Слайд 1Страны постсоветского пространства
И Российская Федерация
Слайд 2Постсоветское пространство включает
15 стран входивших до 1991 года
В Советский Союз
Слайд 3Что же такое «Постсоветское пространство»?
Постсоветское пространство – территориальная локализация новых независимых
государств, связанных общностью исторической судьбы (длительным периодом существования в одном государстве – СССР) и в силу этого сохраняющих некую идентичность и сегодня.
Слайд 4Постсоветское пространства имеет определённое ядро из нескольких стран, являющихся центром притяжения
других стран региона
Основанием этой зоны тяготения выступают Российская Федерация, Беларусь и Казахстан.
Слайд 5Страны СНГ можно разделить на три группы:
Группа I. Страны – экспортеры
энергоносителей: Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан. Характеризуются значительной величиной экспорта относительно ВВП, положительным балансом торговли и счета текущих операций.
Слайд 6Группа II. Экономики Армении, Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана в значительной степени финансируются
за счет поступлений трудовых мигрантов и поддержки диаспоры. Для этих стран характерны значительные отрицательные балансы внешней торговли и счета текущих операций.
Слайд 7Группа III. Экономики Беларуси, Узбекистана и Украины.
Эти страны отличаются заметной
долей продукции с относительно высокой степенью переработки в экспорте
(хотя все они обладают и достаточно значительным сырьевым экспортом).
По размерам ВВП на душу населения и ряду других
индикаторов они ближе к странам первой группы, чем к странам второй группы.
Слайд 8Что же объединяет эти страны между собой?
На протяжении более 70 лет
ныне независимые республики входили в единое государство;
Наличие в прошлом общего экономического пространства;
Наличие схожего типа хозяйствования (переход в начале 1990-х от командно-административной к рыночной эконмике);
Слайд 9
Однако следует отметить, что взаимодействие в рамках СНГ чаще всего не
выходит за рамки, ограниченные суверенитетом государств. Организационные и правовые ошибки, допущенные инициаторами и создателями СНГ, не позволили уже на начальном этапе формирования этой межправительственной организации заложить фундамент будущей интеграции.
Слайд 10Таким образом, в отличие от ЕС, где существуют структуры, являющиеся определённым
«арбитром» в спорах между её членами, в СНГ нет такого «арбитра». идеи интеграции в СНГ в значительной степени зависит от способности руководства стран «продать» широким массам «идею присоединения».
Евросоюз
СНГ
Слайд 11ПРИЧИНЫ ТОРМОЖЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
а) незавершенность системных социально-политических и
экономических преобразований;
б) возникновение
различных интересов, функционирующих как на уровне государств, так и на уровне хозяйствующих субъектов;
в) раздел бывшего экономического пространства СССР на «сферы влияния» стран дальнего зарубежья (от США до Пакистана и Турции);
г) различиЯ в направленности экономических реформ стран Содружества;
д) усиление этнической идентичности и порождаемыми этим межэтническими конфликтами.
Слайд 12Место и роль Российской Федерации на постсоветском пространстве
Неординарная роль России определяется
объективными факторами: сохранением за Россией статуса энергетической державы в условиях обостряющейся мировой проблемы энергоресурсов, территориальным расположением Российской Федерации, предполагающим обретение ею значения связующего звена между Западом и Востоком. Потенциально же Россия может претендовать на лидерство интеграционных процессах в региональном сообществе.
Слайд 13
В настоящее время развитие международных и экономических отношений на Постсоветском пространстве
пошло по пути создания автономных интеграционных группировок. Это, безусловно, несет в себе значительный деструктивный потенциал для СНГ как для организации. Поэтому логично начинать интеграцию с некоего «ядра». Именно такой основой для будущей интеграции, вероятно, и станут организации Таможенный союз и ОДКБ.
Слайд 14Экономика Белоруссии
- Частным сектором создается только около 30% ВВП;
- Присутствие государства
в экономике выражается через
владение предприятиями, страховыми и кредитными организациями, многочисленные налоговые льготы, кредиты и субсидии предприятиям и населению и т.д.
