Слайд 21. Раннее средневековье (дороманский период V – X вв.)
2. Романский
период (X – XII вв.)
3. Готический период (XII – XV вв.)
Слайд 3Архитектура Средневековья:
- оборонительные стены городов и монастырей;
- замки феодалов (донжон);
- культовые
сооружения (городские церкви и соборы);
- общественные здания: ратуши;
- бюргерские жилые дома.
Слайд 8476 год – свержение императорской власти в западной части Римского государства.
Конец
5 века – завоевание остготами Италии (столица – Равенна).
Слайд 9Мавзолей Теодориха в Равенне, начало 6 века
Слайд 106 -7 века – Северная Италия – государство лангобардов, Франция –
франкское государство во главе с королями из династии Меровингов.
Меровинговский период:
- оживление строительной деятельности;
- основной тип храма – базилика с крестообразным планом;
- появляются башни над средокрестием.
Слайд 11Вторая половина 7 - 10 века – Каролингский период ( конец
7-начало 9 века – Карл Великий).
Каролингское Возрождение:
- дальнейшее развитие храмовой архитектуры, а также гражданской архитектуры;
- преемственность раннехристианских традиций в решении интерьера и экстерьера.
Слайд 12Капелла Карла великого в Аахене, 9 век
Слайд 14Интерьеры капеллы Карла великого в Аахене, 9 век
Слайд 15По прошествии трех лет после тысячного года почти по всей земле,
и особенно в Галлии и в Италии, стали перестраивать церкви. Говорили, что мир, скинув с себя рубище старости, оделся белым покровом церквей.
Рауль Глабер,
бургундский монах, XI век
Слайд 16После 1000 года началось формирование современной Европы, которое воспринималось как обновление
мира :
- ушли в прошлое варварские набеги;
- практически завершилось великое переселение народов;
- христианство повсеместно становится государственной религией;
- конец света не состоялся;
- появилось ощущение более надежного будущего.
Слайд 17Романский период:
- господство феодальных отношений;
- возросшее значение католической церкви;
- прогресс инженерно-строительной
техники;
- активизируется городская жизнь, появляются новые города;
- наряду с монастырскими артелями образуются светские профессиональные объединения (цехи);
- формируется синтез пластических искусств;
- освоение новых сводчатых конструкций.
Слайд 21Символичность:
- Здание церкви мыслится как центр новой Вселенной, обновленного Космоса и
порядка.
- Противостояние хаотичности внешнего мира как главная идея нового стиля, которая формирует предельно жесткий порядок.
Слайд 22- Рационализм организации пространства храмов;
- Геометрическая идеальность внешних каменных масс;
- Тяготение
к правильным геометрическим фигурам и формам ( круг, равносторонний треугольник, квадрат, полуциркульная арка и свод);
- Строгая иерархичность (клир/восточный конец церкви – община/западный неф, по вертикали – капеллы, стены апсиды и хора, башни, по горизонтали – латинский крест).
Слайд 23- Прохождение вдоль нефа к алтарю - это Крестный путь Христа,
а также путь паломника и его духовное преображение.
- План базилики в виде латинского креста и символизирует этот путь – символ пути страданий и искупления
- Вертикальная ось храма – духовное восхождение, мистический путь смерти Христа (крипта), его воскресения (средокрестие), вознесения (пространство сводов в интерьере, массивы башен в экстерьере).
Слайд 24Типы романских соборов:
1. Монастырские соборы
(собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах,
Германия, XII
век)
Слайд 25Собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах,
Германия, XII век
Слайд 26Собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах,
Германия, XII век
Слайд 27Собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах,
Германия, XII век
Слайд 29Аббатство Клюни в Бургундии (1089 – 1132)
Слайд 322. Паломнические соборы:
хор окружен галереей-обходом для движения паломников, венец капелл –
ряд капелл с мощами святых
Слайд 33
Собор Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1080-1120
Слайд 34
Собор Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1080-1120
Слайд 35
Собор Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1080-1120
Слайд 363. Кафедральные соборы
- в них находится кафедра архиепископа, наряду с богослужениями
проходят мероприятия светского характера
Слайд 37Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 38Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 39Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 40Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 41Собор в Майнце, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 42Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 43Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 44Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 45Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 46Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 47Собор в Вормсе, Германия, XI – XIII вв.
Слайд 49В соборах в Майнце и Вормсе складывается новая система организации внутреннего
пространства: каждому пролету центрального нефа соответствуют два пролета боковых нефов – связанная система;
в центральном нефе применяют крестовый свод.
Слайд 56Образ романского собора:
- образ неприступной крепости,
- мощные стены с контрфорсами,
- башни
вестверка (западные башни), башни на средокрестии, алтарной части,
- небольшое количество декора – аркатурные пояса,
- выразительный декор порталов – скульптура тимпанов, резные капители колонн,
- слабоосвещенные интерьеры придают особую таинственность,
- синтез искусств: подчинение художественно-образных задач живописи и скульптуры композиционным задачам архитектуры.
Слайд 57Западный фасад церкви Сен-Лазар, Франция
Слайд 58Западный фасад церкви Сен-Лазар, Франция
Слайд 59Церковь Сен-Савэн-сюр-Гартен, Франция, XI век
Слайд 61Церковь Сен-Савэн-сюр-Гартен, Франция, XI век