Слайд 1Особенности самоуправления казачества
Слайд 2
Идеи и практика самоуправления зародились в глубокой древности, еще до возникновения
государства. Они обеспечивали существование общности людей на основе самоорганизации. Особенности этих норм зависели от социально-экономической и классовой структуры общества, конкретных условий, однако сохранялась и определенная преемственность традиций и форм самоуправления.
Местное самоуправление включает в себя такие важные элементы, как самоорганизацию, саморегуляцию и самодеятельность
Слайд 4На каждом историческом этапе самоуправляющиеся группы или коллективы поддерживают внешние связи,
но при этом остаются устойчивыми автономными образованиями, способными преодолевать деструктивные влияния извне.
Анализ взаимодействия местного самоуправления и государственной власти в России прослеживает закономерности, на основе которых на разных этапах истории устанавливались связи между ними.
Слайд 6В 20 - 30-е гг. XIX в. получает распространение практика принудительного
обращения в казачье сословие государственных крестьян и представителей кавказских народов. В станицы Терского левобережья направляются крестьяне из Полтавской, Харьковской, Черниговской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Симбирской, Астраханской губерний.
Слайд 8В середине XIX в. население некоторых казачьих станиц пополнялось и северо-кавказцами.
К подобному процессу, происходившему уже в новых условиях, сами казаки относились отрицательно, видя в этом угрозу своей самобытности.
Слайд 10
В условиях подчинения государством в XVIII - XIX вв. социальная структура
казаков и казачьего самоуправления моделируется по общероссийским стандартам. Казачьи социоры постепенно превращаются в крестьянские общины с их ориентацией на земледелие и местное самоуправление. В казачьей среде выделяются дворянство, духовенство и другие слои. Искусственность этого процесса осознавалась казачьей общественностью. Но еще и в начале XX в. наказной атаман Терского войска М.А. Караулов восклицал, что хотя казачество и превращено в своего рода сословие, но все-таки остались «живы в сознании народном остатки прежней бессловесности: и генерал, и чиновник, и урядник, и родовой все дома - в станице - и теперь еще родные братья-казаки».
Слайд 12Особенности образа жизни и занятий казаков невозможно было игнорировать, и власти
были вынуждены создавать правовые нормы, которые вводили бы целиком данную общность в определенное правое поле, придавая ей тем самым сословный (этносоциальный по В. П. Труту) и достаточно замкнутый характер. В документах XIX в. казаки определенно именуются войсковым (военным, казачьим) сословием. В России того времени не существовало общегражданского права, а были четко определены права и обязанности сословий, куда и относились отдельные представители и целые этнические группы региона. Положение каждого конкретного человека определялось, прежде всего, тем, к какому социальному слою (страте) он принадлежит. Государственное регулирование коснулось не только сословности (упорядочения прав и обязанностей казаков левобережья), но и административного деления региона, поземельных отношений, изменение основ самоуправления. В пореформенный период делаются заметные шаги по сближению правовых норм, касающихся разных сословий, т. е. к созданию гражданского общества. Но это процесс так и не был завершен к началу XX века.
Слайд 14Уникальность казачества как субэтноса со своим особым самоуправлением заключается в его
дуализме. С одной стороны, крестьянство, не успевшее оформиться в этнос, а с другой - военно-служилое сословие. Двойственная природа казачества определила логику организации его общественного устройства и управления. Все лица войскового сословия, числящиеся в станице, или принадлежащих ей хуторов, составляли станичное общество. Общественными станичными делами управлял станичный сбор, станичный атаман, правление и суд. Главным распорядителем всего станичного хозяйства, земельных угодий и капиталов является станичный сбор, в который входили станичный атаман, его помощники, судьи, казначей, доверенные станичного правления и от 30 до 100 человек выборных казаков-домохозяев - от 10 дворов по одному представителю. Право участвовать в выборах и быть избранными имели все казаки, достигшие 25 лет, за исключением: 1) состоящих под судом и следствием; 2) обходящимся под общественным надзором по судебным решениям; 3) судившихся за кражу и мошенничество; 4) подвергшихся по суду тюремному заключению, или еще более строгому наказанию; 5) лишенных права участия в выборах.
Слайд 16
Характерной чертой казачьего самоуправления являлась строгая регламентация деятельности общественного управления (местное
самоуправление представляет собой вид общественного управления, которое определяется историческими предпосылками, типом общественного хозяйства и культуры): Так, например, в главе III обоих документов устанавливался порядок производства дел на станичных и поселковых сходах. Определялось время проведения схода, как правило, в воскресенья, или праздничные дни. Там, где станичное общество состояло из нескольких поселений, посылалась особая повестка, в которой кратко излагались предметы обсуждения схода. Все дела на станичных, поселковых и хуторских сходах решались по принципу большинства голосов.
Слайд 18Казачьи органы самоуправления, несмотря на свою специфику и определенный демократизм, не
являлись ими в полном смысле ни по составу, ни по кругу действий. Они представляли не все население соответствующей территории, а лишь отдельные социально-классовые группы. По кругу действий - потому, что по сути своей, казачьи органы самоуправления являлись административными органами центрального управления. Они полностью контролировались государством; фактически, они были подчинены Министерству внутренних дел, в основном, эта подчиненность была функциональной. Со стороны государства была предпринята попытка преодолеть сословность казачьего самоуправления посредством введения земств в Области войска Донского. Но они не прижились у казаков и по их требованию были отменены, а возрождены вновь лишь Временным правительством, после Февральской революции.
Слайд 20
Таким образом, во второй половине XIX века, по мере развития рыночных
капиталистических отношений, когда начинало рушиться сословно-феодальное деление общества, казачья община втягивалась в общегражданские отношения, которые и определяли развитие казачьих органов самоуправления.
Слайд 22Разрушение казачьего самобытного самоуправления явилось частью общего плана большевиков по расказачиванию,
фактически, раскрестьянствованию. Продолжение этой политики стали в эти годы административно-территориальные преобразования
Слайд 24Вывод
Итак, при исследовании политико-правовых основ самоуправления казачества выделялись внутренние и внешние
факторы, влияющие на создание и деятельность организационно-политического механизма изучаемого процесса. Внутренние факторы зависят непосредственно от членов казачьей социальной общности, а внешние воздействия обусловлены политико-правовыми, экономическим, этническими, внешнеполитическими условиями, созданными государством.
Процесс развития казачьего самоуправления, отраженный в политико-правовых документах представляет собой взаимосвязанную деятельность органов государственной власти и местного управления, которые способны выполнять общественно-значимые функции артикуляции, агрегации и реализации запросов определенной группы людей.
Исследования генезиса самоуправления казачества могут использоваться для определения основных характеристик политической власти и казачества в конкретных исторических условиях, выделенных в соответствии с интеграционным подходом, обобщающим и сравнивающим все исторические сведения о казачестве.