- Нереструктуризированные предприятия энергетического сектора, сталкивающиеся с убытками в результате предоставления населению электроэнергии и тепла по ценам ниже рыночных.
Слайд 15Угрозу для устойчивости бюджетной системы Беларуси представляют квазифискальные операции:
1. Целевое кредитование
государственных предприятий.
2. Размещение депозитов правительства в банках.
3. Кредиты Национального банка для субсидирования льготных процентных ставок по кредитам.
Слайд 16Однако это нивелируется участием Беларуси как в Таможенном союзе, так и
«Союзном государстве», что обеспечивает республики как льготные поставки сырья, так и бестаможенный сбыт своих товаров в Россию и Казахстан.
Слайд 17Это позволяет Беларуси беспошлинно импортировать нефть из России для внутреннего потребления,
что ослабляет давление на государственные расходы, возникающие в результате субсидирования жилищно-коммунальных услуг для населения и предприятий энергетического сектора.
В структуре экспорта России в Беларусь в январе-декабре 2012 года преобладали топливно-энергетические товары, на долю которых приходилось 56,6% от всего объема экспорта.
Слайд 19Государственный бюджет Украины подвержен циклическим колебаниям: в доходах бюджета основную долю
составляют НДС (33% доходов сводного бюджета), подоходный налог (15% доходов сводного бюджета), налог на прибыль предприятий (14% доходов сводного бюджета) и акцизы (9% доходов сводного бюджета).
В период кризиса политика государства включала регулирование тарифообразования, дотации национальной компании «Нафтогаз», национализацию банков через вхождение в их капитал, сохранение текущих социальных расходов за счет снижения капитальных расходов, введение единого взноса в социальные фонды для всех категорий граждан, выпуск гособлигаций.
Слайд 20Влияние кризиса ослабило бюджетную систему Украины. Отсутствие резервного фонда и зависимость
от налогов, имеющих циклический характер поступлений, вынудили власти прибегнуть к увеличению долговой нагрузки.
Слайд 21Экономика Республики Молдова
Существенную долю в экономике Республики Молдова составляет сельское хозяйство,
а также переводы из-за границы. Последние выступали как двигателем экономического роста в период с 2004 по 2008 год, так и ключевым источником экономического кризиса в 2009 году.
Слайд 22Ключевыми источниками доходов являются поступления по налогу на добавленную стоимость, таможенные
пошлины, поступления по налогу на прибыль и подоходному налогу, а также отчисления в социальные фонды.
Государственный сектор в Молдове характеризуется значительными размерами и низкой эффективностью, что является значительным препятствием для улучшения инвестиционного климата и достижения устойчивого экономического роста.
Республике Молдова не удалось произвести реструктуризацию расходных обязательств в период экономического кризиса. В связи с этим в республике возник дефицит бюджета. В 2008 году он составил 1% ВВП. В 2009 году дефицит бюджета достиг 6,4% ВВП, а в 2010 году снизился до 2,5% ВВП.
К концу 2010 года внешний долг составил 952 млн долл. Внутренний долг составил 5,3 млрд рублей. Размер государственного долга составил около 23% ВВП.
ВВП Молдовы упал в 2011 году на 6,5%. Что говорит о экономической слабости
Слайд 23Экономика Азербайджана
Для Азербайджана характерна низкая диверсификация экономики. Доля нефтегазового сектора в
период 2006–2008 годов, по данным Министерства финансов республики, составляла более 60% ВВП.
Слайд 24Для обеспечения устойчивости бюджетной системы страны в 1999 году был сформирован
Государственный нефтяной фонд, в который поступала часть доходов от продажи нефти.
К 2008 году размер Нефтяного фонда составил 3,6 млрд манатов, или около 20% ВВП республики. Это позволило стране сохранить расходы бюджета на уровне, необходимом для обеспечения расходных обязательств и реализации антикризисных мероприятий.
Вопросы увеличения объемов взаимной торговли и развития нормативной правовой базы двустороннего взаимодействия находятся в центре внимания России и Азербайджана.
Россия заинтересована в максимальном ускорении заключения межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, отсутствие которого негативно сказывается на уровне российско-азербайджанского инвестиционного сотрудничества.
Слайд 25Сотрудничество России и Азербайджана
В Азербайджане создано и действует совместное предприятие «Хазар-Лада»
с участием капитала ОАО «АВТОВАЗ» по сбыту, сервису и техническому обслуживанию автомобилей LADA.
Лидерами продаж на рынке среди новых автомобилей являются автомобили LADA (42,5%). Всего в 2012 году на азербайджанский рынок ОАО «АВТОВАЗ» по ставило более 11 тыс. автомобилей.
В 2012 году более 3 млн долл. вложено в развитие совместного предприятия по производству в Азербайджане бентонитовой глины.
В конце 2013 года приступил к активной фазе деятельности VTB Bank (Azerbaijan) с уставным капиталом в размере около 25 млн долл., и в настоящее время на его рассмотрении находятся шесть проектов, по которым планируется предоставить кредиты на сумму до 100 млн долл.
Слайд 26Экономика Армении
Местные бюджеты в Армении относительно устойчивы, поскольку базовые источники доходов
местных бюджетов — налоги на имущество и землю — относительно стабильны. Их доля в консолидированном бюджете невелика (4–5% доходов).
Слайд 27В 2012 году рост доходов государственного бюджета привел к уменьшению доли
местных бюджетов до 3% в государственном.
В стране имеются месторождения железной руды, запасы медно-молибденовых и полиметаллических руд, залежи барита с примесями золота и серебра, свинца и цинка, разведаны месторождения нефелиновых сиенитов — сырья для производства алюминия и марганца.
По состоянию на 1 января 2012 года общее число предприятий и обособленных подразделений с российским капиталом в Армении составило 1380 (в 2008 году — 1234). Удельный вес этих предприятий в общем количестве предприятий с участием иностранного капитала составил 25,7% (25,1% — в 2008 году).
Активно работает на армянском рынке ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», которому принадлежит 100% акций ЗАО «Электрические сети Армении».
Компанией ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» в Армении создано 26 компаний, деятельность которых служит удовлетворению нужд железнодорожной отрасли Армении. Это компании «O-live», «CK-2000», «Барсис», ООО «Интеркабель», ОАО «Электроприбор», ООО «Производственная технологическая компания» и другие. Диапазон производимой продукции — от пошива спецодежды до производства шпал и ка белей. При этом создано 1915 новых рабочих мест.
На армянском банковском рынке активную деятельность осуществляет российский Газпромбанк, являющийся 100%-м собственником армянского ЗАО «Арэксимбанк-Группа Газпромбанка» и банк ВТБ
Слайд 28Экономика Казахстана
В сфере общественных финансов Казахстан традиционно - лидер реформ на
Постсоветском пространстве. Общий вектор этих реформ направлен на повышение стабильности бюджетной системы, а также внедрение элементов успешной мировой практики: переход на трехлетнее бюджетное планирование, внедрение программно-целевых принципов
Слайд 29Залогом устойчивости бюджетной системы страны является Национальный фонд Республики Казахстан, созданный
в 2001 году.
К концу 2011 года размер фонда оценивался в 29% ВВП, что почти в 1,5 раза превышало общий объем расходов государственного бюджета в 2011 году.
Доходная база местных бюджетов выглядит довольно стабильной и хорошо защищена от кризисных явлений в экономике, поскольку привязана к наиболее стабильным источникам доходов, главными из которых являются подоходный и социальный налоги, а также налог на собственность, составляющие около 80% всех налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
Правительство Республики Казахстан проводит достаточно жесткую бюджетную политику, последовательно снижая уровень налоговой нагрузки и одновременно сдерживая рост бюджетных расходов, что позволяет обеспечивать интенсивный рост объема Национального фонда
Таким образом, расходы государственного бюджета после 2005 года остались на относительно стабильном и самом низком в СНГ уровне — примерно 20–22% ВВП (19,8% в 2011 году).
