Слайд 1Романская архитектура
X –XII века
Слайд 2Романский стиль
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной
Европе — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Слайд 3Аббатство Мария Лаах. Германия. Освящено в1156 году.
Слайд 4Термин романский стиль
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда
была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Слайд 6Характеристика стиля
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности
наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Слайд 7Портал( вход) романской базилики святого Якоба в Регенсбурге 1175- 1180 гг.
Слайд 8Церковь св. Якоба в Регенсбурге 1175-1180 ( общий вид)
Слайд 9Основные постройки
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным
элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Слайд 10Донжон замка Бург (Золинген, Северный Рейн-Вестфалия)
Слайд 12Донжон замка Марксбург (Браубах, Рейнланд – Пфальц)
Слайд 13Особенности архитектуры романского собора
В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная
организация пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части храма
Увеличение высоты храма
Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые
Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Тяжесть романского собора «угнетает» пространство
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Слайд 14План романского собора на примере базилики монастыря в Клюни III (Франция)
Слайд 16Типы сводов
Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг (или половину
эллипса, параболы, проч). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады. В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают:
полуциркульные
стрельчатые
коробовые
эллиптические
параболические
Слайд 17Цилиндрический свод(схема)
Альгамбра (Испания) фото цилиндрического свода
Слайд 18Коробовый свод
Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем,
что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.
Слайд 20Крестовый свод
Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или
коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах.
Слайд 22Собор Святого Георга в Лимбурге (Германия)
осв. в 1235
Слайд 23Кафедральный собор в г. Шпайер (Германия, 1030 – 1061) – самая
крупная сохранившаяся церковь в романском стиле
Слайд 24Собор
Св. Петра в Вормсе (Германия)
(построен между 1130 и 1181)
Слайд 25Епископский собор в Майнце (Германия)
конец Х в.
гравюра 1633 г.
Слайд 26Собор Успения в Пизе (Италия, осв. в 1118)
Слайд 27Моденский собор (заложен в 1099) и кампанила (постр. в 1319)
Италия
Слайд 29Собор Нотр-Дам-Ла-Гранд в Пуатье
(Франция, окончен в конце XIIв.)
Слайд 30Приорат Санта Мария де Серрабонна
(Франция, деп. Вост. Пиренеи) 1069
Слайд 319 церквей романской архитектуры расположены в горной долине Валь де Бои
(Каталония, Испания)
скит Сан Кирк
Слайд 32Валь де Бои, Испания. Церковь Сан-Феликс
Слайд 33Валь де Бои, Испания
Церковь
Сан Хуан де Бои
Слайд 34Валь де Бои, Испания
Церковь Санта Мария де ла Асунсьон
Слайд 35Валь де Бои, Испания
Церковь
Сан Клементе