Слайд 1Опишите герб Тюдоров (1)
Какая роза относилась к какой семье-участнице войны (1)
Какой
король носил прозвище «горбун»? (1)
Кто из деятелей времен войны Роз носил прозвище «делатель королей»? (1)
Какая битва стала решающей в ходе войны Роз? Какая крылатая фраза была произнесена в ходе битвы? (2)
Битва, закончившаяся разгромом Ланкастеров и заключением Генри VI в Тауэр? (1)
Слайд 2РЕФОРМАЦИЯ
Сегодня политики хотят говорить о религии, а священники – о политике.
(С)
Да, господин министр
Слайд 41.1 Социально-экономические
Церковная иерархическая система соответствует феодальной вассально-сеньорской лестничной системе.
В XIV в.
начинается упадок феодальной системы, в связи с чем происходит и кризис в католической церковной системе.
К XVв. в Европе формируется новый класс буржуазии, которому необходима была новая идеологическая основа.
Буржуазия не хотела отказываться от христианства, но им нужна была «более экономная» его версия, ведь деньги, идущие на исполнение пышных церковных обрядов и обеспечение дорогостоящей католической системы управления можно потратить на развитие производства.
Слайд 51.2 Культурные
Дух свободной критики эпохи Возрождения позволяет людям начать критиковать церковь
Акцент
на индивидуальность и личную ответственность открывает людям глаза на несовершенство церковной иерархии
Доступность древних источников и мода на их чтение показывают разницу между образом жизни и идеями первых христиан и христианством образца XIV-XVвв.
Появлялось все больше людей, критически настроенных к католической церкви
Снижение авторитета Папы Римского - главы католической церкви как организации из-за подложных документов («Константинов дар» и «Лжеисидоровы декреталии»
Слайд 61.3 Событийные предтечи Реформации
70-80-е гг XIVв. – просветительская деятельность в Англии
Джона Вилкифа
Вилкиф порицает действующую церковную иерархию и раскол папства
Он выступает против догматизма церкви и говорит о том, что Христос, а не папа является главой церкви, а единственным авторитетом для верующего человека является Библия, а не церковь
Вилкиф собственноручно переводит Библию на английский язык, для того, чтобы больше людей могли с ней ознакомиться
Взгляды Вилкифа были порицаемы в Лондоне и Риме, однако они нашли свое отражение в творчестве великого чешского философа Яна Гуса…
Останки Вилкифа ьыли выкопаны и сожжены, а его последователя Тиндела сожгли на костре
Слайд 72.0 Ян Гус (1369-1415гг. и его учение)
Слайд 82.1 Биография Яна Гуса
Гус учился в Пражском университете, после окончания которого
принял сан священника
1400г – Ян Гус декан философского факультета, в потом и ректор
В 1401-2гг – он читал проповеди в крупнейших пражских соборах
В своих проповедях он часто затрагивал повседневные темы и критиковал церковную бюрократию
Тем не менее, он считал себя верным служителем церкви, который стремится работать на ее благо
В это время он ознакомился с трудами Уилкифа (пред. Слайд), которые произвели на него большое впечатление
В 1409-1411гг. – идет травля Гуса, против него ведется церковное дело
Он был обвинен в ереси и сожжен вместе со своими трудами 6 июля 1415г.
Слайд 92.2 Идеи Яна Гуса
Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно
взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Слайд 103.0 Гуситские войны (1419-1434гг.)
Слайд 113.1 Причины Гуситских войн
Казнь Яна Гуса императором Сигизмундом, гарантировавшем ему ранее
полную безопасность
Казнь сподвижника Гуса Иоанна Пражского
Недовольство чешской знати властью императора
Главенствующее положение немецких феодалов, городского патрициата и католического духовенства в Королевстве Богемия
1419г. – Король Чехии Венцеслав IV начинает гонения на гуситов.
Слайд 123.2 Первый Гуситский поход
В начале войны центром силы гуситов стал город
Табор
Сторонники Габсбургов засели в Кутной Горе
1 марта 1420г. – Папа Римский Мартин V объявляет Крестовый поход против гуситских еретиков
В это время из Силезии на помощь защитником Кутной Горы (~60 км от Праги) двинулась армия венгерских, австрийских и немецких рыцарей
На южных границах собирались отряды итальянских наемников, а также армии курфюрстов
К маю Сигизмунд подошел в Кутну Гору
В Пражской цитадели оказались заперты королевские рыцари, которых не выпускали пражские жители
Слайд 133.2 Первый гуситский поход
В Прагу из Табора было вызвано 10-тысячное подкрепление
под командованием Яна Жижки
После прихода Жижки Сигизмунд отступил от Праги.
Тем не менее, атака гуситов на цитадель была отражена огнем бомбард
Вскоре с большой армией и обозом вернулся Сигизмунд и смог передать еду и фураж защитникам крепости
Тем временем, воспользовавшись тем, что часть армии гуситов отправилась в Прагу, королевские войска осадили Табор.
Ян Жижка отправил на помощь Таборцам отряд, ударивший королевский войскам в тыл, после чего осада была снята.
