Слайд 1Русская музыкальная культура
XVII века
Слайд 2Особенности исторического развития
Слайд 3XVII век – этап крупных преобразований в общественной жизни и культуре
Русского государства.
Конец развития средневековой Руси и начало новой эпохи, связанной с западно - европейской культурой столкновение двух систем мышления.
появление новых форм западно – европейского искусства
Изменение уклада русской жизни
Социальные конфликты
Утверждение крепостного права
Слайд 4XVII век - драматическая страница русской истории:
- Смутное время
Раскол русской церкви
Движение
старообрядцев
Крестьянская война
Бунты стрельцов.
Слайд 5Реформы Петра 1:
укрепление Русского государства
подъем национального самосознания
русского народа
возрастание мощи
Слайд 6Борьба старых и новых явлений в музыкальной жизни.
1648 г. -
царь Алексей Михайлович :"Гудебные сосуды сжечь!"
Слайд 7Появление музыкальных инструментов из Западной Европы: орган, клавикорд, флейта, виолончель.
Слайд 8Развитие внекультовых форм домашнего музицирования:
псальмы;
канты.
Слайд 9Появление :
авторских распевов;
песнопений местной традиции:
северные напевы: соловецкий, тихвинский, новгородский, усольский;
южные: киевский,
болгарский, греческий.
Слайд 11
Теория знаменной нотации
Уточнение звуковысотного уровня знаков
Иван
Шайдур
Александр Мезенец
признАки
киноварные пометы
Слайд 12Первая половина
опора на традиции средневековья,
внедрение новых элементов.
Вторая половина
-
появление пятилинейной (киевской) нотации;
-распространение многоголосия гармонического европейского типа;
- ознакомление с теорией и практикой западно- европейской музыкальной культуры (техникой композиции, жанрами);
-формирование новой эстетики искусства.
XVII век
Слайд 13Патриарх Никон – реформатор русской православной церкви. Оказал влияние на установление
нового
стиля культовой музыки, противоречившего древнерусскому канону.
Слайд 14XVII век – переломная эпоха, столкновение старой русской средневековой культуры и
нового западноевропейского искусства.
Резкое разграничение:
продолжателей древнерусских музыкальных традиций;
сторонников западных влияний.
Слайд 15 Новое понятие музыки (мусикии), признание необходимости использования органа в обучении
музыкантов:
Н.Дилецкий И.Коренев
Слайд 16Стремление сохранить и консервировать культуру старого времени:
Мезенец, вводивший признАки, упрощающие чтение
крюков;
Протопоп Аввакум.
Слайд 17Особенность развития русского искусства – диалогичность развития культуры. 2 пути:
широких контактов
с западно-европейской культурой, развитием стилей европейского искусства
консервации древней традиции в общинах старообрядцев, ограждавших свое искусство от внешних воздействий
Слайд 18 «Старое»
древняя
средневековая
музыкальная
традиция:
знаменное пение –
монодическое,
плоскостное,
одномерное.
«Новое»
стиль барокко:
партесное многоголосие - (органогласное) новое, объемное, полное энергии звучание, пышная многослойная воздушная фактура, передающая ощущение движения и света.
Слайд 20Переход от искусства средневековья к искусству барокко:
Усиление светского начала.
Стремительное развитие
новых музыкальных жанров и форм.
Возникновение нового типа музыкального мышления.
Слайд 21Партесные (т.е. исполняемые по партиям) концерты – композиции на 4, 8,
12 (до 48) голосов. Норма – 12 голосов.
Формирование норм гармонического и
полифонического письма.
Утверждение партесного стиля в гармонизациях песнопений древних распевов, авторских композициях, в кантах, псальмах и концертах.
Слайд 22Путь распространения партесного пения на Руси:
из Германии и Италии,
через
Польшу - на Украину,
а затем в Москву.
Слайд 24Изложение теоретических основ партесного пения в ряде трактатов.
Самый известный и
единственный сохранившийся — «Грамматика мусикийская» Николая Дилецкого.
Слайд 25Авторы партесных произведений
Василий Титов,
Стефан Беляев,
Николай Дилецкий,
Симеон Пекалицкий.
Слайд 26Юго-западное влияние в Московской Руси
Слайд 27Открытие новых
учебных заведений:
славяно-греко латинская академия (филология, языки, поэзия)
- Новоиерусалимский монастырь (новые
музыкально-поэтические жанры)
москва
Псальмы и канты
на польском языке
Исполнительская эстетика
Выразительные сладкозвучные мелодии
Слайд 29Украина XVII век –новая манера пения, новые монодические напевы.
Три напева:
-киевский
-болгарский
-греческий
Слайд 33Ранние формы русского многоголосия
XVIIвека
Слайд 34Два типа хорового пения
Национальный русский
Западно-европейский
Троестрочное и демественное пение
Партесное четырехголос-ные гармонизации
Слайд 3517 век – троестрочная «херувимская»
Слайд 36Партесные гармонизации
Тип раннего русского многоголосия, основанный на знаменном
распеве.
2 направления:
-гармонизация распевов
-свободная композиция
Слайд 37«Евангельская стихира первого гласа»
Мелодия – в партии тенора.
Красочная гармонизация: неожиданные
последования, побочные аккорды и созвучия.
Эксцелентованный (распетый, орнаментальный) бас.
Слайд 38КАНТЫ И ПСАЛЬМЫ -
новые внецерковные жанры и формы искусства,
распространившиеся в народной среде («низовое», народное барокко).
Содержание кантов:
духовные, светские, морализующие, философские, любовные, викториальные.
Ясность, закругленность напева, близкого к народным песням, четкость поэтического текста.
Слайд 39кант "Щиголь тугу мает" (близок к народной детской песне "Маки, маки,
маковочки»)
Слайд 41Спектакли отличались пышностью,
типичной для стиля барокко; декорации,
костюмы, оформление сцены готовились
для каждого
из них в отдельности.
Слайд 42Музыка в театре – неотъемлемая часть
оформления спектакля.
Использовалась как:
оркестровое сопровождение,
пение,
танцы,
звучание органа,
трубные фанфары.
Слайд 43Песнь царя из пьесы «Иудифь»
Соединение в мелодике черт знаменного
пения с «новейшими»
гармоническими оборотами из псальмов и кантов.
Слайд 44
Теория музыки во второй половине XVII в.
Появление трактатов о:
-
древнерусской монодической культуре;
партесном пении;
промежуточных музыкальных формах;
Обобщение певческой практики XVI века в «Азбуке инока Христофора».
Слайд 45Фиксация звукоряда церковных песнопений (обиходный звукоряд) с помощью степенных, киноварных или
шайдуровых помет.
Создатели степенных помет:
Иван Шайдур,
Семен Баскаков,
Тихон Корел,
Лев Зуб.
Слайд 46Дополнение системы помет признАками Александра Мезенца в «Азбуке, или Извещении о
согласнейших пометах» (1668).
Появление двоезнаменных рукописей (с параллельной записью одной мелодии в крюковой и пятилинейной киевской нотацих).
Слайд 47Труды
«Ключ разумения» и «Сказание о нотном гласобежании» Тихона Макарьевского, объясняющие певцам
новую систему нотации.
«Букварь», «Наука всея мусикии», «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого для певцов, руководителей хоров, композиторов, содержащие методику обучения пению, правила композиции, гармонии, контрапункта (понятия о тональности, метре, ритме, ладах, ключах и ключевых знаках, системе сольмизации ).
Слайд 48Музыкально-теоретическое
мышление в XVII в. прошло путь
развития от средневековой
музыкальной теории к
теории
нового времени, отражающей стиль
барокко.
Слайд 49Стиль барокко в русской
архитектуре, искусстве, литературе и
музыке XVII в.
Слайд 50Формы русского барокко:
Архитектура: нарышкинское барокко (яркие цвета с затейливыми формами)
Иконопись: школа
царских мастеров, ушаковская школа.
Литература: придворная поэзия Симеона
Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра
Медведева.
Музыка: многоголосное пение, партесные
четырехголосные гармонизации знаменного, киевского, греческого, болгарского распевов.
Слайд 51Черты русского барокко
Жизнерадостность
Праздничность
Декоративность, предельная орнаментальность , вплоть до пестроты
Усиление авторского
начала, выражение авторской точки зрения.
Слайд 52Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве (1636)
Слайд 53Церковь Николы на Берсеневке (1656–1657) в Москве
Слайд 54Храм Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649-1652)
Слайд 55Спас Нерукотворный в Уборах
(1693—1697, Яков Бухвостов)
Слайд 56Церковь Покрова Богородицы
в Филях (1690-1693, нарышкинское барокко)
Слайд 57Церковь Бориса и Глеба в Зюзине (Москва, нарышкинское барокко)
Слайд 59Богоматерь Владимирская Симона Ушакова (Древо Московского государства, 1668)
Слайд 60Спас Нерукотворный
Симона Ушакова
Слайд 61Орнамент курчавится по поверхности, не столько выражает существо предмета, сколько украшает
его. Литературные сюжеты многопредметны.
Д. С. Лихачев.
Слайд 62Стремительность развития русской многоголосной музыки в эпоху барокко в конце XVII-первой
половине XVIII вв.
Полнокровность красок.
Великолепие многохорных концертов.
Слайд 63Процесс индивидуализации
авторского стиля
Появление профессиональных композиторов на Руси (около 50), которые
ставят свои подписи на сочинениях:
Николай Дилецкий,
Василий Титов,
Николай Калашников,
Николай Бавыкин,
Степан Беляев.
Федор Редриков.
Стремление к индивидуальной, самостоятельной выразительности.
Слайд 64Наряду с этим – наличие анонимных произведений.
Слайд 65Сюжеты партесных концертов:
духовные,
светские,
посвященные царственным или духовным лицам,
прославляющие победы Петра,
пародийные.
Использование в партесных концертах
мелодий русских, украинских, польских
песен и кантов.
Слайд 66Кант «Радуйся, радость твою воспеваю», положенный на богослужебный текст
Слайд 68
Осознание способности музыки вызывать разнообразные чувства, глубокие эмоции — жалость, печаль,
радость (аффекты ).
Обусловленность аффектов музыкально-риторическими фигурами (испытанными средствами, приемами).
Слайд 69
Отражение радостных чувств через:
плясовые мотивы и ритмы,
«трубные» обороты,
мажорные
тональности,
консонансы,
быстрый темп,
метрическую четкость.
Слайд 70Концерт «Веселися, Ижерская земле»
Слайд 72Воплощение печали и страдания с помощью:
минорного лада,
медленного темпа,
интонаций
вздоха.
Слайд 75Музыкально-риторические фигуры:
звукоподражания;
восхождения (anabasis),
нисхождения (cantabasis),
вопроса,
вздоха (suspiratio),
восклицания.
Слайд 77Введение пауз в концертах, играющих эмоционально-выразительную роль, передающих аффекты:
вздоха;
восклицания;
- страха;
смятения;
тревоги.
Слайд 79Штампованность музыкально-риторических фигур обусловила появление множества неярких партесных концертов.
Но лучшие композиторы
показывают хоровое мастерство, мелодическую изобретательность, совершенное владение композиторской техникой.
Происходит развитие русского музыкального тематизма, формирование характерных интонаций, типичных для хоровых концертов вплоть до середины XIX века.
Слайд 80Форма партесных концертов
Количество частей не регламентировано (чаще всего 3, 5, 7
разделов).
Реприза – редкое явление (только если повторяется текст).
Использование принципа концертности— контрастного сопоставления ярких динамических
эпизодов tutti и групп солистов (обычно 3).
Слайд 81Значение эпохи русского барокко
Освоение жанров: канты, партесные гармонизации, хоровые концерты a
cappella.
Становление композиторской техники: ладотонального мышления, гармонического языка, полифонического письма, кристаллизация типизированных формул.
Выдвижение плеяды первых русских композиторов: Титов, Калашников, Бавыкин, Редриков, Дилецкий.
В их музыке – смелые динамичные контрасты, масштабность, выразительность, мастерское чувство хорового письма, виртуозное владение имитационно-
полифонической техникой.