Спорные и сложные вопросы казачьей истории Кубани презентация

Содержание

Этнический состав кубанских казаков

Слайд 1Спорные и сложные
вопросы казачьей истории Кубани
Автор - кандидат исторических наук

Константин Викторович Скиба

Слайд 2Этнический состав
кубанских казаков


Слайд 3В краеведческой исторической литературе до настоящего времени распространено упрощенное рассмотрение черноморцев

как «потомков запорожских казаков», а
кубанских линейцев - как «потомков донских казаков».

К 1794 г. в Черноморском вой­ске бывшие запорожцы составляли не более 30%, а остальные 70% приходились
на долю разных «охотников», набранных в войско во
время русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. и
«прочих», примкнувших к отрядам З. Чепеги и
А. Головатого во время их пути на Кубань.

Вывод - казаки-черноморцы - это восточные украинцы,
точнее малороссы, ибо до 1917 года «слово «Украина»
было тогда нам совершенно не ведомо...».

Немного об устоявшихся мифах...


Слайд 4А вот большинство линейных казаков
Кубани были «донцы
и однодворцы»...


Слайд 5Причем большинство кубанских линейцев были именно однодворцами - потомками русских
«служилых

людей», которые в XVI-XVII веках несли охрану южных рубежей Российского государства
на различных
«засечных чертах».

Слайд 6Кроме того, в
казачьей среде
было довольно много обрусевших и
крещеных «инородцев».


Слайд 7Хопёрский полк
Так, например, в
среде «старейших
в Кубанском войске» хопёрских казаков были


и «новокрещеные азиатцы» (например, казаки-персияне «Мамедали Тарас
Степанов» или «Алиберды
Василий Михайлов»)...

Слайд 8В «Тихом Доне» есть фрагмент, где
после ссоры брат Петр в

сердцах
кричит Григорию: «Весь в батину породу выродился, истованный черкесюк!».
Так что вполне вероятно, что бабка
Петра и Григория была не
турчанка, а черкешенка...
Тем более, что старый генерал
Листницкий, который запомнил Пантелея Прокофьевича по службе в Атаманском
полку, вспоминал: «Хромой такой,
из черкесов?»

Слайд 9«Казак без веры - не казак»:
вопросы религиозной
истории кубанского
казачества


Слайд 10На что обращать внимание:
«Казак без веры - не казак»,
«В дом

зайдя скажу с порогу -
Спаси Христос и слава Богу» и т.д.
Не стоит делать уж очень сильный
крен в «классическое православие»,
убеждать детей, что у их предков
«не было никакого двоеверия, старообрядчества и обрядоверия».
И не надо обижать казаков-мусульман и
казаков-буддистов, связывая казачество только с православием...

Слайд 11Особенности религии линейцев
Если черноморские казаки
были приверженцами
«официального» православия,
то «первые»

линейные казаки
Кубани (Кубанский казачий
полк, выходцы с Дона) были последователями
«старой веры»...

Слайд 12Г. Филипсон: «В Кавказском линейном казачьем войске сектантов было более
чем

православных; особенно в Гребенском и Моздокском полках казаки были почти поголовно староверы и фанатически держались своего учения.
Почти тоже можно сказать о Волжском, Хоперском, Кубанском и Кавказском полках; но вместе
с тем, это были лучшие, самые храбрые и надежные полки».

Особенности религии линейцев


Слайд 13Особенности религии линейцев
В казачьем религиозном сознании
наблюдались и недопустимые с точки


зрения православного человека вещи:
постоянное «якшание» с иноверцами,
любовь к «чихирю», половая распущенность и «низшая языческая мифология» (сильная вера заговоры, домовых, леших, русалок и др.).
Все это дает основание рассматривать
такую религиозную систему, по определению
историка Н.Н. Великой, «как один из
вариантов народного христианства»,
то есть двоеверия.

Слайд 14На что обращать внимание:
Сюда же можно упомянуть
и мифы «о высокой

нравственности казаков»…
Нет, они были обычные
люди со всеми пороками и страстями...

Слайд 15Подводим итоги!
Упомянув двоеверие,
обрядоверие и многое другое,
мы обязаны ответить на

следующий вопрос:
«Почему же тогда у казаков,
в отличие от русских мужиков, вера и молитва стояли на
более высоком месте?»

Слайд 16Ответ на этот вопрос есть в повести
Михаила Шолохова «Они сражались

за Родину», написанной
о страшных боях
лета 1942 года в излучине Дона, на
дальних подступах
к Сталинграду...

Слайд 17М. Шолохов: «...Мокрый от пота, оглохший от
свирепого грохота, Звягинцев закрыл

глаза,
безвольно уронил между колен большие руки,
опустил низко голову и...беззвучно шевеля
побелевшими губами, начал молиться.
В далеком детстве, еще когда учился в сельской церковно-приходской школе, по праздникам ходил маленький Ваня Звягинцев с матерью в церковь, наизусть знал всякие молитвы, но с той поры в
течение долгих лет никогда никакими просьбами
не беспокоил бога, перезабыл все до одной
молитвы - и теперь молился на свой лад,
коротко и настойчиво шепча одно и то же:
«Господи, спаси! Не дай меня в трату, Господи!..»

Слайд 18Подводим итоги!
Часто молятся и поминают Бога те, кто
«ходит рядом со

смертью», те, кому она
«дышит в затылок»...
Хотя очень часто они пользуются и более
древней мужской, языческой магией...
Когда человеку страшно, он отгоняет
от себя смерть матом: «...Звягинцев рывком
поднял голову, снова сжал кулаки до хруста
в суставах, глядя припухшими, яростно
сверкающими глазами в стенку окопа...
и стал громко выкрикивать ругательства.
Он ругался так, что на этот раз, если
бы слышал, ему мог бы позавидовать и
сам Лопахин...».

Слайд 19Казаки - это народ!
Казаки - это народ?!
Казаки - это не народ!


Слайд 20На что обращать внимание:
Крайне осторожно надо
подходить к утверждению
что «казаки

- это народ».
В этой идее, которую
официальная наука
отрицает, кроется сильный
сепаратистский потенциал…

Слайд 21Такие тексты сейчас очень часто
можно встретить в интернете:
«Оккупация Донских земель...
В

1708 году, по приказу Петра
Первого, русские войска
вероломно вторглись на
территорию Войска Донского.
И залитое кровью казаков
независимое государство
перестало существовать...».

В качестве примера...


Слайд 22На что обращать внимание:
Да, оба губернатора и оба атамана
ККВ говорили

или говорят
«что казаки - народ».
В. Кондратьев, 3 июля 2015 года,
на совете атаманов Кубанского
казачьего войска прямо заявил:
«Казачество - это народ со своей
культурой, обычаями, традициями,
основанными на православных
нравственных ценностях.
Поэтому все, кто приезжает к нам,
должны с этими устоями считаться».

Слайд 23Н. Долуда, 22 апреля 2017 г.:
«Никому не надо доказывать, что
казаки -

это коренной народ Кубани, от стабильности и благополучия
которого зависит развитие и 
процветание нашего региона».
Но при это в звании «коренного
народа Краснодарского края» раз за
разом отказывают черкесам...

На что обращать внимание:


Слайд 24На что обращать внимание:
Итак, представители казачества утверждают, «что мы народ»,
но вот

профессиональные
историки, этнологи, антропологи тактично молчат, уходят от
прямого ответа на этот вопрос или когда их уж «совсем достают»
требованиями «дать конкретный
ответ» твердо говорят «нет»...

Слайд 25В. Н. Ратушняк, 2005 г.:
«Казачество - сложившаяся субэтническая
общность русского

народа с собственным менталитетом, исторической памятью, богатыми культурными традициями и обычаями».

Слайд 26На что обращать внимание:
Также «держитесь подальше» от различных теорий «от кого


пошли казаки» (беглые русские
холопы, тмутараканские бродники, крещеные донские хазары,
новгородские ушкйники,
рязанские «резвецы», обрусевшие и крещеные половцы, кавказские
черкасы-черкесы, «ордынские русские»
и т.д. вплоть до скифов).

Слайд 27Их следует «мягко обойти»
или лучше сказать, что
современная наука НЕ

МОЖЕТ
точно доказать «где, когда и
от кого» произошли первые
казаки. Главная причина -
недостаток надежных
исторических источников о том,
что происходило в «Диком поле» в
период XIV-XVI веков...

На что обращать внимание:


Слайд 28Как показывает опыт истории гражданской войны и
заявления современных «этнических казаков»,


от их лозунгов очень недалеко до «самостийных»
концепций независимой казачьей
государственности, «вольной Казакии»...

