Русский театр презентация

Содержание

В России не было античной традиции театральных представлений. Представления бродячих артистов, скоморохов, восходящие к языческим обрядам, известны со времен Киевской Руси. В цикле фресок южной башни Софии Киевской (1037 год) изображены

Слайд 1Сегодня только в Москве насчитывается около 150 театров всех видов и

жанров – от классического Большого театра оперы и балета до театров оперетты, музыки, танца, многочисленных драматических театров, не говоря уже о кукольных и детских театрах. Откуда же появилось такое разнообразие?

Слайд 2В России не было античной традиции театральных представлений. Представления бродячих артистов,

скоморохов, восходящие к языческим обрядам, известны со времен Киевской Руси. В цикле фресок южной башни Софии Киевской (1037 год) изображены сцены царской охоты и скачек на византийском ипподроме, а также группа скоморохов – акробатов, танцоров и музыкантов, играющих на старинных музыкальных инструментах. Обычно скоморохи, одетые в «скоморошье платье» и маски, выступали по городам в базарные дни или по праздникам, во время народных гуляний на Масленицу или Пасху.

Слайд 3 Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных представлений, где актёр

скрывал своё лицо под маской  или «личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.

Слайд 4Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных представлений, где актёр

скрывал своё лицо под маской  или «личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.

Слайд 5Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных представлений, где актёр

скрывал своё лицо под маской  или «личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.

Слайд 6Первые попытки создания русского театра по западноевропейскому образцу предпринимались при дворе

царя Алексея Михайловича в московском Кремле. Устройством и организацией этого театра занимался боярин Артамон Матвеев, глава Посольского приказа, один из первых «западников» при дворе. По его приказу пастор немецкой

слободы Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу об истории Эсфири и набрал актёров из московских бедняков. Первый спектакль был дан 17 октября 1672 года и продолжался 10 часов. Царь остался очень доволен, но после, вместе со всем двором, сразу отправился в баню, чтобы смыть грех от созерцания небогоугодного зрелища. Этот первый театральный эксперимент прекратился после кончины царя, через четыре года.  


Слайд 7И всё же, постепенно театр завоёвывает поклонников в среде боярства в

XVII веке и затем – среди придворных Петра I. Мода содержать домашние театры всё больше распространяется в высшем свете, и во второй половине XVIII века появляется феномен крепостных театров, которые устраивались в богатых домах или загородных поместьях знатных вельмож. В конце XVIII в. в одной только Москве существовало около 15 частных домашних театров, со своими оркестрами, певчими, танцовщиками, актёрами и актрисами из крепостных. Из этой среды вышли многие

выдающиеся русские актёры, такие как Михаил Щепкин, имя которого носит Малый Театр в Москве, или актриса графов Шереметьевых Прасковья Ковалёва-Жемчугова, ставшая впоследствии женой графа Николая Петровича Шереметева.


Слайд 8В репертуаре этих театров были, в первую очередь, пьесы европейских авторов,

в основном французов и итальянцев, но вскоре появились и сочинения русских писателей. Зданий крепостных театров XVIII века сохранилось совсем мало: самые известные из них – театр графов Шереметевых в усадьбе Останкино в Москве и недавно отреставрированный Театр Гонзага в Архангельском, над декорацией которого для графа Юсупова работал знаменитый итальянский художник Пьетро Гонзага.

Слайд 9Крепостные актёры, европейски образованные, но, в то же время, оторванные от

крестьянской среды, талантливые, но не свободные, часто становились заложниками собственной судьбы и прихоти своего господина, способного выменять их на «борзые три собаки» (Грибоедов Горе от ума). О трагическом конце многих молодых дарований можно прочесть и у Герцена в «Сороке-воровке» (1848), и у Лескова в  «Тупейном художнике» (1883).

Слайд 10Указ императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года об учреждении

в столице русского театра (Александринский театр) положил начало структуре Императорских театров России. Под эгидой Императорских театров стали постепенно объединяться уже существовавшие антрепризы, в их состав вошла труппа Волкова, а также создаваться новые театры. Именно с этого времени женские роли на сцене доверили актрисам. Первыми русскими актрисами стали Марья и Ольга Ананьины и Аграфена Мусина-Пушкина, все они вскоре вышли замуж за актёров из Ярославля.

Слайд 11В 1782-85 гг. в Петербурге, на месте прежнего Зимнего дворца Петра

I, архитектор Джакомо Кваренги выстроил по заказу императрицы Екатерины II придворный Эрмитажный театр в классическом стиле. Устройство зрительного зала театра напоминает греческие амфитеатры с полукруглым рядом сидений, расходящихся от сцены. Говорят, что императрица осталась очень довольна таким архитектурным решением, благодаря которому практически из любой точки зала можно было свободно видеть всех присутствующих и рассматривать их наряды. 



Слайд 13Театр барокко
Приметы театра барокко:
желание удивить, ошеломить зрителей,
Всё решает случай в игре

страстей
нагромождение интриг, эффектов, фантастических событий и неожиданный финал
Излюбленный жанр – трагикомедия
драматурги: испанец Пьер Кальдерон в пьесе «Великий театр мира» (1645) выдвинул тезис «жизнь – игра»

Театр барокко – это зрелищность сценических эффектов, сложная машинерия, смена декораций, движение, применение световых и прочих эффектов, динамичная и виртуозная игра актёров, спектакли играли где угодно: в парке, на озере, во дворце.


Слайд 14ТЕАТР КЛАССИЦИЗМА

17-18 века

Театр – школа нравов


Слайд 15Актёрская игра:
Актёры выступали в пышных, но современных, не соответствовавших эпохе пьесы

костюмах.
Актёры часто выстраивались в линию на авансцене, так и играли.
Мастерство актёра заключалось не в переживании, а в искусной декламации.
Большое значение имели жесты.

Устройство театра:
Театральные представления в эпоху классицизма разыгрывались без декораций,
Почётные зрители сидели прямо на сцене сбоку.
Занавес появился, но им редко пользовались.


Слайд 16Во Франции были сформулированы принципы театра классицизма
Теоретиком театра классицизма, как и

искусства классицизма вообще был Никола Буало (1636-1711)

1. Строгое следование лучшим образцам античной драмы, соответствие учению Аристотеля и Горация. Два основных жанра - трагедия и комедия

2. Строгое деление на жанры, трагедия призвана очищать людские нравы страхом и страданием, а комедия призвана исправлять человеческие нравы посредством осмеяния героев пьес.


Слайд 173. Соблюдение закона трёх единств: места, времени и действия
4. Верность природе,

правдоподобие.

5. Постоянства характеристики героев.
Характер героя статичен.
Актёр не изображал переживания героя, а в соответствии с текстом демонстрировал его тип (театральные амплуа).

6. Неожиданная поучительная развязка действия. Любая пьеса должна внушить зрителю мысль, что порок справедливо наказан, а добродетель торжествует.


Слайд 1819 ВЕК
Эпоха романтизма в русском театре

Эпоха водевилей и мелодрам.
Жестокие злодеи

и невинные жертвы, запутанные интриги и хитросплетения человеческих судеб на театральных подмостках….

Слайд 19Варвара Асенкова, звезда того времени…
«Муж в Тверь, а жена за дверь»

«Дураков учить, что мёртвых лечить»


Павел Степанович Мочалов
Без эффектных жестов и тихим голосом, но страстно, искренне и вдохновенно…


Слайд 20Одна из первых актёрских династий России –
Василий Андреевич и Пётр

Андреевич Каратыгины

Звёзды Александринки»


Слайд 21Екатерина Семёнова

А.С.Пушкин называл её «единодержавной царицей трагической сцены»

Е.Семёнова в образе Жанны

Д`Арк в спектакле «Орлеанская дева»

Слайд 2219 ВЕК
Зарождение реализма в русском театре


Слайд 23Александр Николаевич Островский
Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского

национального театра. 
Около 40 лет под его руководством формировались репертуар и сценическая эстетика русского театра.
Его закон – «Верность жизненной правде»

Пров Михайлович Садовский.
Актёр московского Малого театра.
Сыграл почти во всех постановках А.Н.Островского…


Слайд 24 Конец 19 века ознаменован
драматургией А.П.Чехова…












И двумя великими именами: К.С.Станиславский
и В.И.Немирович-Данченко…



Слайд 25ТЕАТР 20 ВЕКА


Слайд 26ТАБЛИЦА


Слайд 27СТАНИСЛА́ВСКИЙ Константин Сергеевич (наст. фам. Алексеев) (1863-1938)
-российский режиссер, актер, педагог, теоретик

театра, почетный академик АН СССР, народный артист СССР

в 1898 году вместе с
В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.


Слайд 28Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра:

единство художественного замысла;


целостность актерского ансамбля;
добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания.

Слайд 29Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ
(«система Станиславского»).


С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского).


Слайд 30Система Станиславского
— научно обоснованная теория сценического искусства, целью которой является достижение

полной психологической достоверности актёрских работ.

технологии


Слайд 31ВАХТА́НГОВ Евгений Багратионович (1883-1922)
российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра им.

Вахтангова.

Слайд 32Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял

участие в работе 1-й Студии МХТ.

Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились в сыгранных Вахтанговым ролях.


Слайд 33Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были:
идея неразрывного единства этического и эстетического

назначения театра,

единство художника и народа,

острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму.

Слайд 34МЕЙЕРХО́ЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940)
- российский режиссер, актер, педагог, народный артист

России (1923), один из реформаторов театра 20 века.


Слайд 35Был сторонником лицедейской природы театрального искусства (маски, марионетки и др.),

развивал символическую

концепцию «условного театра»,

утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность,

разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, позволявшую идти от внешнего к внутреннему, от точно найденного движения к эмоциональной правде.

Слайд 36ТАИ́РОВ Александр Яковлевич (1885-1950)
- российский режиссер, народный артист России (1935), один

из реформаторов сцены.

Слайд 37отвергал натуралистический театр и его противоположность, условный театр,
называл свой театр

искусством эмоционально насыщенных форм
исповедовал принципы «синтетического театра» как самодостаточного искусства, такой театр должен был объединить в себе разъединенные элементы театра: слово, песню, пантомиму, танец, цирк и пр.
стремился к воспитанию актера, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства,
организатор (1914) и руководитель Камерного театра

Слайд 38Э́ФРОС Анатолий Васильевич (1925-1987)
российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1976)


Слайд 39Эфрос на всю жизнь остался последователем искусства «переживания», творчески перерабатывая и

развивая систему Станиславского и его методы работы с актером.
в искусстве его интересовала личность, психология человека — не сильного героя, а порой подавленная обстоятельствами, окружением, в каждом персонаже он стремился дать увидеть что-то свое, особенное, духовно тонкое, скрываемое от посторонних глаз.

Слайд 40Домашнее задание
Расскажите об одном из театров 60-90-х годов:
Большой драматический театр


(Г.А. Товсоногов)
Московский Художественный Академический Театр (О.Н.Ефремов)
Театр на Таганке (Ю.П.Любимов)
Театры-студии и др.

См. учебник Г.И.Даниловой.МХК.11 класс.
Глава 30.3(стр.375-377)+другие источники


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика