Слайд 1Сегодня только в Москве насчитывается около 150 театров всех видов и
жанров – от классического Большого театра оперы и балета до театров оперетты, музыки, танца, многочисленных драматических театров, не говоря уже о кукольных и детских театрах. Откуда же появилось такое разнообразие?
Слайд 2В России не было античной традиции театральных представлений. Представления бродячих артистов,
скоморохов, восходящие к языческим обрядам, известны со времен Киевской Руси. В цикле фресок южной башни Софии Киевской (1037 год) изображены сцены царской охоты и скачек на византийском ипподроме, а также группа скоморохов – акробатов, танцоров и музыкантов, играющих на старинных музыкальных инструментах. Обычно скоморохи, одетые в «скоморошье платье» и маски, выступали по городам в базарные дни или по праздникам, во время народных гуляний на Масленицу или Пасху.
Слайд 3 Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных представлений, где актёр
скрывал своё лицо под маской или «личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.
Слайд 4Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных представлений, где актёр
скрывал своё лицо под маской или «личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.
Слайд 5Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных представлений, где актёр
скрывал своё лицо под маской или «личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.
Слайд 6Первые попытки создания русского театра по западноевропейскому образцу предпринимались при дворе
царя Алексея Михайловича в московском Кремле. Устройством и организацией этого театра занимался боярин Артамон Матвеев, глава Посольского приказа, один из первых «западников» при дворе. По его приказу пастор немецкой
слободы Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу об истории Эсфири и набрал актёров из московских бедняков. Первый спектакль был дан 17 октября 1672 года и продолжался 10 часов. Царь остался очень доволен, но после, вместе со всем двором, сразу отправился в баню, чтобы смыть грех от созерцания небогоугодного зрелища. Этот первый театральный эксперимент прекратился после кончины царя, через четыре года.
Слайд 7И всё же, постепенно театр завоёвывает поклонников в среде боярства в
XVII веке и затем – среди придворных Петра I. Мода содержать домашние театры всё больше распространяется в высшем свете, и во второй половине XVIII века появляется феномен крепостных театров, которые устраивались в богатых домах или загородных поместьях знатных вельмож. В конце XVIII в. в одной только Москве существовало около 15 частных домашних театров, со своими оркестрами, певчими, танцовщиками, актёрами и актрисами из крепостных. Из этой среды вышли многие
выдающиеся русские актёры, такие как Михаил Щепкин, имя которого носит Малый Театр в Москве, или актриса графов Шереметьевых Прасковья Ковалёва-Жемчугова, ставшая впоследствии женой графа Николая Петровича Шереметева.
Слайд 8В репертуаре этих театров были, в первую очередь, пьесы европейских авторов,
в основном французов и итальянцев, но вскоре появились и сочинения русских писателей. Зданий крепостных театров XVIII века сохранилось совсем мало: самые известные из них – театр графов Шереметевых в усадьбе Останкино в Москве и недавно отреставрированный Театр Гонзага в Архангельском, над декорацией которого для графа Юсупова работал знаменитый итальянский художник Пьетро Гонзага.
Слайд 9Крепостные актёры, европейски образованные, но, в то же время, оторванные от
крестьянской среды, талантливые, но не свободные, часто становились заложниками собственной судьбы и прихоти своего господина, способного выменять их на «борзые три собаки» (Грибоедов Горе от ума). О трагическом конце многих молодых дарований можно прочесть и у Герцена в «Сороке-воровке» (1848), и у Лескова в «Тупейном художнике» (1883).
Слайд 10Указ императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года об учреждении
в столице русского театра (Александринский театр) положил начало структуре Императорских театров России. Под эгидой Императорских театров стали постепенно объединяться уже существовавшие антрепризы, в их состав вошла труппа Волкова, а также создаваться новые театры. Именно с этого времени женские роли на сцене доверили актрисам. Первыми русскими актрисами стали Марья и Ольга Ананьины и Аграфена Мусина-Пушкина, все они вскоре вышли замуж за актёров из Ярославля.
Слайд 11В 1782-85 гг. в Петербурге, на месте прежнего Зимнего дворца Петра
I, архитектор Джакомо Кваренги выстроил по заказу императрицы Екатерины II придворный Эрмитажный театр в классическом стиле. Устройство зрительного зала театра напоминает греческие амфитеатры с полукруглым рядом сидений, расходящихся от сцены. Говорят, что императрица осталась очень довольна таким архитектурным решением, благодаря которому практически из любой точки зала можно было свободно видеть всех присутствующих и рассматривать их наряды.
Слайд 13Театр барокко
Приметы театра барокко:
желание удивить, ошеломить зрителей,
Всё решает случай в игре
страстей
нагромождение интриг, эффектов, фантастических событий и неожиданный финал
Излюбленный жанр – трагикомедия
драматурги: испанец Пьер Кальдерон в пьесе «Великий театр мира» (1645) выдвинул тезис «жизнь – игра»
Театр барокко – это зрелищность сценических эффектов, сложная машинерия, смена декораций, движение, применение световых и прочих эффектов, динамичная и виртуозная игра актёров, спектакли играли где угодно: в парке, на озере, во дворце.
Слайд 14ТЕАТР КЛАССИЦИЗМА
17-18 века
Театр – школа нравов
Слайд 15Актёрская игра:
Актёры выступали в пышных, но современных, не соответствовавших эпохе пьесы
костюмах.
Актёры часто выстраивались в линию на авансцене, так и играли.
Мастерство актёра заключалось не в переживании, а в искусной декламации.
Большое значение имели жесты.
Устройство театра:
Театральные представления в эпоху классицизма разыгрывались без декораций,
Почётные зрители сидели прямо на сцене сбоку.
Занавес появился, но им редко пользовались.
Слайд 16Во Франции были сформулированы принципы театра классицизма
Теоретиком театра классицизма, как и
искусства классицизма вообще был Никола Буало (1636-1711)
1. Строгое следование лучшим образцам античной драмы, соответствие учению Аристотеля и Горация. Два основных жанра - трагедия и комедия
2. Строгое деление на жанры, трагедия призвана очищать людские нравы страхом и страданием, а комедия призвана исправлять человеческие нравы посредством осмеяния героев пьес.
Слайд 173. Соблюдение закона трёх единств: места, времени и действия
4. Верность природе,
правдоподобие.
5. Постоянства характеристики героев.
Характер героя статичен.
Актёр не изображал переживания героя, а в соответствии с текстом демонстрировал его тип (театральные амплуа).
6. Неожиданная поучительная развязка действия. Любая пьеса должна внушить зрителю мысль, что порок справедливо наказан, а добродетель торжествует.
Слайд 1819 ВЕК
Эпоха романтизма в русском театре
Эпоха водевилей и мелодрам.
Жестокие злодеи
и невинные жертвы, запутанные интриги и хитросплетения человеческих судеб на театральных подмостках….
Слайд 19Варвара Асенкова, звезда того времени…
«Муж в Тверь, а жена за дверь»
«Дураков учить, что мёртвых лечить»
Павел Степанович Мочалов
Без эффектных жестов и тихим голосом, но страстно, искренне и вдохновенно…
Слайд 20Одна из первых актёрских династий России –
Василий Андреевич и Пётр
Андреевич Каратыгины
Звёзды Александринки»
Слайд 21Екатерина Семёнова
А.С.Пушкин называл её «единодержавной царицей трагической сцены»
Е.Семёнова в образе Жанны
Д`Арк в спектакле «Орлеанская дева»
Слайд 2219 ВЕК
Зарождение реализма в русском театре
Слайд 23Александр Николаевич Островский
Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского
национального театра.
Около 40 лет под его руководством формировались репертуар и сценическая эстетика русского театра.
Его закон – «Верность жизненной правде»
Пров Михайлович Садовский.
Актёр московского Малого театра.
Сыграл почти во всех постановках А.Н.Островского…
Слайд 24 Конец 19 века ознаменован
драматургией А.П.Чехова…
И двумя великими именами: К.С.Станиславский
и В.И.Немирович-Данченко…
Слайд 27СТАНИСЛА́ВСКИЙ Константин Сергеевич
(наст. фам. Алексеев) (1863-1938)
-российский режиссер, актер, педагог, теоретик
театра, почетный академик АН СССР, народный артист СССР
в 1898 году вместе с
В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.
Слайд 28Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра:
единство художественного замысла;
целостность актерского ансамбля;
добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания.
Слайд 29Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ
(«система Станиславского»).
С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского).
Слайд 30Система Станиславского
— научно обоснованная теория сценического искусства, целью которой является достижение
полной психологической достоверности актёрских работ.
технологии
Слайд 31ВАХТА́НГОВ Евгений Багратионович (1883-1922)
российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра им.
Вахтангова.
Слайд 32Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял
участие в работе 1-й Студии МХТ.
Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились в сыгранных Вахтанговым ролях.
Слайд 33Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были:
идея неразрывного единства этического и эстетического
назначения театра,
единство художника и народа,
острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму.
Слайд 34МЕЙЕРХО́ЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940)
- российский режиссер, актер, педагог, народный артист
России (1923), один из реформаторов театра 20 века.
Слайд 35Был сторонником лицедейской природы театрального искусства (маски, марионетки и др.),
развивал символическую
концепцию «условного театра»,
утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность,
разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, позволявшую идти от внешнего к внутреннему, от точно найденного движения к эмоциональной правде.
Слайд 36ТАИ́РОВ Александр Яковлевич
(1885-1950)
- российский режиссер, народный артист России (1935), один
из реформаторов сцены.
Слайд 37отвергал натуралистический театр и его противоположность, условный театр,
называл свой театр
искусством эмоционально насыщенных форм
исповедовал принципы «синтетического театра» как самодостаточного искусства, такой театр должен был объединить в себе разъединенные элементы театра: слово, песню, пантомиму, танец, цирк и пр.
стремился к воспитанию актера, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства,
организатор (1914) и руководитель Камерного театра
Слайд 38Э́ФРОС Анатолий Васильевич (1925-1987)
российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1976)
Слайд 39Эфрос на всю жизнь остался последователем искусства «переживания», творчески перерабатывая и
развивая систему Станиславского и его методы работы с актером.
в искусстве его интересовала личность, психология человека — не сильного героя, а порой подавленная обстоятельствами, окружением, в каждом персонаже он стремился дать увидеть что-то свое, особенное, духовно тонкое, скрываемое от посторонних глаз.
Слайд 40Домашнее задание
Расскажите об одном из театров 60-90-х годов:
Большой драматический театр
(Г.А. Товсоногов)
Московский Художественный Академический Театр (О.Н.Ефремов)
Театр на Таганке (Ю.П.Любимов)
Театры-студии и др.
См. учебник Г.И.Даниловой.МХК.11 класс.
Глава 30.3(стр.375-377)+другие источники