Слайд 1СССР в послевоенные годы.
Политическое и экономическое развитие страны
1945 – 1953
гг.
Слайд 2План урока
1 Состояние страны после войны.
2 Цели и задачи в области
экономики.
3 Планы 4 пятилетки.
4 Источники финансирования.
5 Итоги развития промышленности и сельского хозяйства.
6 Уровень жизни.
Слайд 3Итоги войны
Разгром фашизма
Возрос международный авторитет СССР (основная часть войск германского блока
находилась на советско-немецком фронте, войска СССР уничтожили 507 немецких дивизий, 100 дивизий их союзников, разгромил Квантунскую армию)
20.11. 1945 - 01.10.1946г – суд над фашистами и фашизмом в г. Нюрнберг
СССР вернул Юж. Сахалин, Курильские о-ва, присоединил территории Закарпатья и Калининградской обл.
Разработаны нормы международного права и мирного сосуществования на основе деятельности ООН и Совета Безопасности
Развитие военно-технической мысли. Появление ядерного оружия
___________________________________________________________
Какие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн можете назвать вы?
Слайд 4Страна после войны.
Потери СССР в годы войны составили 27 млн.
650 тысяч человек. (произошел перекос в сторону женского населения, вдовство, сиротство, беспризорность).В 60 годы, потери в войне обострили демографическую проблему.
1/3 национального богатства страны была уничтожена. Полностью разрушено 1710 городов, 70 тысяч поселков, 32 тыс. промышленных предприятий, что привело к обострению жилищной проблемы, продовольствия. Прямой материальный ущерб составил 650 миллиардов рублей.
Огромные интеллектуальные потери – 330 тысяч произведений искусства вывезено в Германию, уничтожено.
Слайд 6Какова была главная задача послевоенного времени?
Слайд 7Четвертая пятилетка.
1946 – 1950гг.
Цели и задачи в экономике:
Восстановить разрушенное
хозяйство, превзойти довоенный уровень.
В ходе решения главной задачи необходимо было:
перевести экономику с военного производства на гражданское.
млн. уволенных в запас обеспечить работой, жильём. (экстремальные условия).
Поднять жизненный уровень населения.
Укрепление обороноспособности.
Развитие науки и техники. НТП.
Трудности восстановления не пугали, ведь после перенесенных военных испытаний, они уже не представлялись столь значительными.
Слайд 8Пути восстановления экономики
Жданов и Вознесенский предлагали:
Восстановление с опорой на опыт НЭПа
Введение
элементов рыночной экономики, развитие с/х
Маленков, Берия, Сталин предлагали:
Восстановление за счёт возвращения к плановой экономике
Контроль государства
Пятилетние планы
IV пятилетка – 1946-1950гг
Слайд 9Особенности 4 пятилетки
Приоритетным направлением пятилетки было восстановление и развитие
1)
тяжелой промышленности. Это решение диктовалось необходимостью укрепления обороноспособности страны в условиях холодной войны.Тяжелая промышленность является базовой для развития всех отраслей.
2) форсированные темпы восстановления за 5 лет.(американские специалисты, посмотрев на разрушенный Минск, заявили, что для его восстановления потребуется не менее 100 лет).
Слайд 10Источники восстановления
Перекачка новых средств из деревни в город (низкие закупочные цены
на с/х продукцию: молоко скупалось по 25 коп., в продажу – по 2р. 70к; 1 кг говядины – по 14 коп. – в рознице-11р 40 к)
Репарации с Германии 4,3 млдр. долларов. (+ рабочая сила, оборудование, техника)
Труд узников ГУЛАГа
Трудовой энтузиазм
Привлечение денег населения. (выпуск облигаций).
Слайд 11Продуктовые Карточки
1 руб. образца 1947 г
В 1952 г на XIX съезде
партии ВКП(б) переименована в КПСС
Слайд 12Проблемы восстановления
1946 г. – голод (гибель ок. 1 млн. людей)
За годы
войны – потеря значительной части трудоспособного населения
Отставание лёгкой промышленности
Жилищная проблема
Сокращение расходов на социальную сферу
Большие расходы на экономическую поддержку стран Восточной Европы
Слайд 13Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После окончания Великой Отечественной войны
в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчён, страна должна развиваться по демократическому пути, без давления государства, тоталитаризма и репрессий.
Слайд 14По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь в СССР? Укажите не
менее 3-х направлений этого развития
Была избрана довоенная модель развития
Основные направления развития:
Руководством страны был поддержан курс довоенного развития экономики с сверхцентрализацией управления, преимущественным развитием тяжёлой промышленности
В 1946 г – было объявлено о начале новой IV пятилетки
Был установлен контроль за развитием научной мысли, закрывались неугодные властям направления науки (генетика, кибернетика)
Для подавления демократических настроений в обществе возобновились массовые репрессии, которым подвергались представители различных слоёв населения
Слайд 15Почему был избран этот путь развития? Назовите не менее 2-х причин.
Избранный
путь развития наиболее соответствовал сути общественно-политической системы, созданной в СССР
Тяжёлая послевоенная экономическая ситуация, решение задачи быстрого восстановления хозяйства требовала сверхцентрализации всех сил не только в сфере экономики
В условиях начавшейся «холодной войны» возрождался «железный занавес», не допускалось общение с внешним миром
Упрочение официальной идеологии могло проводиться только самыми жестокими мерами
Слайд 18Ниже приведены 2 точки зрения на деятельность И.В. Сталина после окончания
Великой отечественной войны:
1. И.В. Сталин - великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил соц. Лагерь, добился выдающихся успехов страны после окончания войны.
2. В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.
- Какая из данных Т.З. для вас более предпочтительна? Приведите не менее 3-х фактов, положений, аргументирующих, выбранную вами Т.З.
Слайд 19При выборе 1 точки зрения:
В послевоенный период значительно вырос авторитет Сталина
в стране и мире
Под руководством Сталина в кратчайшие сроки было восстановлено народное хозяйство СССР, пострадавшее в годы ВОв, намечены грандиозные планы развития
В стране были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день
Несмотря на трудности периода, значительные средства выделялись на развитие науки и образования
СССР практически не уступал США в ракетно-ядерном потенциале
Слайд 20При выборе 2 точки зрения:
Несмотря на «демократический импульс войны», сталинский режим
был ужесточён
Установлен контроль над деятельностью учёных (шарашки), представителей культуры
Возобновление репрессий (военнопленные, некоторые народы, государственные деятели) – «ленинградское дело», «дело врачей»
Критика и гонения на творчество писателей, композиторов, кинематографистов
Идеологические кампании: «борьба с космополитизмом»
Система ГУЛАГа достигла максимального развития
Слайд 21Ужесточение сталинского режима
Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был
изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о "разложении" и "близкой гибели" которого им говорили до войны.
Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий.
Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов,
интеллигенция - на ослабление политического диктата,
население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности.
Главными причинами ужесточения политического режима были "демократический импульс" войны и прорыв "железного занавеса".
Слайд 22Ужесточение сталинского режима
Репрессии против бывших военнопленных и угнанных в Германию
Усиление закона
№ 7.8 - срок заключения – до 25 лет
В 1943-44 гг в Сибирь, Ср. Азию выселены крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, балкарцы – всего ок. 900 тыс. чел. – Приказом министра Госбезопасности в 1951 г переселённые народы оставлены на поселении навечно
за 1947-1948 гг. было арестовано около 2 тыс. священников различных конфессий
В 1948 г .- Жуков снят с поста главкома, выведен из ЦК и отправлен командовать Одесским военным округом.
борьба с космополитизмом: (Космополит считает весь мир своим отечеством.) Обвинение в космополитизме равнялось обвинению в измене Родине.
Слайд 231949-52 гг «Ленинградское дело»
начались аресты лидеров ленинградской парторганизации. По "ленинградскому делу"
были арестованы более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках "противопоставить Ленинград Москве". Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, в том числе и Вознесенский
Политические процессы
Слайд 24Политические процессы
1952-53 гг «Дело врачей» (дело врачей-отравителей)
Дело, начатое органами госбезопасности в
1952 – начале 1953 г. против группы московских медиков, преимущественно причастных к лечению высших должностных лиц СССР, по обвинению в покушениях на убийство Сталина, в убийствах Жданова, Димитрова и др. Дело носило антисемитский характер и было частью кампании по «борьбе с космополитизмом», проводившейся в СССР в 1947–1953 гг.
Слайд 2614 августа 1946г. Были приняты постановления ЦК партии о журналах «Ленинград»
(редакции был объявлен выговор) и «Звезда» (журнал был закрыт), за публикацию сочинений А. Ахматовой и М. Зощенко
Гонения на литературу
Слайд 27Следующим объектом преследований становятся композиторы: Прокофьев, Хачатурян, Мурадели. Начинается кампания против
композиторов-«формалистов». Кампания вылилась в исключение из Союза композиторов ряда талантливых людей
Слайд 28Кинематограф и театр
4 сентября 1946 г. Выходит постановление ЦК партии о
«безыдейных» фильмах, и начинается борьба с фильмами «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов» и второй серией «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Одновременно подвергается критике репертуар театров ставящих пьесы зарубежных авторов
Слайд 29Гонения на науку (окончательный запрет генетики, психологии и кибернетики)
Слайд 31Итоги промышленности
К 50 году был достигнут довоенный уровень, даже превзойден на
73 %. ( в 1947 году восстановлен Днепрогэс, шахты Донбасса.