На что обращать внимание:


Слайд 29На что обращать внимание:
Тем более что «кубанская самостийность» имеет «украинский душок».
Могила

последнего председателя правительства
Кубанской народной республики (1918-1920) Василия Иваниса.
Имеющий глаза
да увидит...
Федор Щербина, кстати, тоже «был из таких»...

Слайд 30После 1945 года «тема казачьего сепаратизма»
активно «подогревалась» с Запада.
Так, в

1959 году в США был принят закон
«О порабощенных нациях».
В этом документе, утвержденном президентом
Эйзенхауэром, говорилось о том, что
«империалистическая политика коммунистической
России привела... к порабощению и лишению
национальной независимости Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии... Казакии...».
При этом американских политиков не смутило то, что
Казакия существовала не в реальности, а только в
довоенных проектах белых казаков-эмигрантов,
многие из которых служили Гитлеру...

На что обращать внимание:


Слайд 31На что обращать внимание:
Теперь их «достойные потомки»,
живущие на Дону и

Кубани, активно пропагандируют тему «геноцида казачьего народа», независимого казачьего государства и т.д.

Слайд 32Приветствия «Слава Кубани! Героям слава!» у
кубанских казаков никогда не было

вплоть до
«возрождения в 1990-е годы».
Он появился с подачи «черноморских
сичевиков-козакийцев», которые переняли
его у украинских бандеровцев.
Лозунг «Слава Украине! Героям слава!» появился на
польской Галичине в конце 1920-х годов.
Так бандеровцы переиначили старинное галицко-русинское приветствие «Слава Иисусу Христу!
Во вики викув, слава!» , которое и сейчас можно
услышать в Галичине и Подкарпатской Руси в селах.
Бандеровцы сочетали этот лозунг с «римским салютом» - вскидыванием правой руки, перенятым по
образцу нацистского приветствия...

О лозунге «Слава Кубани!»


Слайд 33Про «чёрта
с прокрутом»...


Слайд 34Как только в нашей стране,
«в лихие 1990-е», стало
модным искать

«героические корни нации», интерес среди
мужского населения к длинному
клинку вырос моментально.
Вскоре появились и многочисленные исторические мифы на эту тему...

Слайд 35К числу таких современных казачьих
мифов «по мотивами реальной истории»
можно

отнести «казачий рукопашный бой»
(он же «казачий спас») и
«казачью фланкировку» - комплекс
упражнений с шашкой.
Все эти «восьмерки», «девятки»,
«чёрт» и «чёрт с прокрутом» - плод
творчества современных казаков.
Они полезны как «гимнастика для тела»,
«для разогрева мышц», но у них НЕТ и
НИКОГДА НЕ БЫЛО никакой боевой ценности.
«Те казаки» о них даже и не слышали...
Как и про особые «пластунские ножи» и
«пластунский ножевой бой»...

Слайд 36«Нож Силина» («пластунский нож») с
набедреными ремнями. Этот нож имел место быть

и являлся элитным
наградным оружием, которое вручалось бойцам пластунских отрядов, выполнившим более семи успешных заданий». Все эти слова - полная чушь...

Пластунский нож как образец таких мифов...


Слайд 37К тому же можно вспомнить,
что «в те давние времена»
казаки-черноморцы
не

умели нормально
пользоваться саблями и шашками, были плохой кавалерией,
но были хорошей пехотой и
в бою больше надеялись на свою
короткую пику-«пидсоху» и
«доброе ружжо»...

Слайд 38А вот кубанские линейные
казаки - это уже совершенно
другая картина.

Эти «черкесы
русской национальности»
были хорошими конниками и любителями конного шашечного боя,
которые, как и «их учителя» - закубанские горцы,
«не любили зря жечь порох».

Слайд 39Но их тоже никто не учил фехтовать шашкой...
А. Шпаковский: «Быстро слетелись

враги,
сверкнули выстрелы и оба коня грянули наземь.
Вскочили на ноги противники, бросились друг на
друга с шашками, но, по незнанию правил фехтования,
рубка с плеча не могла долго длиться:
шашка Подрезова разлетелась в куски, а
у горца вылетела из рук. Одно только мгновение
стояли ошеломленные враги и, как бы
сговорясь, бросились друга на друга...
Сила была на стороне Подрезова, ловкость на
стороне горца. Несколько мгновений они крутились
по земле, и то тот, то другой был наверху - и все
втихомолку; наконец Подрезов, окровавленный,
поднялся на ноги с кинжалом по рукоять в боку;
горец же не поднялся...».

