Слайд 1РИМСКИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Хлудова Полина
10 А
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Так как исторически Рим представлял собой один разрастающийся полис, то и картина нравов и нравственных представлений, которым
следуют люди, куда более единообразна и внятна для нас, чем, к примеру, древнегреческая.
Римское общество чрезвычайно консервативно и традиционно. Светоний сообщает о знаменитом эдикте — законе, который говорит о том, что всё, что не соответствует нравам предков, должно быть по возможности отвергнуто. Это как раз то самое понятие, которое обозначает набор традиционных нравственных представлений, лежащих в основе всего поведения в обществе: «обычай предков».
Слайд 3ОСНОВЫ РИМСКОЙ МОРАЛИ
Этот обычай вменяет сознанию граждан в качестве добродетелей и их противоположностей весьма
определенный и четко структурированный набор качеств. И если эти качества рассмотреть последовательно, лучше всего становится понятно, насколько римское нравственное сознание отлично от того, что привычно нам.
Каковы же краеугольные камни этого традиционного римского нравственного сознания, обычая предков?
Слайд 41. PIETAS
Прежде всего это то, что именуется латинским словом pietas. Типичным переводом
этого слова в христианском контексте будет «благочестие»; в римских же текстах мы должны переводить его, в зависимости от оттенков употребления, как «долг», «чувство долга», «верность», «твердость религиозного убеждения», «преданность», «сыновний долг» и так далее.
Цицерон сообщает, что pietas — это добродетель, побуждающая нас исполнять долг перед отечеством и родителями, а также прочими людьми, связанными с нами родством. В другом своем философском сочинении «О природе богов» Цицерон определяет pietas как справедливое отношение к богам.
Слайд 52. FIDES
С понятием pietas тесно связано другое, несколько более конкретно практического свойства: fides, или «верность»,
«надежность», — качество человека, которому можно доверять и на которого можно положиться. Предшественник Вергилия, эпический поэт Энний, характеризует этим словом проводника, от которого зависит успех либо погибель войска римского полководца Тита Фламиния: «Муж небогатый, но исполненный верности».
Слайд 63. CONSTANTIA, GRAVITAS
Истинный римлянин должен был обладать непременно такими личными добродетелями, как constantia,
«постоянство», и в особенности gravitas, «важность». Под «важностью» здесь следует понимать способность хранить невозмутимое и величественное самообладание вне зависимости от происходящих событий, сonstantia же характеризует упорство и неколебимость такого самообладания.
Знаменитый легендарный исторический пример этих добродетелей — Гай Муций Сцевола. Во время осады Рима этрусским войском он был пойман при попытке убить предводителя врагов царя Порсену. В доказательство своей решимости и презрения к телу перед лицом долга он положил руку в огонь и держал ее там, пока она не обуглилась.
Слайд 74. DIGNITAS, AUCTORITAS
Наконец, итогом жизненного пути, отмеченного добродетелью; добродетелями, если угодно, результативными становятся
восхищающие римских писателей качества dignitas и auctoritas. Dignitas — буквально «достоинство» — это именно свойство человека, доказавшего, что на любом посту он умел служить образцом благочестия, долга, надежности, верности, самообладания и упорства — словом, был носителем всех тех вышеперечисленных добродетелей; во многих случаях слово dignitas можно было бы перевести как «репутация». Auctoritas же — это тот почет, который обеспечивается доброй репутацией и ничем иным.
Итак, по мнению римлян, человек, который демонстрирует чувство долга, надежность, самообладание и упорство, почитает богов, правильное отправляет ритуалы, может быть назван «мужественным» и «достойным» и заслуживает почета. Все это довольно далеко от христианских представлений о добре и благе. Что же произошло, когда эта система ценностей столкнулась с христианством?
Слайд 8
ПОСЛЕ ПРИХОДА ХРИСТИАНСТВА
Неудивительно, что наступление и победа христианства влекла за собой конфликт между
нравственной традицией старого Рима и интенсивно вырабатывавшейся новой системой ценностей. Когда господство христианской религии получает окончательное политическое закрепление, только отдельные чудаки решаются вспоминать об обычае предков.
Таков был конец системы римских добродетелей, долгие века служивший фундаментом всей римской цивилизации. Попытка отчасти воскресить ее была сделана лишь в эпоху Возрождения.