Слайд 1Структура аргумента для задания 23 и 24 ЕГЭ
Слайд 2Аргумент (довод, обоснование) должен складываться, в зависимости от вопроса, ваших знаний
и т.д., из трёх (в идеале) составляющих:
1) тезиса
2) доказательства
3) вывода
или хотя бы из двух:
- тезиса + доказательства
- тезиса + вывода.
Слайд 3В качестве примера рассмотрим задание из демоверсии 2018 г.
«Внутренняя политика
Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Аргумент ЗА:
1 -«при Александре III постепенно меняется устаревшая
система налогообложения» - тезис
«так как при нем была отменена подушная подать» - доказательство
2 – «при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества» - тезис
«снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян» - доказательство
Слайд 4
Аргумент ПРОТИВ:
1 - «законодательство Александра III в отношении земств
резко снизило
долю недворян в их составе» - тезис
« таким образом была сужена социальная база земств» - вывод»
2 – «законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину» - тезис
«запрещались семейные разделы и ограничивался
досрочный выкуп наделов» - доказательство
«что тормозило развитие деревни» - вывод
Слайд 5«Вторую половину царствования Александра I
(1815—1825 гг.) можно считать периодом реакции»
Аргументы
в подтверждение:
1 - отставка самого видного реформатора эпохи — М. М. Сперанского привела к ужесточению курса и отмены всех реформ, в стране фактически установилась диктатура А. А. Аракчеева
2 - Александр I стал инициатором создания Священного союза, который фактически боролся не только с революциями, но и с реформаторскими тенденциями в Европе.
Слайд 6
Аргументы в опровержение:
1 - Александр I и после 1812 г. поручал
своим сотрудникам разработку проектов по освобождению крестьян, как следствие в Эстляндии, а в 1817 г. в Лифляндии и Курляндии, личная зависимость от помещика крестьян была отменена .
2 - предпринял очередную серию реформаторских попыток, мае 1815 г. Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати
Слайд 8Вопрос 23
В отечественной исторической науки существует мнение, что во время правления
Александра I в России были предприняты серьезные шаги для решения крестьянского вопроса. Приведите не менее трех аргументов, опровергающих данную точку зрения.
Слайд 9
1. в 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», согласно
которому было освобождено за выкуп лишь 47 тыс. крепостных крестьян;
2. разработанные по поручению Александра I в 1818-1819 годах А.А. Аракчеевым и Д.А. Гурьевым проекты
освобождения крестьян от крепостной зависимости остались нереализованными;
3. в 1816-1819 годах от крепостной зависимости были освобождены крестьяне в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, однако основная часть крепостных по-прежнему оставалась во владении помещиков.
Слайд 10
В отечественной исторической науке существует мнение, что победа в Отечественной войне
1812 года имела огромное историческое значение для России. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих данную точку зрения:
1. война вызвала патриотический подъем в стране и пробудила чувство национального самосознания русского народа;
2. победа в Отечественной войне стала первым шагом в освобождении Европы от наполеоновского владычества;
3. победа дала импульс к созданию выдающихся произведений литературы и искусства патриотической
направленности
Слайд 12Домашнее задание
Вопрос 23. В начале XIX в. с программой реформ выступил
М.М. Сперанский. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования. Объясните, почему программа Сперанского не была реализована (приведите три объяснения).
Вопрос 24. Восстание декабристов было в основном вызвано внешними факторами, влиянием европейской революционной мысли и европейского революционного движения на Россию, внутри же страны не было серьёзных предпосылок для подобного переворота. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.