Слайд 40И «донские тяжелые шашки» кубанские
казаки за «настоящее оружие» не считали...
И

еще. Шашки кавказских и степовых
казачьих войск - это далеко не одно и то же...

Слайд 41Но где тогда находится источник мифов,
связанных с шашкой?
Все эти «фокусы» получили

распространение
уже в эмиграции, когда казаки придумали их
для того, чтобы выступать перед французской публикой. Потом к ним добавились
выступления советских
«казачьих ансамблей песни и пляски».
Именно там стали появляться ловкие
«казачки», выделывающие танцевальные кульбиты и лихо размахивающие шашкой.
Причем на очень высоком уровне.
Правда, не фехтовальном, а танцевальном...

Слайд 42Одним словом, это можно
предлагать и вводить в
комплекс военно-спортивных казачьих

дисциплин, но
при этом надо поменьше говорить
(а лучшее вообще не говорить)
детям «об исконности»,
«древности», «особых боевых качествах» и т.д.

Слайд 43«Картопля цэ не цыбуля!»


Слайд 44На что обращать внимание:
Вызывает удивление и «украинизация»
всего Краснодарского
края, которая

проявляется
в нескольких вопросах...

Слайд 451. В учебниках по кубановедению
до сих пор мало, по
сравнению

с черноморцами, упоминаний Кавказском
линейном казачьем войске,
о кубанских казаках-линейцах,
их воинских традициях и культуре.

Слайд 46Неприятно удивляет
указатель «Нужныкы.
Отут бабы, а отам козакы»
в городе

Кропоткине.
Ему больше пристало висеть в Атамани...

Слайд 47Хотя, если побывать в Атамани,
то очень трудно не поверить в


мысль, что «Кубанское казачье
войско создали только козакы-запорожцы». Получается, что
Кубань - этакий украинский
«филиал» на юге России.
Тем более, что именно так и
считают власти современной
Украины, требуя вернуть
«все взад»...

Слайд 482. Раздел о кубанских говорах
повествует о «кубанской балачке»,
на которой

говорили черноморцы,
и «почти молчит» о
различных говорах и
диалектах русского языка,
на которых говорили линейцы.
Или, что еще хуже, пишет о
какой то мифической
«линейной балачке»...

Слайд 49Разговорный язык
линейных казаков Кубани
был сформирован
из различных диалектов
русского

языка, но в
основном южнорусских.
Причем очень часто этот
«русский язык» был разным
даже в соседних станицах...

Слайд 50Примеры из «донской» «акающей»
станицы Кавказской:
Ф. Елисеев: «…наши староверы
и старожилы говорили

старинным русским языком, где буква «А»,
шипящие буквы и мягкий знак - доминировали». На ее улицах
часто слышались слова типа
«пущай», «гаварять», «хачу»,
«табе», «вазить»...

Слайд 51Фразы из разговора Ф. Елисеева с другом детства
казаком-старовером Киреем Мазановым:


- Ды, как! Работаем мы дома, а сычас нада итить в лаге­ри... дык я к тибе с просьбою прибёх.
- Ды тут памагать нечива... вазьми мине к сабе в динщики, вот и вся твая помащь будить мине.
- Феть! Я нихачу ламатца в страю, а на призы выступлю и забью усех!
- Ды и пущай гаварять, а я хачу у тибе служить, вот и все!
- Я тибе пирпялов буду ловить, и жарить, ка­расей с Чалбас принясу, а са сваво саду буду вазить смародину, клубничку, чирешни...
- Ху, т-ты!.. А што я этава ни знаю! Иш-шо будишь ты мине учить... эта мы с табой гаварим дома, в сваей станице, а на службе - другая дела...

Слайд 52Примеры из соседней «однодворческой» «якающей» станицы Дмитриевской:
«не бряши!», «Райкя», «мяне»,
«табе»,

«пайдемтя»,
«нянькя Полькя», «рядиска».
И, что характерно, слово «гутарить» не звучало, только «гаварыть» и вместо «крестная» говорили «мамашка»...
Местные казаки были выходцами из Воронежской губернии.

Слайд 53Почему так произошло?
Екатеринодар - центр Черномории,
стал административным и
культурным

центром Краснодарского края, многие ведущие кубанские
ученые - потомки черноморцев,
руководство современного края и
ККВ тоже «из черноморцев»...
Хотя когда-то огромная крепость Мегаполис (Усть-Лабинск) планировалась именно как центр нашего региона...

