Слайд 2Правление Владимира Святославича (980-1015 гг.)
Формирование государственной территории Древней Руси, сложилась структура
единого раннефеодального государства
Успешные походы на запад (присоединение Галицкой Руси), походы на вятичей, радимичей, волжских болгар;
980 г. – языческая реформа князя Владимира: создание пантеона языческих богов. Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главным стал покровитель князя и дружины – Перун.
Слайд 3Принятие христианства на Руси
Язычество не отвечало задаче этнического и политического сплочения
страны под властью Рюриковичей; упрочения внешнеполитического положения государства, граничившего со странами, давно принявшими монотеистические религии;
988 г. – принятие христианства на Руси как государственной религии (в связи с тесными политическими, экономическими, культурными связями с Византией).
Слайд 4Принятие христианства на Руси
Языческие идолы были сброшены наземь и уничтожены;
Люди в
городах и селениях сходились к рекам, где их крестили греческие священники;
Народ не желал расставаться с языческими верованиями: люди молились Христу и одновременно приносили жертвы древним богам. Сочетание в верованиях 10-13 вв. языческих и христианских представлений получило название «двоеверие».
Церковь включала некоторые языческие праздники в число христианских, позволяла людям носить одновременно и языческие, и христианские имена
Слайд 5Последствия принятия христианства на Руси
Сближение в культурном отношении с южнославянскими народами
Балкан и Византией;
Знакомство с наследием античности;
Консолидация русского общества на новой социокультурной основе;
Развитие экономики Руси, права, просвещения и культуры;
Церковь освящала авторитет и значение княжеской власти, олицетворяющей единство Русской земли;
Церковь превратилась в крупного землевладельца и использовала труд феодально зависимых работников
Слайд 6События эпохи правления Владимира Святославича
992 г., 995 г. – битвы с
печенегами
С целью защиты от натиска печенегов была усилена оборона южнорусских рубежей, создана сеть городов-крепостей по Десне, Остру, Трубежу, Суле, Стугне
Взятие центра крымских владений Византии – Херсонеса (Корсуня), возвращение которого произошло в обмен на женитьбу на византийской принцессе Анне
1015 г. – смерть Владимира
Слайд 7Святополк Окаянный (1015-1019 гг.)
1015 г. – начало усобиц между сыновьями Владимира,
убийство Святополком братьев Бориса и Глеба, за что он получил прозвище Окаянный. По другой версии, их убил Ярослав Мудрый. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми.
1016 г. – битва Святополка и Ярослава под Любечем. Бегство Святополка в Польшу, взятие Ярославом Киева.
1018 г. – Святополк с тестем – польским королем Болеславом Храбрым – разбил Ярослава и занял Киев; поддержанный новгородцами и всей Русской землей Ярослав изгнал Святополка и вернул западные русские земли, занятые поляками.
Слайд 8Правление Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)
Упрочил внутренний мир в державе;
Расширил число племен,
плативших дань Киеву;
Содействовал распространению христианства на Руси;
Подобно отцу, разделил государство между сыновьями, что вовлекло Русь в новую усобицу
Слайд 9Внешняя политика Ярослава Мудрого
1036 г. – победа Ярослава над печенегами под
Киевом. После этого печенеги больше не представляли опасности для Руси
1043 г. – обострение русско-византийских отношений. Войско во главе с сыном Ярослава отправилось на Константинополь, но было разгромлено
Дети Ярослава Мудрого разъехались по всей Европе, скрепляя династические браки с монархами Европы (например, Анна Ярославна была королевой Франции)
Слайд 10Внутренняя политика на Руси
в XI в.
Возникновение сборника правовых норм Древнерусского государства
«Русская Правда», который является основным письменным источником русского права.
Связан с Ярославом Мудрым: содержит нормы уголовного, наследственного, торгового, процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.
Формирование внутренней иерархии в дружинной организации: от старейшей дружины (бояре) до молодшей дружины (отроки);
Формирование аппарата управления на Руси (совет, посадники, воеводы, тысяцкие, данники, мытники и т.д.
Слайд 11Раздел «империи Рюриковичей»
1097 г. – Любечский съезд внуков и правнуков Ярослава
Мудрого для прекращения усобиц (по инициативе переяславского князя В.Мономаха)
Поклялись в том, что будут сообща бороться с внешними врагами Руси;
Отказ от прежнего принципа наследования;
Уделы закреплялись за княжескими семьями;
Любечский съезд по сути напоминал Верденский раздел империи Каролингов;
Принцип наследования «каждый да держит отчину свою» юридически оформил начало политического дробления (феодальной раздробленности) Древнерусского государства
Слайд 12Правление Владимира Мономаха
Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против
степи» (против половцев). Руководитель походов – Владимир Мономах
В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.
Слайд 13Основные мероприятия В.Мономаха
«Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах») – дополнение к
Русской Правде.
Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную.
«Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.
Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.
Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность