Светская живопись, гравюра и музыка в 18 веке в России презентация

В средневековой культуре не было светского изобразительного искусства, оно носило культовый характер и было пред­ставлено иконописью. С 1706 года Петр I отправляет живописцев за границу для обучения европейской художественной традиции,

Слайд 1Светская живопись, гравюра и музыка в 18 веке в России
Душная Ирина
11-в


Слайд 2
В средневековой культуре не было светского изобразительного искусства, оно носило культовый

характер и было пред­ставлено иконописью. С 1706 года Петр I отправляет живописцев за границу для обучения европейской художественной традиции, положив начало заграничной стажировке пенсионеров. Среди пер­вых были Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев, Михаил Захаров. Лучшие работы которых говорят о том, что хотя живопись Петровской эпохи и опирается на национальные традиции и осо­бенности, все же уже с начала XVIII в. преодолеваются средневе­ковые приемы иконописи и парсуны. Ранним российским портретам присущ интерес к внутреннему миру и характеру человека.

Живопись


Слайд 3Живопись XVIII в. была представлена новыми жанрами:
порт­ретом, историческими композициями, баталиями,

гравюрами.

В живописи барокко проявляется гуманистическое мировоззре­ние, с новыми взглядами на человека как носителя разума и воли, поэтому люди изображаются активными, энергичными, с гипертро­фированным преувеличением черт характера. Внимание художника сосредоточивается на лице как источнике информации. Расширя­ется сюжетность портрета.

Живопись барокко использует масляные краски, что позволяет создавать разнообразие световых и цветовых вариантов. Появляется лессировка-наложение жидких прозрачных красок друг на друга, позволяющее создавать красочную объемность в передаче образов предметов.



Слайд 4Светская живопись развивалась в широком диапазоне жанров от монументальных форм до

миниатюр. Но любимой формой был портрет — парадный, камерный, парный.

В парадном портрете особая роль отводится изображе­нию деталей быта и одежды, указывающая на социальную принадлежность изображаемой личности. Часто на портретах государственных деятелей преобладают внешние атрибуты: блеск мундира и наград, особенности интерьеров. В отличие от камерного и парного изображений, в которых предпочтение остается за внутренним миром человека. Примером может служить одна из лучших работ А.М. Матвеева (1701—1739) — «Автопортрет с женой» (1729). На портрете показан внутренний мир героев, выписан поэтический образ семейного союза, основанного на добродетели и любви. Красота и простота — основные черты портрета.



Слайд 5Параллельно с портретом развивалась историческая и батальная живопись.

Первым русским историческим живописцем

был А.П. Лосенке (1737—1773). Ему принадлежит картина «Владимир и Рогнеда» (1770), в которой живописец обращается к национальной теме. Исполнена картина в академической манере. Князь Владимир и дочь полоцкого князя Рогнеда изображены достаточно театрально. Но театральная условность уравновешена искренностью чувств героев. Тема полотна — «прошение прощения» Владимиром за свою лихость, жестокость и насилие — одна из центральных идей гуман­ного Просвещения. Автору удаются изображения древнерусских костюмов, которые он специально изучал.



Слайд 6
В петровский период широкое распространение получил самый оперативный на тот момент

времени вид искусства — гравюра. В ней работали как приглашенные иностранцы: немец А. Шхонебек, француз П. Пикар, так и их русские ученики — братья А. Зубов и И. Зубов (1680—1740 гг.), И. Адольскин. Гравюра изображала про­цесс возведения Петербурга, передовую созидательную энергию строителей и идейных вдохновителей. А.Ф. Зубов выполнил знаме­нитую гравюру «Панорама С.-Петербурга» (1717), в которой показал себя как мастер композиции и штрихового рисунка. Гравюра вы­полнена в стиле барокко.

Гравюра существовала как в форме самостоятельных станковых произведений, так и в форме книжной иллюстрации.



Слайд 7В эпоху российского Просвещения наблюдается отход от традиционной христианской тематики. Искусство

обращается к радо­стям жизни, к живому активному и чувствующему человеку. Однако крепостные реалии жизни были далеки от поэтического воображе­ния художника, которому приходилось обращаться к образам и героям античной мифологии, чтобы передать понятие о человече­ском достоинстве и свободе, о новой морали и новых идеалах.

