Слайд 1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. П.Г. ДЕМИДОВА»
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ И НОВОЙ ИСТОРИИ
СРЕДНЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ (1825-1894 ГГ.)
Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Ю.Б. Смирнова
Студент: К.А. Демиховский
Слайд 2
Объект исследования - среднее военное образование в России с 1825 по
1894 год.
Предмет исследования - кадетские корпуса Российской империи.
Слайд 3Цель исследования – показать этапы развития системы военно-учебных заведений в XIX
веке, определить влияние внутренней и внешней политики на содержание подготовки будущих офицерских кадров.
Задачи:
- показать историческую обусловленность и необходимость подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях;
- проанализировать законодательную базу деятельности кадетских корпусов на разных этапах рассматриваемого периода;
- раскрыть роль принятия новых учебных планов и образовательных программ;
- определить значение Я.И. Ростовцева и Д.А. Милютина в процессе реформирования среднего военного образования;
- выявить основные принципы и тенденции воспитания в учреждениях закрытого типа.
Слайд 4ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
А) Законодательные материалы:
своды военных постановлений
высочайший рескрипт
положение
о кадетских корпусах
уставы для военно-учебных заведений.
Б) Делопроизводственные источники:
Записки, мнения, наставления деятелей реформы военно-учебных заведений (Д.А. Милютин, П.С. Ванновский, Я.И. Ростовцев и др.)
В) Источники личного происхождения:
Дневники, воспоминания (Брусилов А.А.,Галахов А.Д.,Игнатьев А.А., Кропоткин П.А., Маннергейм К. Г., Милютин Д.А., Никитенко А.В. Редигер А.Ф. Романов Г.К. Скалон Д. А. Щербачев Г.Д.)
Г) Художественная литература:
Куприн А.И. На переломе (Кадеты)
Лесков Н.С. Кадетский монастырь
Слайд 5ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Законодательные материалы:
Устав для военно-учебных заведений второго класса.СПб., 1830.
Общее положение для Военно-учебных заведений второго класса. СПб., 1830.
Постановления о военно-учебных заведениях: Свод военных постановлений, издания 1869 г. СПб., 1871.
И др.
Делопроизводственные источники:
Милютин Д.А. Мнение о военно-учебных заведениях // Столетие военного министерства.1802 - 1902: В 50 т. Т. 10. Ч. 1. СПб., 1902. С.188-195.
Ванновский П.С. Мнение о преобразовании военно-учебных заведений. СПб., 1862.
Строганов С.Г. Мнение о военно-учебных заведениях // Столетие военного министерства.1802 - 1902: В 50 т. Т. 10. Ч. 1. СПб., 1902.
Ростовцев Я.И. Наставление для образования воспитанников Военно-учебных заведений. СПб., 1849.
И др.
Слайд 6Источники личного происхождения:
Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., 1963
Галахов А.Д. Записки человека.
М., 1999.
Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. В 2-х т. Т.1. М., 1955.
Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1990.
Маннергейм К. Г. Мемуары. М., 1999.
Мещерский В.П. Воспоминания. М., 2001.
Милютин Д.А. Воспоминания. 1816-1843. М., 1997.
Милютин Д.А. Воспоминания. 1843-1856. М., 2000.
Милютин Д.А. Воспоминания. 1860-1862. М., 1999.
Милютин Д.А. Дневник. 1873-1882. М., 2016.
Редигер А.Ф. История моей жизни. Воспоминания военного министра. В 2 т. Т.1. М., 1999.
Щербачев Г.Д. Идеалы моей жизни: воспоминания из времен царствований императоров Николая I и Александра II. М., 2015.
Художественная литература:
Куприн А.И. На переломе (Кадеты)
Лесков Н.С. Кадетский монастырь.
Слайд 7ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дореволюционная :
Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700- 1910.
М.,1910.
Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений. подведомственных Главному их управлению: В 2 ч. СПб.,1880.
Лалаев М.С. Наши военно-учебные заведения под главным начальством великого князя Михаила Николаевича. 1860-1863. СПб., 1898.
Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. М., 2006. (Репринт 1902 г.)
Шильдер Н. К. Император Николай Первый: его жизнь и царствование. В 2 кн. М., 1997.
И др.
Советская :
Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России ХIХ века М., 1950.
Бескровный Л.Г. Очерки военной историографии России. М., 1962.
Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в ХIХ веке. М., 1973.
Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М.,1952.
Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий 1881-1903. М., 1973.
И др.
Современная:
Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. В 2-х томах. М., 2005.
Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М., 1990.
И др.
Слайд 8
Введение
Глава I. Развитие системы кадетских корпусов во второй четверти XIX
века
1.1 Реформирование военно-учебных заведений в годы правления Николая I.
1.2 Роль Я.И. Ростовцева в создании единой образовательной программы для кадетских корпусов.
Глава II. Среднее военное образование во второй половине 1850-начале 1880-х годов
2.1 Подготовка реформы военно-учебных заведений в 1862-1863 годах: сторонники и противники плана Д.А. Милютина.
2.2 Учебно-воспитательный процесс в военных гимназиях
Глава III. Кадетское образование в последней четверти XIX века
3.1. Реорганизация военных гимназий в кадетские корпуса
3.2 Новое «Положение о кадетских корпусах» (1886): перемены в жизни кадет и их воспитателей
Заключение
Список использованных источников и литературы
Слайд 9РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Николай I
(1825-1855)
Я.И.
Ростовцев
(1804-1860)
Создание единой системы подготовки офицеров в России
Расширение сети кадетских корпусов
Наименование всех военно-учебных заведений кадетскими корпусами
Введение единой образовательной программы, чего ещё не было в гражданских учебных заведениях
Строевая подготовка и верховая езда
Научно-образовательная деятельность Я.И. Ростовцева (единый учебный план с 1836 г., составление единого Устава издание учебников, наставлений, приглашение учёных и педагогов на службу в кадетские корпуса).
Слайд 10СРЕДНЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1850-НАЧАЛЕ 1880-Х ГОДОВ
Александр II
(1855-1881)
Д.А.
Милютин
(1816-1912)
Преобразование кадетских корпусов в военные гимназии
Демократизация состава учащихся
Обучение гимназистов под руководством воспитателей ( без участия унтер-офицеров)
Назначение преподавателей из гражданских лиц, а не только из офицеров.
Приоритет общеобразовательного курса над воинским обучением.
Отмена строевых занятий и воинской дисциплины, роты названы «возрастами»
Появление при 2-й «военной» гимназии С-Петербурга курсов подготовки воспитателей.
Слайд 11КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Александр III
(1881-1894 )
Единоличное принятие решений
императором
Упразднение военных гимназий, возвращение к системе кадетских корпусов
Замещение должности воспитателей исключительно офицерами
Принятие нового «Положения о кадетских корпусах»: усиление строевой подготовки и упор на физическое развитие кадетов
Укоренение благочестия и следование верноподданническому долгу