Слайд 54О гражданской войне
на Кубани


Слайд 55Рассказывая о событиях
гражданской войны на Кубани,
не стоит «превозносить до

небес» «белых казаков» и молчать про «красных казаков». На многих казачьих поминовениях
присутствует «красный террор» и
нигде не присутствует
«белый террор».

Чем не стоит увлекаться:


Слайд 56Чем не стоит увлекаться:
Совершенно не отражены жестокие действия казачества
по отношению

к «иногородним»,
вся коллективная
память сосредоточена
вокруг травм, нанесенных
только одной стороной - «красными»...

Слайд 57На что надо обращать внимание:
Мы не признаем «украинский
«голодомор», но рассказываем

детям
про «геноцид казаков и
голодомор на Кубани». Это как?
Часто слышится, что кубанское казачество подверглось «геноциду» и «поголовному истреблению...большевиками был
отдан приказ уничтожить казаков
под корень», в результате
чего тогда погибло «более полутора
миллионов казаков и их семей»...

Слайд 58Никто не оправдывает жестоких действий советской власти по отношению к
казакам

в годы гражданской войны, но и
такие утверждения тоже, мягко говоря,
не являются правдой...
И, кстати, «классического расказачивания
образца 1919 года» на Кубани не было...
Были расстрелы заложников времен улагаевского десанта 1920 года и
членов семей бело-зеленых,
сидевших в плавнях и горах...

На что обращать внимание:


Слайд 59Про красных сталинских казаков...


Слайд 60На что обращать внимание:
Советский период - это вообще какой-то
«провал в

казачьей истории до 1990 года».
Детям не рассказывают о «советских реабилитациях казачества» 1925 и 1936 годов, хотя иногда показывают фильм
«Кубанские казаки» (1949 г.)...
Практически единственные исключения -
героизм кубанских казаков в боях под
Москвой в 1941 году, знаменитая
«кущевская атака» в 1942 году и
9-я пластунская стрелковая дивизия.

Слайд 61В 1936 году с казаков были полностью
сняты ограничения по прохождению


военной службы в РККА,
на Кубани был воссоздан закрытый
в 1921 году Кубанский казачий хор,
5 «кадровых» кавалерийских дивизий
получили статус казачьих и
казачью форму, а на Дону и
Северном Кавказе были созданы «территориальные» казачьи
кавалерийские дивизии.

Сталинское возрождение казачества


Слайд 62Одной из пяти казачьих кавалерийских частей РККА была элитная 6-я кавалерийская

Кубано-Терская казачья
Чонгарская Краснознаменная ордена Ленина и ордена
Красной Звезды дивизия имени товарища Буденного.

Сталинское возрождение казачества


Слайд 63Сталинское возрождение казачества
Казаки на военном параде 1 мая 1937 года
на

Красной площади

Слайд 64Про белых
немецких казаков...


Слайд 65Чем не стоит увлекаться:
Зато у нас часто прославляют многих из героев


«белого казачества», которые служили нацистам.
Атаман Кубанского казачьего войска за
рубежом (1920-1958 г.) В. Науменко и генерал
А. Шкуро в их числе...

Слайд 66Пособника Гитлера (есть кинокадры,
где он «кидает зигу», приветствуя немцев)
преподносят

как «образец преданности
своему делу, который служит примером для
его потомков»...он ведь лично не стрелял
по советским солдатам, «он спасал регалии»
и его оправдал американский суд в 1949 году...
Но недавно городской суд
Славянска-на-Кубани
обязал администрацию района убрать
мемориальную доску с дома в ст. Петровской,
где жил атаман Вячеслав Науменко...

На что обращать внимание:


Слайд 67А вот каких «героев» размещает на своей странице
группа из социальной сети

«ВКонтакте» «Кубанська Січ».

Вместе с лозунгом «Слава Кубани! Героям слава!»...


Слайд 68Опечатка «по Фрейду»...
Казаки в немецкой форме на службе в вермахте как

пример
«героической борьбы с немецкими захватчиками»...

Слайд 69На что надо обращать внимание:
Так и хочется спросить:
«Каким образом Кубанское


казачье войско умудряется
сочетать участие в параде на
Красной площади на
День Победы 2015 года и почитание нацистских пособников?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика