Слайд 6В Древнем Риме существовало два типа италийского дома:
домус (domus) – дом-особняк
(со скатами крыши внутрь).
и инсула – многоэтажный городской жилой дом, где живёт множество семей.
Слайд 7
таберна (taberna)
хижина, жилье бедняка (со скатами крыши наружу).
Слайд 8Вестибул (vestibulum) — вход, прихожая, преддверие, площадка между линией фасада и наружной
дверью дома, откуда через дверь входили в переднюю
Таберна (taberna, от слова «табула» — доска) — такие комнаты могли примыкать к атриуму, но при этом иметь свой собственный вход снаружи и не иметь прохода внутрь. Обычно их занимали под мастерские, склады или лавки, которые хозяин либо использовал сам, либо — чаще — сдавал внаем. Они использовались как торговые лавки, могли иметь кирпичный прилавок перед входом, и внутри делиться перегородкой ещё на какое-то небольшое внутреннее помещение, а перекрытиями — на два этажа небольшой высоты наподобие антресолей. Верхний этаж звался pergula. Эти помещения были бедными, возможно, в них могли жить бедные и верные клиенты. Также эти помещения могли использоваться как простые склады. Кроме того, в помещениях по бокам
Слайд 9Домус в Риме
Домус состоял из двух частей – официальной, предназначенной
для общественной жизни, и частной, семейной, закрытой от социума.
Слайд 10
Италийский дом этрусского типа с табернами
Таберна - от слова "табула", доска
- представляла собой изначально небольшое по размерам жилище, которое служило владельцу как домом, так и мастерской, и лавкой для продажи своих изделий. Таберна могла быть двухэтажной. Помещений в таком жилище был минимум - одно-два на каждом этаже. Понятно, что такой дом ведет "родословную" от италийской крестьянской хижины - никаких тебе просторных внутренних атриев или перистилей.
Слайд 14 Домус - жилище богатого римлянина
Кабинет
Жилые комнаты
Покатая
крыша атриума
Таберна Сдаваемые помещения
Столовая-триклиний
Атриум –
открытый дворик
Отдельная
комната для гостей
Слайд 16
Двухэтажные дома на улице Изобилия в Помпеях
План особняка
в Волубилисе, Северная Африка.
1 - жилые комнаты; 2 - маслодавильная мастерская; 3 - пекарня; 4 - лавки (таберны)
Слайд 18Домус с табернами
1. Вход.
2. Вестибул.
3. Фауцы (коридор).
4. Таберны.
5. Атрий.
6. Комплювий.
7. Имплювий.
8. Таблинум (кабинет хозяина).
9. Триклиний (пиршественный зал).
10. Ала.
11. Кубикул (спальня).
12. Кухня.
13. Вход для рабов.
14. Перистиль.
15. Писцина.
16. Экседра.
Слайд 20Вестибул (лат. vestibulum - "вход, передний двор") - площадка, ограниченная с
двух сторон стенами флигелей, а сзади - передним фасадом здания или же только стенами самого здания со всех трех сторон (когда дверь несколько вдавалась в дом). Вестибул не следует путать с "вестибюлем".
Слайд 22Ала («крыло») комната в атрии рядом с таблинием, вход в которую
практически равнялся ее ширине.
Обычно ала использовалась хозяином дома как приемная, реже - как гостиная.
Слайд 23Римский дом по Витрувию:
1. Вестибул
2. Коридор
3. Имплювий
4. Атрий
(атриум)
5. Крылья
6. Таблинум
7. Проход (andron)
8. Перистиль
9. Экседра
Слайд 24Атрий (атриум, от лат. ater - темный, черный) - средняя часть
древнеиталийского и древнеримского жилища, представляющая собой закрытый внутренний двор, куда выходили остальные помещения. Первоначально в центре атрия находился очаг, а крыша над ним имела отверстие для выхода дыма, в связи с чем стены атрия чернели от копоти - отсюда и его название.
Затем вместо очага появился четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювий).
В эпоху поздней республики и империи атрий стал одним из парадных помещений римского дома.
Слайд 26Атрий
(атриум, от лат. ater - темный, черный)
средняя часть
древнеиталийского и древнеримского жилища, представляющая собой закрытый внутренний двор
Слайд 30Атрий в вилле Сан-Марко в Стадиях; в центре бассейн-имплювий
Слайд 32Комплювий
(от лат. «compluo»- стекать, низвергаться) - прямоугольное отверстие в крыше
атрия, через которое дождевая вода попадала в имплювий.
Слайд 34Имплювий (от лат. "impluo" - падать дождем) - четырёхугольный неглубокий бассейн
в центре атрия, куда из комплювия попадала дождевая вода.
Из имплювия по водосточным трубам, проложенных под полом, вода устремлялась в какую-нибудь домашнюю цистерну, откуда ее брали для хозяйственных нужд.
В зависимости от дохода хозяев дома мог быть украшен мозаиками, статуэтками и даже фонтанами
Слайд 36Перистиль и писцина в доме Мелеагра в Помпеях.
В центре бассейна
- основание большого фонтана
Бассейн-канопа в Тибуре, вилле императора Адриана (справа)
Слайд 39Перистиль
(от греч. peri – «вокруг, около» и stylos – «колонна»)
- внутренний дворик, украшенный клумбами и газонами, скульптурами, фонтанами, окруженный, как правило, портиками, скрывавшими выходившие в перистиль двери внутренних помещений дома
Слайд 41
Реконструкция помпеянского дома. Верхний дом - с одним перистилем, нижний -
с двумя
Слайд 44Цистерны для сбора дождевой воды на одной из вилл на острове
Капри
Слайд 46Экседра (греч. εξέδρα - крытая галерея с сиденьями) – жилая комната
или столовая, служившая местом отдыха, собраний, бесед.
Слайд 47Таблинум (таблин, таблиний, от лат. tabula - доска) - комната между
атрием и перистилем, напротив входа в дом. Открытое с обеих сторон - и в атрий, и в перистиль, при необходимости помещение могло отделяться от них портьерами или ширмами. В таблинуме хозяин дома хранил документы, семейный архив, рабочие бумаги и т.п., здесь же принимал деловых гостей. Долгое время таблинум был проходной комнатой, позднее слева и справа от него стали устраивать фауцы, позволявшие пройти в дальнюю половину дома, не беспокоя хозяина.
Слайд 49Римский дом по Витрувию:
1. Вестибул
2. Коридор
3. Имплювий
4. Атрий
(атриум)
5. Крылья
6. Таблинум
7. Проход (andron)
8. Перистиль
9. Экседра
Слайд 64Падение Икара.
Фреска из Помпей (дом жреца Аманда, I.7.7).
40-79 гг.
Помпеи, Дом жреца
Аманда
Слайд 65Мозаика «Июнь» Фрагмент, Эрмитаж, Санкт-Петербург, III в.
Слайд 66«Помни о смерти».
Мозаика из Помпей (кожевенная мастерская I, 5, 2, триклиний).
Эпоха
Августа (30 г. до н. э. - 14 г. н. э.).
Неаполь, Национальный археологический музей
Слайд 67Эта эмблема многозначительно демонстрировалась в триклинии и это одно из самых
поразительных по ясности аллегорических изображений. Тема по происхождению является эллинистической и изображает смерть как великого уравнителя, отменяющего все классовые и имущественные различия. Это тема, которая дошла до наших дней, как, например, в известной поэме ’A livella комического актера A. de Curtis (Toto). Композиция увенчивается уровнем с отвесом (libella) — инструментом, используемым каменщиками для определения прямого угла и уровня. Подвешенный груз — смерть (череп), под ним — бабочка (душа) и колесо (судьба).
С каждой стороны подвешены от плеч уровня и сохраняются смертью в совершенном балансе символы богатства и власти (скипетр и пурпурный плащ) — слева и бедности — справа (сума нищего и посох). Тема, подобно скелетам на серебре в сокровище Боскореале, предназначалась для напоминания обедающим о мимолетности земных богатств. Летний триклиний, мозаика с аллегорией смерти (MANN 9978). Подвешенный на отвесе череп, уравновешенный на колесе Фортуны; слева — символы власти (жезл, пурпурное одеяние и венок), справа — символы бедности (плащ странника, сума и палка). Сюжет прозрачно намекает на смертную судьбу всех людей, которая делает суетной разницу между людьми (’a livella, как это определяет знаменитая поэма Тото) и приглашает пользоваться недолгой и мимолетной земной радостью.
Слайд 69Морская фауна.
Мозаика из Помпей (Дом Л. Элия Магна, VIII 2, 16).
Неаполь,
Национальный археологический музей
Слайд 70Голуби.
Римская копия времени Адриана с работы пергамского мастера Соса II в.
до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей
Слайд 71Борьба Тесея с Минотавром.
Мозаика из Формий.
Неаполь, Национальный археологический музей
Слайд 76Скамья. Выточенные геометрические объемы скрывают конструктивную основу ножек
Сундук, обитый
декоративными накладками
Слайд 85 Инсулы - городские здания
В Риме впервые стали строить многоэтажные
дома для простого люда. Они легко горели при сильных городских пожарах. Поэтому римляне организовали пожарные команды, выезжавшие на тушение пожаров.
Слайд 86многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи в
наём. Появились не ранее III века до н. э.
Имели обычно от четырёх до семи этажей, имеются упоминания о восьмиэтажных инсулах. Составляли массовую застройку древнеримских городов. В инсулах проживали как бедные, так и зажиточные слои римского населения
Слайд 87Дом Дианы в Остии (реконструкция).
Многоквартирные инсулы, какими они стали после
римской архитектурной революции
Слайд 91 ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ.
В холодное время дома отапливались. Римляне пер-выми придумали
систему центрального отопления. Во время строительства на нижнем этаже устанавливались специальные камины.
Теплый воздух нагревал пол и трубы, специально сделанные в стенах здания.
Нагретый камень очень долго сохранял тепло.
Слайд 92Термы – античные бани, центр общественной жизни.
Слайд 96 Римские театры и Домицианов цирк III века после Р. Хр.
Слайд 97Центральный блок терм Каракаллы, план и перспектива
Слайд 98ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕРМЫ
В 3 веке в Риме существовало более 1000 частных и
11 общественных бань.
Одним из самых красивых зданий города считались ТЕРМЫ (бани) императора Каракаллы.
Термы
Каракаллы
Слайд 99Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима.
Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. В бронзовые переплёты огромных полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал освещён ровным золотистым светом. Стены из полированного мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной величины свод. Снаружи термы Каракаллы 6ыли облицованы мраморными плитами, под мрамором — многометровая толща местного камня и бетона — смеси извести с галькой и песком. Из кирпича или тёсаных камней римляне выкладывали как 6ы скорлупу здания. В неё заливалась бетонная масса. 3атвердевая, бетон становился крепче камня. Многие здания, которые кажутся сложенными из отдельных плит, в действительности состоят из одного отвердевшего бетонного «куска». Справа и слева от главного входа устроены две больших экседры; перед каждой из них палестра. В задней части сада (напротив главного входа), в правом и в левом углах, две просторных залы; судя по их внутреннему оборудованию, их следует считать библиотеками; с трёх сторон вдоль стен шли низенькие приступки, по которым поднимались к нишам, где хранились свитки. В центре между этими залами расположены амфитеатром ряды сидений; ряды эти несколько закругляются к обоим концам. Перед ними — стадион, смотреть на который можно было и из самих терм (из задних комнат), и с этого амфитеатра. Над ним повыше находились цистерны с водой для терм: 64 сводчатых помещения, шедших в два ряда и в два этажа. Вода для этих цистерн была отведена из Аква Марция.
