Слайд 1ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Презентацию подготовил студент
группы ПО-301 Угланов Артем
Слайд 2ПЛАН:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ
КОНФУЦИАНСТВО
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие
для вузов. – М., 1998
Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - Москва: Просвещение, 1971
Слайд 3ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
Жизнь в семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и
представлений:
у каждого дома есть свой покровитель (цзаован);
все члены семьи соблюдали правила и ограничения;
вера в существование божества, следящего за нравственностью;
присутствие атрибутики в каждом жилище.
Слайд 4ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
уважение младших к старшим (наставник, как отец);
деятельность учителя
– очень почетна;
приобретение образования – крайне важно.
Слайд 5ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ
первые школы – третье тысячелетие до н.э. (Сян и
Сюэ);
Сюэ (эпоха Шан XVI - XIвв до н. э.) – образовательные учреждения (учились только дети свободных и состоятельных людей);
программа обучения включала 6 искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Слайд 6ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ
Эпоха Чжоу (XI - III вв до н.э.):
обучались дети
из высокопоставленных слоев (госюэ – в столице) и менее родовитой знати (сансюэ – в провинциях);
главная цель обучения - освоение иероглифического письма;
формула обучения - легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров.
Слайд 7КОНФУЦИАНСТВО
Конфуций (551 —479 до н.э.):
методика преподавания - диалоги учителя с
учениками, создание классификаций и сравнение фактов и явлений, подражание образцам;
воспитание, нравственное самосовершенствование - фактор человеческого бытия и непременное условие благополучия;
философский смысл - проблема роли природы и общества в воспитании.
Слайд 8КОНФУЦИАНСТВО
Конфуций различал:
обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители");
людей, достигающих
знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства");
людей, не способных к трудному процессу постижения знании ("чернь");
идеально воспитанный человек - обладатель высоких качеств благородства, стремления к истине, правдивости, почтительности, богатой духовной культуры.
Слайд 9КОНФУЦИАНСТВО
трактат "Беседы и суждения" ("Лунь ЮЙ") - воспроизведены беседы Конфуция с
учениками (обязателен для заучивания наизусть);
трактат "Книга обрядов" - школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека.
трактат "Книга обрядов" (система педагогических принципов, методов и приемов ) - школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: "Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении".
Слайд 10КОНФУЦИАНСТВО
начинать обучение в возрасте 7 - 8 лет:
через год
- выясняли, умеет ли школьник читать;
через 3 года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей;
через 5 лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику;
через 7 лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей;
через 9 лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке".
Слайд 11КОНФУЦИАНСТВО
Мэнцзы (372 - 289 до н. э.) - выдвинул тезис о
доброй природе человека, определял воспитание как формирование высоконравственных людей;
Сюнецзы (298 - 238 до н. э.) - задачу воспитания видел в преодолении злого начала;
трактат "Заметки об обучении"-понятия воспитания и обучения - различны, необходимость идти от простого к сложному.
Слайд 12ВЫВОД
конфуцианство - официальная идеология обучения и воспитания;
сложился культ образованности;
школьное дело - неотъемлемая часть государственной политики;
возникновение системы государственных экзаменов для занятия чиновничьих должностей;
педагогические традиции древних государств и Китая, в частности, повлияли на развитие воспитания и обучения в более поздние времена.