальной ответственности управления.
Признание значения человеческого фактора.
Признание значения культуры как фактора влияния на управленческую деятельность.
Постоянное развитие профессиональной культуры управления.
Развитие идеи партнерства.


Слайд 86Выводы
1. Благодаря разработке школе научного управления управленческая деятельность была признана самостоятельной

областью научных исследований.
2. Вклад представителей административной школы состоит в том, что они:
• рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций;
• дали анализ функций управления;
• сформулировали систематизированную теорию управления организацией;
• выделили управление как особый вид деятельности.


Слайд 87Выводы
3. Психологический подход к управлению раскрыл значение человеческого фактора.
Человек – существо

социальное, движимое различными потребностями и интересами.
Организация, общественная деятельность – это сферы раскрытия сущностных сил человека, его самоактуализации и самореализации.
4. Количественная школа – сложный симбиоз теории систем, экономико-математических методов и компьютеризации, а также гуманистических идей в управлении. Ее особенностью является формализация, т. е. замена словесных рассуждений и описаний математическими символами и установление алгоритмических связей между ними.

Слайд 88Выводы
5. Ситуационная школа управления уделяет особое внимание проблеме приспособляемости организации к

условиям постоянно меняющейся внешней среды и исследует те факторы, которые оказывают на деятельность системы наибольшее воздействие.
Основной тезис – не существует единственного, унифицированного метода управления для любых ситуаций. В каждом конкретном эпизоде управленческой деятельности необходимо искать свои, нетривиальные пути решения проблемы, гибко применять мощный арсенал средств и методов науки и искусства управления.


Слайд 89
До новой встречи!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика