Слайд 1Советское государство в 1917-1922 гг.
Всероссийский съезд Советов
1-2,5 тыс. чел., не менее
2 раз в год (1 раз)
ВЦИК
СНК
Губернские съезды
Советов (до 300 деп.)
Уездные съезды
Советов (до 300 деп.)
Волостные съезды
Советов
Губернский
исполнительный
комитет (25 чел.)
Уездный
исполнительный
комитет (20 чел.)
Волостной
исполнительный
комитет (10 чел.)
Н
А
Р
К
О
М
А
Т
Ы
Слайд 2Советское государство в 1917-1922 гг.
(продолжение)
Сельский Совет
От 3 до 50 деп.
Городской Совет
Население
до 10 тыс.
(3-50 деп.)
Исполнительный
комитет (до 5 чел.)
Исполнительный
комитет (от до 15 чел.)
Городской Совет
Население более
10 тыс. чел.
(50-1000 деп.)
Исполнительный
комитет (от 3 до 15 чел.)
Слайд 3Черты советского государственного управления
Диктатура единоличной власти
Жесткая дисциплина
Единоначалие. Единомыслие.
Единодействие
Абсолютное подчинение
нижестоящих вышестоящим
Слайд 4Состав съездов Советов в СССР
в середине 1920-х гг.
в %%
Слайд 6Всероссийский центральный исполнительный комитет
В Ц И К (200, затем –
300 чел.)
постоянно, с осени 1918 г. - сессионно
Президиум ВЦИК
постоянный орган
военный, финансовый,
хозяйственно-
продовольственный,
крестьянский, казачий,
пропаганды и пр.
по проверке советских
служащих,
по выработке Конституции,
помощи голодающим,
избирательная и пр.
Отделы
Комитеты и комиссии
Слайд 7
Высшие органы государственной власти и управления СССР (1924-1936 гг.)
Съезд Советов СССР
(1
раз в год, с 1927 г. – 1 раз в 2 года)
ЦИК СССР
3 сессии в год
Союзный
совет
Совет
национальностей
Президиум ЦИК
Совет народных
комиссаров
Наркоматы
общесоюзные
Наркоматы
объединенные
Верховный суд
СССР
Прокурор
Верховного суда
СССР
ОГПУ
Слайд 9Наркоматы
Общесоюзные наркоматы – создавались для управления отраслями, отнесенными Конституцией СССР к
исключительному ведению Союза ССР.
- иностранных дел
- по военным и морским делам
- внешней торговли
- путей сообщения
- почт и телеграфов
Слайд 10Наркоматы
Объединенные наркоматы (союзно-республиканские)–
управляли отраслями, отнесенными Конституцией СССР к совместному ведению Союза
ССР и союзных республик
- ВСНХ
- финансов
- труда
- продовольствия (до мая 1924 г.), снабжения
- рабоче-крестьянской инспекции
Слайд 11Наркоматы
Республиканские наркоматы управляли порученной им отраслью непосредственно и в пределах территории
республики
- земледелия
- внутренних дел
- юстиции
- просвещения
- здравоохранения
- социального обеспечения
Слайд 12Промышленные наркоматы
НК пищевой
промышленности
(1930,1934)
НК тяжелой
промышленности
(1932)
НК лесной
промышленности
(1932)
ВСНХ СССР
НК легкой
промышленности
(1932)
НК снабжения
НК торговли
(1934)
Слайд 13Промышленные наркоматы
НК тяжелой
промышленности
НК оборонной
промышленности
(1936)
НК
машиностроения
(1937)
НК авиационной
промышленности
(1939)
НК
судостроения
(1939)
НК вооружения
(1939)
НК боеприпасов
(1939)
НК тяжелого
машиностроения
(1939)
НК
среднего
машиностроения
(1939)
НК общего
машиностроения
(1939)
Слайд 14Промышленные наркоматы
НК тяжелой промышленности
5. НК
промышленности
строительных
материалов
(1939)
НК
угольной
промышленности
(1939)
НК резиновой
промышленности
(1941)
НК электропромышленности
(1940)
4. НК
топливной
промышленности
(1939)
6.
НК химической
промышленности
(1939)
НК
электростанций (1940)
НК химической
промышленности
(1941)
3. НК
электростанций и
электропромышленности
(1939)
НК
нефтяной
промышленности
(1939)
1. НК цветной
металлургии
(1939)
2. НК черной
металлургии
(1939)
Слайд 16Советы
1917 г. – рабочих, крестьянских, солдатских депутатов
1918-1936 гг. – рабочих, крестьянских,
красноармейских (краснофлотских), трудовых казачьих депутатов
1936-1977 гг. – депутатов трудящихся
1977-1993 гг. – народных депутатов
Слайд 17Коммунистическая партия
1903-1917 гг. – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) – РСДРП(б)
1918-1924
гг. – Российская коммунистическая партия (большевиков) – РКП(б)
1924-1952 гг. – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) – ВКП(б)
1952-1991 гг. – Коммунистическая партия Советского Союза – КПСС
Слайд 18Организационная структура
РКП(б), ВКП(б), КПСС
Съезд партии
Центральный комитет
Оргбюро
(до 1952 г.)
