Слайд 1Философия Средневековья
Теоцентризм средневековой культуры, изменение роли философии. Патристика и Августин Блаженный
Схоластическая
философия: полемика номинализма и реализма.
Философия Фомы Аквинского.
Слайд 2Средневековая философия
(5-15вв)
Упадок Римской империи
Окончательное оформление нового общественного устройства – феодализма
Христианство
становится официальной идеологией феодального общества
Монополия церкви на образование и науку=>Философия – служанка богословия
Слайд 3Средневековая философия V – XV вв.
Теологическая философия начала зарождаться еще в
Римской империи в I – V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения)
Слайд 4
В 325г. состоялся первый в истории вселенский Никейский собор, на котором
были приняты основные догматы христианской веры,
с этого времени христианство становится легальной, публичной, официальной религией.
Слайд 5
средневековая философия впитала в себя идеалистическое мировоззрение древних греков, учение о
мировой душе, о духе как таковом (в частности, философские системы Сократа, Платона, Аристотеля и др., а также идеи неоплатонизма)
Слайд 6Неоплатонизм
Источник бытия – Единое (непознаваемо, объективно, не познаваемо ни чувственно, ни
разумом.) Единое ни от чего не зависит, в то, время как все существующее зависит от него
Христианство – Единое - Бог –объективен, все зависит от него
Слайд 7Философия Средних веков
Мировоззрение характеризуется:
Ретроспективностью
Традиционализмом (чем древнее, тем подлиннее,
чем подлиннее, тем истиннее –такова максима средневекового сознания. (Самое древнее-Библия)
Слайд 8Христианская философия (осн. черты)
Теоцентризм
Идеи «креационизма» (идея божественного творения) и «ревеляционизма»(идея откровения)
«провиденциализм»(теологич. понимание
истории как проявления воли бога)
Идея о воскрешении человека при богоугодном поведении
Догмат о спасении мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека (Иисуса Христа)(сотериология)
Сглаживание противоречий между материализмом и идеализмом
Слайд 9Типология ХФ
1. Патристика (от лат. Pater - отец): 2-10 вв. н.э.
2. Схоластика (от лат. schola - школа): 11-14 вв. н.э.
Слайд 11Задачи патристики
Выработка христианской догматики (Вселенские Соборы)
Защита веры от языческих и др.
вероучений, внедрение христианства в массы
Синтез христианства и античной философии (в основном Платона и Аристотеля в лице неоплатонизма)
Слайд 12Важнейшие проблемы Патристики
Троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями
Природа Христа (божественная,
человеческая, богочеловеческая)
Соотношение природы и благодати
Отношение веры и разума
Слайд 13Августин
Заложил основы католицизма, ввел институт монашества
«Град Божий»-церковь и вера
«Град земной»-государство
Слайд 14Августин Блаженный
На основе учения Платона и Аристотеля, систематизировал христианское вероучение
Перенял у
Аристотеля понятие «форма», но говорит о ней, как о божественной форме. Бог – творец бесформенной материи.
Как и неоплатоники Августин мыслит Бога как нематериальный абсолют, противопоставленный миру и человеку. Но Бог у Августина –сверхприродная личность, в то время как в неоплатонизме – Единое – безличный абсолют
Слайд 15Схоластика – «служанка богословия»
Христианская философия, подчиненная религии и вере
Цель схоластики– трактовка
и систематизация религиозных догматов на рассудительном уровне, путем рационального и логического обоснования
Слайд 16Схоластика
Знания бывают:
Сверхъестественные, даваемые в откровении
Естественные, отыскиваемое в человеческом разуме (как
человек может «расшифровать» идеи Священного Писания)
Слайд 17Схоластика
Номинализм – объективность «единичного»(конкретных вещей), общие понятия «универсалии»(имена вещей) производны от
них. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ. (материалистичексая тенденция)
Реализм –реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей - они зародились из божественного разума (идеалистическая тенденция)
Слайд 18Фома Аквинский
Умеренный реалист – «универсалии» - общие понятия существуют:
«до вещей»
«в вещах»
«после вещей»
Слайд 19Фома Аквинский
Главный вопрос – вопрос о соотношении теологии и философии, веры
и знания.
Религия и философия приходят к истине, опираясь на разные методы.
Наука и научные истины допустимы, если они не противоречат религиозным истинам
Слайд 20Фома Аквинский – 5 доказательств существования Бога
Движение - первичный двигатель -
Бог
Причина – первопричина – Бог
Случайность и необходимость –случайное зависит от необходимого,=>первоначальная необходимость – Бог
Степени качеств – высшее совершенство – Бог
Цель – все движется к цели. Бог направляет все к цели и является целью