Слайд 1Скаутское движение
Подготовили ученики 3 класса
МКОУ «Средняя школа №2»
р.п. Мулловка
Руководитель Жиртуева О.Е.
Слайд 2Содержание
История создания.
Скаутинг в России.
Современный этап.
Скаутский метод.
Девиз.
Скаутские законы и скаутское обещание.
Символика и
традиции.
7.1. Эмблема.
7.2 Скаутское рукопожатие.
7.3 Скаутский салют.
7.4 Скаутский галстук.
7.5 Скаутские знаки отличия.
8. Литература.
Слайд 3История создания
Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в
1907 году в Великобритании. Им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Броунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys».
Зародыши идеи скаутинга появились при осаде Мафкинга (Южная Африка) во время Второй бурской войны (1899—1902), где Баден-Пауэлл служил бригадным командиром.
Сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл
Слайд 4Скаутинг в России
В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского
скаутского движения - Полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого разведчество в России начинает активно развиваться. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлскаутов). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.
О.И. Пантюхов
Слайд 5В 1915 г. Николаем Адуевым был написан гимн скаутов — «Будь
готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света» Владимиром Поповым, являвшимся начальником Московской дружины скаутов (последнему также принадлежат слова и музыка популярной скаутской песни «Картошка», известной в СССР под видом пионерской песни). В том же 1915 г. Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов.
Слайд 6После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Комсомол, видя в скаутах своих
соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга.
Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.
В результате в СССР осталось только пионерское движение. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.
Слайд 7В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского
скаутинга.
Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Одними из самых крупных российских организаций можно назвать: Организация Российских Юных Разведчиков, Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков, Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов.
Слайд 8Эмблемы
Организация Российских Юных Разведчиков
Российская Ассоциация девочек-скаутов
Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков
Слайд 9Современный этап
В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в
217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.
Эмблема WOSM
Слайд 10Скаутский метод
Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского
метода заключается в следующем:
- Воспитание на основе обещания, а именно — осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
- Патрульная система или система микрогрупп.
-Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы).
-Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга — исследовательской деятельности.
- Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
- «Обучение через дело»
Слайд 11Девиз
Девиз скаутов — «будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается
до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P.).
Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля 1908 в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет.»
Слайд 12Скаутские законы и скаутское обещание
Один их принципов скаутского метода — жизнь
на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание.
Основа обещания — 3 принципа, на которых строится весь скаутинг:
Долг перед Богом
Долг перед Родиной и окружающими
Долг перед Собой
Скаутское обещание:
«Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам российских скаутов-разведчиков».
Слайд 14Символика и традиции
Скаутская эмблема — лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга
с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.
Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент — лилию (трилистник).
Эмблема
Слайд 15Скаутское рукопожатие
Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой
рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что в африканских племенах во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.
Слайд 16Скаутский салют
Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая
рука поднимается до уровня плеча, два пальца — большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.
Слайд 17Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких
как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутской клятвы.
Слайд 18Скаутский галстук
Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы;
по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук завязывается специальным узлом — узлом дружбы. Также, вместо узла иногда используют специальный зажим.
Слайд 19В отличие, например, от пионерского галстука времен СССР, скаутская традиция позволяет
использование галстука в самых разных целях: перевязать рану, снять горячий котелок с костра, натянуть веревку на переправе можно, защитив ладонь галстуком.
Слайд 20Скаутские знаки отличия
Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на
своей форме, обозначают его достижения и той или иной скаутской «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.
Слайд 21Литература
1.Универсальная Интернет-энциклопедия «Википедия» [Эл. ресурс]. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org – Интернет-энциклопедия «Википедия». – Дата доступа: 24.03.11.
2.Баден-Пауэлл Р. Скаутинг для мальчиков [Текст]: / Р. Баден-Пауэлл. - Лондон,1908 г.
3.Центральный сайт скаутов-разведчиков России [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://Scouts.ru –Дата доступа: 24.03.11.
4.Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение. Исторический очерк [Текст]: / – Ю.В. Кудряшов. — Архангельск, 1997.
5.Воздвиженский С. Скаутский метод [Текст]: / С. В Воздвиженский. – Петрозаводск, 2004.