Было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий.
В 1949 году СССР создал атомную бомбу.
В то же время слабо развивалась и значительно отставала легкая промышленность и сельское хозяйство.
В большом количестве использовался труд заключенных Гулага, в план засчитывали и репарации с Германии. В 1949 году СССР прекратил взимать репарации с Германии).
Слайд 32Состояние сельского хозяйства
В сельском хозяйстве ощущалась острая нехватка людей, техники,
средств финансирования. Значительные площади были непригодными после ведения на них военных действий.
Государство повысило налоги на крестьянское хозяйство. Крестьяне платили налоги (на скот, на фруктовые деревья).
В 1946 году в стране начался голод, в связи с засухой. (Высокая смертность, эпидемия тифа, дистрофия).
Кирзовые сапоги, фуфайка, керосиновая лампа – вот внешний вид послевоенной деревни. Сельское хозяйство не достигло даже уровня 1916 года.
Слайд 34Сельское хозяйство достигло довоенного уровня только в зерновой продукции.
Слайд 35Уровень жизни. В памяти людей это время ассоциируется с тем, что
в магазинах « все было» . Почему?
В 1947 году были отменены карточки.
Была проведена денежная реформа.
Отменены сверхурочные работы – восстановлен 8 -часовой рабочий день, отпуск, повышалась зарплата.
Люди стали лучше одеваться, снижались цены, в магазинах нет очередей, появилось и мясо, и мебель, и книги.
В памяти людей ассоциируется , как хорошее время
Слайд 36Это было очень трудное время.
Цены оставались выше в 3раза,чем до войны.
Люди жили в общежитиях, бараках и условия быта не позволяли им приобретать хорошую мебель.
Государственные заёмы ежегодно осуществлялись в добровольно – принудительном порядке.
В деревнях проживало больше половины населения страны, доход у них был в 4 раза меньше, чем у жителей городов. Жизнь на селе после войны ухудшилась. Крестьяне были лишены паспортов и уйти в город не могли.
Слайд 37Внешняя политика СССР. Холодная война
Холодная война период 1946-1989 гг.сопровождавшийся -политической, экономической,
идеологической конфронтацией (противостоянием) двух политических систем, СССР и США, а также их союзниками.
Начало «холодной войны» - 5 марта 1946 речь Черчилля в Фултоне (США)
«Железный занавес» ----- «доктрина сдерживания» - доктрина Трумэна
Слайд 38Биполярный мир
Под давлением СССР страны Вост. Европы, в которых утвердились прокоммунистические
правительства, отказались от помощи США.
Противостояние двух систем было закреплено созданием военно - политических и экономических блоков: 4 апр.1949 г. 12 государств во главе с США образовали военный блок НАТО. СССР и 7 стран Вост. Европы подписали ряд военных соглашений в мае 1955. Союз получил название – ОВД.
В марте 1957 года 6 стран Западной Европы создали Европейское экономическое сообщество.
А в странах Восточной Европы подобная организация – Совет Экономической Взаимопомощи – была создана ещё в январе 1949 г.
Слайд 40 Гонка вооружений – наращивание ракетно- ядерной мощи
США
1945 г испытание атомного оружия
1952 испытание термоядерного устройства
1958 запуск искусственного спутника
1958 г испытание МБР
1960 развёртывание подводных лодок с баллистическими ракетами
СССР
1949 г испытание атомного оружия
1953 испытание термоядерной бомбы
1957 запуск первого искусственного спутника
1957 г испытание МБР
1963 подводные лодки с баллистическими ракетами
Биполярный (двухполюсный мир). Так назвали миропорядок, который действовал с к. 1940-х до нач. 1990-х годов в силу существования двух противоположных общественных систем.
Слайд 42Простится с вождём пришло огромное количество людей…
… В народной памяти похороны
Сталина запечатлелись чудовищными давками на Трубной площади, в которых погибло немало людей. В этом противники Сталина непременно усматривают зловещий смысл: мол, диктатор и после смерти разохотился хлебнуть человеческой крови...
Слайд 43Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. завершилась целая эпоха в
жизни СССР. Отсутствие законодательно закрепленных механизмов передачи верховной власти вызвало ее затяжной кризис.