Политбюро
(Президиум
1952-1966 гг.)
Секретариат
Пленум
Постоянно действующие
(с
марта 1919 г.)
Орган реальной политической власти
Слайд 19Участие населения СССР в
выборах Советов
Слайд 21Социальный состав Съездов Советов
VIII
Съезд Советов СССР
Декабрь 1936 г.
½ - работники
центральных партийных
органов,
секретари крайкомов,
обкомов
- депутаты Советов
своего уровня
½ - рабочие, крестьяне,
интеллигенция
Слайд 22Состав Советов СССР в 1936 г.
1/3 депутатов Советов
краевого/областного
уровня
Депутаты ЦИК СССР
10 %
секретарей
РК и ГК ВКП(б)
Депутаты ЦИК СССР и СР
22% секретарей РК и
ГК ВКП(б)
Депутаты Советов краевого
(областного) уровня
18% секретарей РК
ВКП(б)
Депутаты Советов
районного уровня
29 % секретарей
ГК ВКП(б)
Депутаты Советов
городского уровня
Слайд 23Состав Советов СССР в 1936 г.
½ работников
краевых и областных
исполкомов
Члены ЦИК СССР
и РСФСР
Депутаты краевых и
областных Советов
40% председателей
райисполкомов и
горисполкомов
Слайд 24
В 1944 г. - Сталин и Маленков подготовили проект постановления пленума
ЦК ВКП(б), согласно
которому за партией оставались только пропагандистские функции.
Проект был отвергнут большинством членов Политбюро.
Слайд 25Местные партийные органы
Губернские
(областные, краевые)
партийные конференции
Уездные (районные)
партийные конференции
Собрания партийной
организации
предприятия, учреждения
Собрания ячеек
структурных
подразделений
Губком
(обком, крайком)
Уком
Слайд 26Коммунистическая партия в советской политической системе
1917-1936
Номинальная
власть
Реальная
власть
Верховная
(законодательная)
власть
1917-1936
Всероссийский
(Всесоюзный)
съезд
Советов, ВЦИК,
ЦИК СССР
1936-1989
Верховный
Совет СССР,
Президиум
ВС СССР
VII-XXVII
съезды партии,
Пленумы ЦК,
Политбюро
(Президиум) ЦК
РСДРП(б),
РКП(б), ВКП(б),
КПСС
,
Слайд 27Коммунистическая партия в советской политической системе
(продолжение)
Центральная
(исполнительная)
власть
Номинальная
власть
Реальная
власть
Члены
Политбюро
Секретари ЦК,
Отделы ЦК КП,
Партийные
Комитеты
в
министерствах
1917-1946
СНК РСФСР
(СССР)
1936-1990
СМ СССР
Слайд 28Коммунистическая партия в советской политической системе
(продолжение)
Местная
власть
Номинальная
власть
Реальная
власть
1917-1936
Съезды местных
Советов,
1936-1993
местные Советы
(республиканские,
областные,
районные,
городские,
сельские)
ЦК
компартий
союзных
республик,
областные,
районные,
городские
комитеты партии
и их отделы
Слайд 29Высшие органы государственной власти СССР (по Конституциям 1936 и 1977 гг.)
Верховный
Совет СССР
На 4 года (1936), на 5 лет (1977)
Совет Союза
Совет
национальностей
Сессии ВС СССР
Не реже 2 раз в год
Президиум
Верховного Совета СССР
постоянно
Постоянные комиссии
СНК
(Совет
Министров)
СССР
Слайд 30Реформа политической системы СССР в период перестройки
Январский (1987 г.)
Пленум ЦК
КПСС
XIX Всесоюзная
Конференция КПСС
(28 июня-1 июля 1988 г.)
Утверждение принципов
демократии в качестве
основ развития и
функционирования
политических отношений
в обществе
Импульс для
реформ в
политической
сфере
Основные направления
Слайд 31
Основные направления реформ
политической системы СССР
Изменения в избирательной системе:
альтернативность
выборов
выборы в территориальных округах и
от общественных организаций
Установление двухуровневой системы высшей
законодательной власти:
- Съезда народных депутатов СССР
Верховный Совет СССР, избираемый из числа
депутатов Съезда
Превращение Верховного Совета СССР в
постоянно действующий парламент
Слайд 32
Основные направления реформ
политической системы СССР
Прямое представительство общественных
организаций в высших органах
законодательной
власти. (Из 2250 депутатов Съезда народных
депутатов - 750 от КПСС, комсомола,
профсоюзов и др. общественных организаций
Создание нового органа правового контроля –
Комитета Конституционного надзора
Ликвидация монопольного права КПСС на власть
путем отмены ст.6 Конституции СССР,
Закреплявшей руководящую роль партии
Слайд 33
Основные направления реформ
политической системы СССР
Начало становления многопартийной
системы
Учреждение постав Президента СССР
и
избрание на эту должность
М. С. Горбачева в марте 1990 г. III съездом
народных депутатов
Изменение структуры высшей исполнительной
власти. Реорганизация правительства и
создание Кабинета министров, подчиненного
Президенту СССР
Слайд 34Особенности советской политической системы
Отсутствие разделения властей в традиционном либеральном смысле (до
1936 г.), номинальное разделение властей с 1936 г.
Номинальная власть в руках советских органов, реальная власть в руках партийных органов
Партийные органы – ветвь власти, принимающая решение, советы – исполняющая решения
Доминирование исполнительной власти над представительной
Концентрация власти в руках узкой группы лиц
Чрезвычайные методы и чрезвычайные органы
Однопартийность
Слайд 36Формирование органов управления в СССР
Слайд 37Выборы в СССР
Контроль верховной власти над выборами был доведен до совершенства
— отклонения от намеченных результатов могли составлять лишь десятые доли процента, а победа безальтернативного кандидата была предрешена.
Выборы = назначения сопровождались дополнительной процедурой легитимации.
Представительные органы — легализаторы, которые переводили решения верховной власти в правовое поле.
Правоохранительная и судебная системы — санкционеры, т.е. налагали санкции, наказывали за неисполнение решений верховных органов.
«Исполнительная» власть — правительство и региональные администрации.
Центр власти — верховный правитель и его окружение, решения которых имели директивный характер для всех акторов политической системы.
Слайд 38Во всех без исключения органах политической власти сохранялся этот дуализм. Так,
например, областное подразделение партии имело комитет (обком) КПСС, членами которого становились видные руководители региона, и аппарат, то есть штатных сотрудников обкома.
Представительные
органы
ИСПОЛКОМЫ
(аппарат)
Законодательные органы
СОВЕТЫ
(парламент)
Законодательная ветвь власти
«легализаторы»
Советы народных
депутатов
Слайд 39
работал на профессиональной основе, постоянно.
был назначаем и занимался подготовкой решений.
действовал на постоянной штатной основе, готовил документы, выносил их на обсуждение и играл решающую роль.
готовил решения
собирался на заседания примерно два раза в месяц, и членство в нем не подразумевало освобождения от основной работы.
избирался, их члены занимались публичной политикой и должны были выглядеть легитимно
действовал на общественных началах, образуя ячейки квазигражданского общества.
легитимировал решения и проводил публичную политику
аппарат
комитет
Слайд 40Процесс утверждения в номенклатурной должности проходил 3 этапа
Сначала соответствующий орган (например,
Совмин) вносил на рассмотрение ЦК КПСС три-четыре кандидатуры, отдел ЦK, курировавший данное направление, поддерживал одну из кандидатур.
Далее Политбюро ЦК КПСС (если это была номенклатура Политбюро) утверждало кандидатуру
Затем соответствующий орган назначал (в случае с Совмином) или избирал (в случае с Верховным Советом) рекомендованное лицо и публиковал постановление об этом.
Слайд 41Выборы в СССР
Директивным путем регулировалась доля в представительных органах власти рабочих
и колхозников, интеллигенции, женщин, молодежи и представителей национальных меньшинств.
Эта система квот искусственно увеличивала представительство «слабых» социальных групп — рабочих, крестьян, женщин и молодежи; и уменьшала (а иногда камуфлировала) представительство «сильных» групп — интеллигенции и чиновничества.
Следует заметить, что практически сразу после отмены квотирования «слабых» групп их доля в представительных органах всех уровней стала стремиться к нулю.
Слайд 42Комитет
Аппарат
Взаимодействие назначаемых и избираемых структур в советской политической системе
имели декоративную функцию
проводник
идей аппарата, был призван контролировать ход легитимации решений
Квотируемые
группы
Секретари
Внутренняя партия
Подготовка и принятие решений
Голосовали, выражая свое полное одобрение
Слайд 43Выборы в СССР
Выборы в советский период нельзя считать способом рекрутации элиты.
Набор во власть шел через
систему элитарного образования,
общественную деятельность, которая в случае успеха приводила молодых людей на нижние ступени номенклатурной лестницы, где и продолжался их карьерный рост.
Слайд 44Выборы в СССР
Представительные выборные органы формировались не столько по деловым качествам
своих членов, сколько по имиджевым соображениям:
лояльность к власти была основным качеством, подразумевавшимся «по умолчанию».
Прочие качества:
социально-профессиональная принадлежность,
происхождение,
пол,
возраст,
образование,
национальность.