В новое русское искусство входит крестьянская тема. Открытие этой темы принадлежит талантливому крепостному художнику М. Шибанову. Из-под его кисти вышли картины «Крестьянский обед» (1774) и «Сговор» (1777). В то время, когда крестьян называли «подлым» сословием, художник сумел написать картины, проник­нутые глубокой любовью и уважением к народу, к его обычаям и традициям. Творчество М. Шибанова способствовало появлению сентиментального реализма.



Слайд 8Особое место в художественной культуре занял и получил мировое признание русский

портрет елизаветинской и екатеринин­ской эпох.

Среди выдающихся портретистов этого времени можно назвать Ф.С. Рокотова (1735—1808). По окончании Академии Ф.С. Рокотов уже зрелый мастер огромного дарования, чьим портретам присуща загадочность и душевное движение. Один из первых известных портретов-изображения великого князя Павла Петровича (1761), на котором семилетний Павел выглядит избалованным и капризным, но по-мальчишески живым и любопытным. Художнику удается схватить мгновенье, чего ранее в русской живописи не наблюдалось.



Слайд 9Особенностью изобразительного искусства эпохи Просвещения является его связь со сложной и

богатой общественной жизнью России, освоение европейских живописных моделей и рождение национальной светской живописи.



Слайд 10Русская музыкальная культура развивалась несколько отличным от зарубежной музыки путем.

До своего

расцвета и становления первых национальных композиторских школ в начале 19-го века она прошла долгий путь развития. До середины 18-го века светская музыка не была профессиональной, основные музыкальные жанры лежали в области народного фольклора и духовной музыки. Основными жанрами были кант и хоровой концерт. Хоровой концерт явился важной переходной ступенью от церковной к профессиональной светской музыке. Самой сложной формой русского музыкального искусства 18-го века считается «духовный концерт для хора». В 18 веке происходит решающий перелом во всем укладе русской музыки. Начинает преобладать светская музыка, вводятся современные формы профессиональной музыки - симфонические и камерные концерты, развивается домашнее музицирование. Успешно утверждалась музыка европейского типа с нотной записью.

Музыка


Слайд 11Зарождается русский музыкальный театр, который опирался на традиции хорового пения, использования

различных тропарей, кантов. В последней трети 18-го века в России появляется настоящий музыкальный театр. Были особенно знамениты крепостные театры Шереметевых и Воронцовых. С 1730-х годов в Петербурге существовал придворный итальянский театр, для которого работали такие композиторы, как Бальтассаре Галуппи и Доменико Чимароза. В 1780 в Москве был основан первый в России музыкальный Петровский театр. С 1783 года музыкальные спектакли ставились в Петербурге в Каменном театре. Этому примеру последовали провинциальные города. В последней четверти 18 века формируется национальная композиторская школа, впитавшая вольнолюбивые просветительские идеи, интерес к народной песне, для которой основными жанрами были комическая опера, лирический романс и вариации на русские темы. Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества



Слайд 12Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной

музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением. Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра. В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.



Слайд 13Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский были блестящими оперными, инструментальными композиторами. Евстигней

Фомин прославился в жанре «песенной» оперы на русские мотивы («Ямщики на подставе» на текст Н.А. Львова) и в жанре оперы-трагедии («Орфей» на текст Я.Б. Княжнина). Скрипиач-виртуоз Иван Хандошкин – автор очаровательно мелодичных сонат и вариаций на русские народные темы. Осип Козловский завоевал популярность патриотическими полонезами («Гром победы, раздавайся!») и «российскими песнями».



Слайд 14Таким образом, русская музыка XVIII века отразила тот резкий и быстрый

взлет, который совершился во всех сферах общественной жизни в послепетровской России.

Своеобразное переплетение национального и общеевропейского, в чем-то наивного и зрелого, старого и нового, духовного и светского - все это вместе и составляет неповторимый облик русской музыки века Просвещения.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика