Слайд 1Садово-парковое искусство античной Греции
Слайд 2Географическое положение.
Греция - государство на юге Европы, занимала южную часть Балканского
полуострова. На востоке омывалась Эгейским морем, на западе — Ионическим морем, на юге Средиземным. Пелопонне́с — крупнейший полуостров Греции и очаг древнейшей цивилизации Европы.
Климат.
Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый.
Слайд 3Растительность.
От стран Востока по природным условиям Греция отличалась плодородием почв, богатой
флорой и фауной, а греческий ландшафт — это чередование скалистых гор, долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время. Естественно произрастали: несколько видов дуба (включая и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт.
Слайд 4Зачатки садово-паркового искусства относятся к X—XIII вв. до н.э. Сначала сады
носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в регулярном стиле и ограждали по периметру. Внутри сады огораживались живыми изгородями. Полив осуществлялся из канавок с проточной водой. Деревья высаживали рядами. В садах культивировались яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, смоковница, виноград, овощи и цветочные растения (лилии, гладиолусы и др.). Позднее создавались рощи из вяза, платана, дуба, каштана, фисташки, маслины. Несколько позже появились аллеи.
Слайд 5В греческих садах аллеи и дорожки были прямолинейными и украшались статуями,
вазами, колоннами и пр. Размеры и формы греческих сооружений гармонично вписывались в окружающий ландшафт.
Слайд 6Греки имели обширные сведения о растительном мире. Так, Гиппократ (460—377 гг.
до н.э.) перечисляет в своих трудах около 250 названий растений, Аристотель (384—322 гг. до н.э.) приводит описание около 500 растений.
Греческая мифология содержит много преданий о цветах, особенно о розе — излюбленном цветке древности. В работах Аристотеля впервые дается наставление по возделыванию роз.
Слайд 7Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий
импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского (в Эллинистическую эпоху в IV в. до н.э.) вся Азия (Персия, Египет, др.средиземноморские страны) с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции,— это рост больших греческих городов.
Слайд 8В Александрии публичные и царские сады занимали четвертую часть городской территории.
Все внутригородские и загородные сады были связаны между собой. Еще больше, чем Александрия, славилась своими садами Антиохия. Город был распланирован следующим образом: главная улица представляла собой непрерывный портик, к одной стороне которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть до самого подножия горы. Они были украшены беседками и фонтанами.
Слайд 9Типы садов:
Священные рощи - герооны.
Это общественные сады - священные рощи
героев, посаженные в честь основателей городов и других выдающихся людей, которым поклонялись как богам. Они посвящались героям и носили мемориальный характер. Позже в героонах стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки.
Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), проводимые в день, посвященный памяти героев. Крупнейшие состязания, однако, были посвящены не героям, а богам, например олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос.
Слайд 11 Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивали ипподромы,
окруженные рядами высоких деревьев. Для насаждений в святилищах выбирали особенно красивые декоративные сорта деревьев, чаще всего местные: платан, черный тополь, кипарис, ольху, мирту и лавр или необычную для Греции пальму (святилище Аполлона на Делосе). Известны также святилища, украшенные плодовыми деревьями. Герооны послужили прообразом современных спортивных парков.
Слайд 132. Нимфеи – место обитания богов, нимф и муз, и представляли
собой священную дубовую, кедровую, или оливковую рощу, с расположенным в центре источником. Центром композиции нимфеи в Итакской роще был художественно обработанный водоем, в который с высокой скалы низвергались воды источника. Вокруг водоема по кругу росла влаголюбивая черная ольха. На вершине скалы был помещен алтарь, на котором приносили жертвы нимфам. Позже в Риме и еще более в эпоху Ренессанса композиция нимфеи получила широкое распространение как излюбленный парковый мотив: тенистый грот с водяными устройствами в окружении растительности.
Слайд 153. Философские сады предназначались для ученых бесед и занятий, это были
общественные парки, не связанные с религиозным культом, в отличие от священной рощи. Важным и интересным изобретением в Древней Греции были гимнасии. Гимнасии, в период своего расцвета, представляли собой цветущие сады с огромным количеством деревьев и множеством лужаек, оснащенные скамьями и предназначенные для встреч философов с коллегами, учениками и друзьями.
Слайд 16 Например, знаменитый афинский парк у героона Академа в Элевзисе. Это был
парк - школа для молодежи. При Кимоне в 460 г. до н. э. сад Академии был обводнен, засажен тенистыми деревьями, обрамлявшими прямые аллеи для конных и пеших прогулок. В тени густого парка наставлял своих учеников знаменитый философ Платон.
Слайд 17 Среди талантливых учеников, окружавших Платона, острым умом и исключительными способностями выделялся
Аристотель. По примеру учителя он создал свою школу, названную по близ расположенному храму Аполлона Ликийского Лицеем. 3анятия школы также проходили на открытом воздухе в аллеях, среди рослых платанов, а ее учеников стали называть «прогуливающимися» - перипатетиками. Лицейский сад славился растениями, привезенными Александром Македонским из Индии, Персии, Египта в подарок Аристотелю, своему учителю и наставнику.
Слайд 18 Формы посадок растений в греческих садах были разнообразны, но в основном
представляли собой аллеи и небольшие рощицы. Сады украшали статуями, колоннами, вазонами, в них сооружались небольшие храмы, бассейны. В центре сада устраивали площадки для спортивных игр и состязаний, зеленые укрытия, беседки для отдыха. Все это гармонично вписывалось в окружающий пейзаж и сочеталось с жилыми постройками.
Слайд 19 Судя по дошедшим до нас данным о гимнасиях в Дельфах и
Пергаме, общественные сады Эллады имели прямолинейные дорожки и аллеи. Они были размещены на террасах. Сооружения для занятий спортом (ксистосы), плавательные бассейны, алтари, храмы были окружены рощицами, в которых росли пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья.
Слайд 204. Зеленое оформление агор (городские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок
вдоль дорог и у сооружений. Это были общественные сады, украшенные по периметру колоннадами и обсаженные платанами.
Слайд 215. Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко
использовались цветочные растения.
Функции сада.
В целом озелененные территории Греции несли определенную функцию. Садовое искусство древнейшей эпохи еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. Появились первые общественные сады общественно-воспитательного значение и места для развлечений и отдыха.
Слайд 22Стилевые особенности.
Впервые разработаны теоретические положения композиции и пространственное решение архитектурных ансамблей
античности, куда входили:
— система пропорций - принципы золотого сечения и модуля как соотношения частей и целого (модуль — единица, минимальный базовый элемент, на основе которого строится вся композиция путем повтора или кратного увеличения).
— принципы равновесия, ритма и симметрии.
Слайд 23Новое в садах Греции по сравнению с Египтом:
1— использование горной местности
для устройства террас,
2— создание искусственных бассейнов с фонтанами, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами,
3— применение архитектурных форм (витые лестницы),
4 — использование скульптуры,
5— более свободная композиция, декоративность, композиция садов Древней Греции - регулярная с мастерским учетом и подбором красивого ландшафтного оформления,
6— применение цветов в парках.