Слайд 30Экономика Таджикистана
Экономика Таджикистана характеризуется высоким уровнем бедности. Она в большой степени
зависит от денежных переводов из-за границы, а также от экспортных доходов. Значительная часть государственных инвестиций осуществляется за счет международных грантов и двусторонних кредитов.
Слайд 31Без учета грантов дефицит консолидированного бюджета Республики Таджикистан составлял около 5%
ВВП в 2007–2009 годы. Вместе с тем налоговые поступления бюджета находятся на довольно низком уровне.
В 2008–2009 годах на экономику Таджикистана серьезное влияние оказал мировой финансово-экономический кризис в связи с резким снижением мировых цен на основные экспортные товары республики, а также резким сокращением размеров денежных переводов трудовых мигрантов (Денежные переводы сократились более чем на 30%, сокращение доходов составило 15% от запланированных показателей. Кроме того, произошла девальвация сомони).
Слайд 32 Отличительной особенностью расходной структуры бюджета Таджикистана является достаточно большая доля
капитальных расходов, что связано с политикой властей страны по увеличению экономического потенциала. Однако это приводит к сжиманию текущих расходов, в том числе направляемых на социальные нужды.
Долговая устойчивость государства обеспечивается на основе реализации утвержденной правительством Таджикистана Стратегии управления государственным долгом на 2009–2011 годы (устанавливает лимит государственного долга на уровне 40% ВВП)
Внешний долг республики по состоянию на 1 января 2011 года — 1942,8 млн долл., что составляет 34,37% ВВП.
Слайд 33Ведущие отрасли в экономике
В республике имеются запасы полиметаллов, угля, нефти, газа.
Страна богата гидроресурсами.
Ведущие отрасли промышленности: хлопчатобумажная, шелковая, швейная, ковроткацкая, пищевая, химическая, цветная металлургия, машиностроение, стройиндустрия.
Действуют шесть ГЭС, наиболее мощная из которых Нурекская, а также ряд крупных ТЭС.
Основная отрасль топливной промышленности — угольная (Шурабадское буроугольное месторождение). Нефть невысокого качества добывается на севере и юге, газ — в Вахшской и Гиссарской долинах. Север страны снабжается узбекским газом.
Таджикистан — один из ведущих хлопководческих регионов СНГ (43% производства тонковолокнистого хлопка). Развито шелководство, овощеводство, садоводство и виноградарство.
Слайд 34Сотрудничество с Россией
Объем накопленных российских инвестиций в экономику Республики Таджикистан в
конце 2012 года составлял около 60% от общей суммы инвестиций (около 800,0 млн долл.).
В 2012 году по сравнению с 2008 годом объем российских вложений в экономику Республики Таджикистан уменьшился почти на 60%. Такое снижение главным образом связано с завершением в 2009 году строительства и вводом в эксплуатацию Сангтудинской ГЭС-1 (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»).
В настоящее время в Республике Таджикистан зарегистрировано 148 совместных российско-таджикских предприятий, из которых достаточно активно работает около 25.
Слайд 35Экономика Кыргызстана
Разграничение полномочий между уровнями государственной власти привело к их существенной
централизации и общему сокращению количества уровней бюджетной системы (с четырех до двух).
В настоящее время консолидированный бюджет включает в себя государственный бюджет (республиканский бюджет и бюджеты органов местного самоуправления) и бюджет Социального фонда.
Слайд 36Доля ВВП, перераспределяемая через бюджетную систему Кыргызской Республики, существенно выросла с
2005 по 2011 год: по доходам консолидированного бюджета — с 23 до 33%, по расходам — с 27 до 38%.
Рост доходов ресублики был обусловлен улучшением налоговой политики и повышением качества администрирования, но также в значительной степени связан с поступлениями от золоторудного месторождения Кумтор.
Однако кризис, произошедший в стране в 2010 году и повлекший за собой экономическую дестабилизацию, потребовал существенного увеличения социальных расходов и расходов на поддержку экономики, что не позволило снизить расходы и привело к дальнейшему росту дефицита.
После волнений 2010 г. Техническим правительством проводилась большая работа по обеспечению энергетической безопасности (финансовое оздоровление предприятий, укрепление финансовой дисциплины и ликвидация коррупционных схем)
В обход территории Узбекистана завершается строительство высоковольтной линии «Таш-Кумыр — Караван», а также линий «Парники — Тепе-Курган», «Алай – Кадамжай», «ТЭЦ г. Ош – Карасуу».
Слайд 38Благодаря сотрудничеству с Россией
Несмотря на прошедшие события, внешнеторговый оборот в 2011
году возрос на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 2,8 млрд долл.
Экспортные поставки увеличились на 21,2%, импорт возрос на 3,4%.
Несмотря на произошедшие события, поступление прямых иностранных инвестиций за 2012 год увеличилось на 14,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это свидетельствует о том, что инвесторы доверяют новым властям и ожидают, что будут созданы благоприятные условия работы.
Слайд 39Экономика Узбекистана
Экономика Узбекистана сильно не зависит от цен на нефть. Слабое
влияние кризиса объясняется структурой внешнеэкономических связей республики, а также достаточно эффективной антикризисной программой расходов. По данным МВФ, темпы роста ВВП составили 9% в 2008 году, в 2009 и 2010 годах экономика Узбекистана выросла соответственно на 8,1 и 8,5%.
Слайд 40Профицит консолидированного бюджета достиг в 2010 году 4,9% ВВП, увеличившись с
2,8% ВВП в 2009 году отчасти благодаря более высоким ценам на биржевые товары.
Более низкие налоговые поступления а также использование единой налоговой ставки для малого бизнеса более чем компенсировались широкомасштабным сокращением неприоритетных расходов. Государственный и гарантированный государством долги остаются на низком уровне.
Узбекистан был одним из лидеров СНГ по темпам экономического роста в связи с эффективной реализацией антикризисной политики, а также благодаря высоким ценам на газ и золото.
Слайд 41За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая
система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Из всех преимуществ ключевыми факторами успеха ведения бизнеса в Узбекистане являются богатая сырьевая база, выгодное географическое расположение в центре крупнейших региональных рынков, интегрированная в сеть наземных и воздушных коммуникаций международного значения транспортно-логистическая система, диверсифицированная индустриальная база и научно-интеллектуальный, кадровый потенциал республики.
Слайд 42Сотрудничество с Россией
Существуют предпосылки для сотрудничества России и Узбекистана в сфере
модернизации и согласования инновационной политики.
Производственный потенциал местной электроэнергетики значительно вырос в рамках реализации совместно с Россией «Программы развития и реконструкции генерирующих мощностей» на 2001–2010 годы.
В ГАК «Узбекэнерго», введен энергоблок мощностью 300 МВт на Ново-Ангренской ТЭС. Стал выдавать электрическую энергию блок № 1 мощностью 800 МВт Талимарджанской ТЭС. Его ввод повысил надежность электроснабжения потребителей Самаркандско-Бухарского региона.
Слайд 43 Введено в строй более восемнадцати тысяч километров линий электропередачи всех
напряжений, соединившие Ново-Ангренскую ТЭС и подстанцию Узбекистанская, а также подстанции Гузар–Сурхан, создали в стране единую энергетическую систему, что позволило обеспечить надежное снабжение населения Ферганской долины и юга Узбекистана электроэнергией.
Построенная в прошлом году высоковольтная линия ПС Гузар – ПС Сурхан существенно повысила экспортный потенциал узбекской энергосистемы, увеличивающей поставки электрической энергии в Кабул.