Слайд 100
Термы Каракаллы – термы императора Каракаллы в Риме, находились у Аппиевой
дороги.
Слайд 105Двор терм Каракаллы имел размер 400х400 м., центральный комплекс – 150 на
200 м.
Слайд 106
У входа располагались раздевалки с
камерами для хранения одежды
Слайд 107Термы Адриана в Лептис Магна в Северной Африке. План.
1 -
плавательный бассейн под открытым небом;
Слайд 109В одной из комнат с высокой температурой, был устроен бассейн.
В этой влажной атмосфере посетители парились и потели.
Кальдарий – горячий бассейн
Слайд 110В паровую комнату посетители приходили со своими принадлежностями: горшочком с маслом,
скребницами для тела, плоским ковшом для обливания.
Слайд 111В одном из залов находился большой бассейн с прохладной водой, чтобы
посетители могли остыть после посещения парной.
Фригидарий-бассейн
с прохладной водой.
Слайд 113Посещение терм было ежедневным ритуалом граждан.
Здесь были помещения для купания,
залы для спорта, для встреч и бесед, отдыха, магазины и т.д.
Купающиеся сначала попадали в залы для купания в холодной воде, затем в теплой, и только потом – в горячей.
Слайд 114Обогрев в тепидарии Стабиевых терм в Помпеях.
Видны мозаичный пол и
устье печи
Слайд 115Вода поступала из котельных. В теплых помещениях пол был двойным. Верхний
его слой стоял на вертикальных глиняных трубах. Между трубами циркулировал горячий воздух, нагревающий пол. Таким же образом отапливались и сами помещения терм: горячий воздух проходил между стенами и их облицовкой.
Под полом проходили канализационные трубы. Они располагались так, чтобы использованная вода уходила в море.
Слайд 118В теплых помещениях пол был двойным. Верхний его слой стоял на
вертикальных глиняных трубах, между которыми циркулировал горячий воздух.
Слайд 119Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и
стен (hypocaustum).
В термах с помощью печи (praefurnium) нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. При этом использовались двойные покрытия, чтобы пол не был очень горячим.
Верхнее покрытие состояло из больших кирпичей, слоя битой глины и основного покрытия. Все это держалось на небольших кирпичных опорах (pilae), которые сразу размещали в шахматном порядке. В стены были встроены прямоугольные кирпичи, внутри полые (tubuli), которые крепились металическими скобами. Внутри стены терм были украшены мрамором или оштукатурены.
Слайд 12327. Термы Каракаллы (слева) и Диоклетиана , планы
Слайд 129В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в
крытые залы, находившиеся по обе стороны фригидария. Над фригидарием крыши не было; за ним на одной оси лежала большая зала, которую долгое время ошибочно принимали за тепидарий, хотя в ней нет никаких приспособлений для топки, тепидарий и за ним круглый кальдарий, купол которого (35 м в диаметре) поддерживало восемь мощных пилястров; два из них и посейчас стоят на месте. Кальдарий окружали маленькие отделения, где можно было мыться поодиночке. По обе стороны от кальдария были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п.
Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева от этих предназначенных для мытья комнат, следует отметить две палестры, два больших открытых двора, окруженных с трех сторон колоннадой. Палестры эти расположены совершенно симметрично: одна — на северо-восточной, а другая — на северо-западной стороне здания, на каждую из них выходила абсида. В полу этих абсид находилась знаменитая мозаика с фигурами атлетов, относившаяся, вероятно, к IV в. н. э. (найдена в 1824 г., хранится в Латеранском музее). Императоры не только стремились к художественной отделке своих терм, не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского (не считая множества других менее значительных статуй). Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков. Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения и самим заняться ими; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравствен
Слайд 131Помпеи. План города, восстановленный по раскопкам:
1 -Геркуланские ворота; 2, 3
- Везувианские ворота; 4-ворота в Нолу; 5-ворота в Сарно; 6-ворота в Ночери, около которых вне города расположен некрополь; 7 - Стабианские ворота; 8-морские ворота; 9-Главный форум; 10-Треугольный форум и расположенные рядом с ним два театра; 11 -Стабианские термы; 12-Центральные термы; 13- дорога на Геркуланум, вдоль которой расположены памятники почетным гражданам города; 14-вилла Мистерий; 8-5-улица Абонданца (Изобилия); 4-15-улица Нолы
Слайд 134
Массовое распространение терм выдает далеко зашедшую эволюцию античного общества-несвязанность значительных масс
населения, могущих проводить долгие часы в праздности, с повседневным производительным трудом, размытость некогда единой схемы общественного поведения и организации жизни, ослабление жесткого стандарта традиционной морали. Бани становились постепенно массовой страстью, местом ленивого сибаритства и отнюдь не самых чистых наслаждений. Был популярен стишок:
"Бани, вино и любовь разрушают телесные силы,
Но ведь и жизни-то суть в банях, вине и любви".
Слайд 136
Термы Каракаллы (рис. на стр. 338) были в свое время наиболее
грандиозной постройкой этого рода. Они расположены на площади, равной 12 га, почти квадратной в плане (353 X 335 м). Комплекс терм состоял из огромного
336
прямоугольного главного здания (216 X 112 м), помещавшегося в парке, который со всех сторон был ограничен двухэтажными корпусами. Эти корпуса образовывали два полукружия (экседры). План всего комплекса терм, состоявших из большого количества чрезвычайно разнообразных помещений, подчинен строгой симметрии. В главном здании по единой оси последовательно расположены холодная баня (фригидарий)—большой зал с бассейном (58х28 м); роскошно декорированный главный зал (площадью 2700 м; рис. на стр. 337); зал со скругленными углами— теплая баня (тепидарий) и великолепная купольная ротонда горячей бани (кальдарий), лишь немногим уступающая Пантеону по величине (диаметр ротонды—35 м); восемь разных по форме, прекрасно украшенных залов для отдыха после бани располагались по фасаду, противоположному главному входу; кроме того, там были две палестры, бассейны, площади для физических упражнений, раздевальни, аванзалы и другие помещения. С трех сторон снаружи главный корпус окружали сады-цветники, а на четвертой, наиболее отдаленной от входа, находился стадий (место для атлетических состязаний). В каждой из двух больших экседр, выходящих в парк, помещались палестра, глубокий бассейн и нимфей с фонтанами. В глубине парка находились два симметрично расположенных корпуса с библиотеками, залами для занятий музыкой и т. п. Термы вмещали одновременно до 1600 человек. Система входов строилась с учетом наиболее быстрого и удобного использования каждого из помещений.
Благодаря величине и разнообразию форм залов и перекрытий, а также различным приемам ограничения внутренних помещений (залы с четырьмя стенами, залы с тремя стенами и колоннадой вместо четвертой стены, залы, ограниченные только колоннами, и т. д.) создавались величественные пространственные построения. Термы были роскошно убраны скульптурой и другими памятниками искусства. В одном из залов была поставлена группа «Фарнезский бык», вывезенная с острова Родоса.
Новое понимание внутреннего архитектурного пространства как вместилища огромных масс людей и исключительно развитая разработка сооружений соответствующих типов — одно из важнейших достижений римского зодчества, имеющее большое значение для архитектуры последующих эпох.
Наружный фасад терм был прост; стены покрыты штукатуркой. Вероятно, более нарядны были фасады помещений, выходящих в парк. Под залами главного корпуса находились колоссальные субструкции, в которых располагались все подсобные помещения и, в частности, отопительная система и водопровод. Большое помещение в глубине двора занимала огромная цистерна-отстойник, в которой отстаивалась вода. Совершенство системы отопления, снабжения водой и канализации свидетельствует об очень высоком искусстве римских инженеров.
Широчайший размах строительства сочетался в то же время с экономией материала и рациональным использованием площади. Характерно применение ниш для облегчения стены и использование этих ниш для постановки статуй или устройства фонтанов.