Слайд 143.2 Первый гуситский поход
После этого австрийским войскам было приказано двинуться к
Праге
14 июля 1420г. Крестоносцам было нанесено стратегическое поражение на Витковой горе
Это сражение не позволило Сигизмунду взять Прагу в блокаду
30 июля 1420г. –крестоносцы разбиты под Вышнеградом
Итог: Чехия и Моравия оказываются в руках мятежников
Слайд 163.3 Второй гуситский поход
Осенью 1421 года в рядах гуситов начались усобицы,
чем воспользовался Сигизмунд
Крестоносцы осадили город Жатец на границе с Саксонией
Ян Жижка занял оборонительную позицию на горе Владарь, откуда измотал крестоносцев и вынудил их уйти из Чехии
Зимой 1421г. – Сигизмунд подошел к Кутна-горе, богатой серебром и являвшийся удобным плацдармом для продолжения чешского похода
В ходе боев за город Жижка лишился второго глаза и понял, что положение ухудшилось (из-за поражений, конечно, а не из-за глаза):)
Для того, чтобы выйти из образовавшегося окружения Ян Жижка впервые в истории совершил артиллерийский маневр и вывел армию.
Слайд 173.3 Второй гуситский поход
8 января 1422г. – поражение крестоносцев у Габра
В
конце зимы многие рыцари утонули при переправе через Сазаву
Весной к гуситам прибыло подкрепление в виде 8 тысяч литовских воинов
Князь Витовт находился во враждебных отношениях с Сигизмундом
Во главе подкрепления стоял родственник Витовта Сигизмунд Корибутович
В 1423г. – гуситы предпринимают поход в Венгрию и Моравию, где терпят поражение
Слайд 193.4 Последующие гуситские походы
1424г. – междоусобная война между гуситами (чашники и
табориты). Ян Жижка умирает от чумы. Армию возглавляет Прокоп Большой (Голый)
1425г. – поход в Чехию Австрийского эрцгерцога заканчивается неудачей
1426г. – 20-тысячное немецкое войско атакует 25-тысячное войско гуситов в Вагебурге, но отступает с огромными потерями
1427г. – гуситы разбивают австрийское войско
1428-1430 гг. –удачные немецкие походы гуситов, в ходе которых были взяты Магдебург и Дрезден
1431г. – Сигизмунд собирает 90-тысячную армию, которую гуситы громят по частям
Начинаются мирные переговоры
Слайд 203.4 Последующие гуситские походы
1433г. –Усобицы невероятно ослабляют гуситскую армию
1434г. – «чашники»,
желая мира громят более воинственных «таборитов» в битве под Липанами
В это же время восточные рыцари громят польскую ветвь гуситов
1436г. – Чехия принимает условия мира Сигизмунда, Чехия остается частью империи
Итоги:
Центральная Европа опустошена
Много еретиков
Кардинально ничего не меняется
Слайд 214.0 Мартин Лютер и его учение +
Реформация в Германии
Слайд 224.1 Начало Реформации
К началу XVI в. в Германии раздробленное на много
частей государство
Церковь гневает всех:
Крестьяне платят огромную десятину
Продукция ремесленников проигрывает конкуренцию монастырской продукции, не облагаемой налогом
Церковь расширяется в городах, превращая горожан в должников
Ватикан вывозит из Германии огромные суммы денег
Моральный упадок священников;)
31 октября 1517г. – доктор теологии Мартин Лютер отправляет свои «95 тезисов» архиепископу Майнскому (прибил к дверям Виртембергской церкви)
Слайд 234.2 Мартин Лютер и его учение
Идеи Мартина Лютера:
Индульгенции противоречат церковному канону
Церковь
– не посредник между человеком и Богом
«Отпущение грехов» и «обеспечение рая» - полномочия Бога
Человек достигает спасения души не через таинства и обряды, а силой веры
Единственный источник церковной власти – Священное писание
Священное писание должно быть доступно людям на родном языке
В мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать
Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание
В глазах Бога нет труда благородного или презренного
Отвержение божественности личности Папы
Слайд 244.3 Второй этап немецкой Реформации
Сперва папа принял выступление Лютера, за обычную
монашескую склоку, но тот заручился поддержкой герцога Саксонии и заставил папу задуматься.
На Лейпцигском диспуте он объявляет поддержку Яну Гусу, обрекая себя на проклятие и анафему
10 декабря 1520 года – Лютер сжигает папскую буллу против себя
Вскоре Лютера вызывает к себе новый император СРИ Карл V на Вормский рехстаг, где пытается убедить его вернуться в лоно классического католицизма
Лютер ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог»
Вормским эдиктом Лютер объявлен вне закона
Слайд 254.3 Второй этап Реформации
Начинаются репрессии сторонников Лютера
Лютер заключен в замок Вартбург
Бюргеры
поддерживают Лютера
1523г. – недовольные своим положением рыцари поднимают мятеж, который перерастает в войну Томаса Мюнцера (1524-26гг)…
Слайд 264.4 Германия после войны
Сразу после войны действие Вормского эдикта было приостановлено
1529г.
– Вормский эдикт перепринят, что вызвало протесты лютеран в виде Шпейерской протестации. Те, кто ее поддержали стали называться протестами
Лютер пишет 2 катехизиса: Малый – для прихожан и Большой – для священников
На следующим рейхстаге в Аугсбурге произошли дебаты между лютеранами и католиками
Мартин Лютер умирает 18 февраля 1546 года
Слайд 274.5 Последний этап немецкой Реформации
1547-48гг – Война императора и протестантов.
Победа
императора
Тем не менее, истребить протестантизм не удалось
1552-55гг – Вторая война
Устанавливается свобода вероисповедания для свободных людей, а князья устанавливали религию в своих владениях.
Слайд 284.6 Анабаптисты
Каноны анабаптизма:
понимание сущности христианства как ученичества,
понимание Церкви как братства,
выражение христианской
жизни в любви и непротивлении
1533г. – Анабаптисты захватили власть в Мюнстере
Теократическая диктатура Иоанна Лейденского
Объявлено многоженство, а все имущество в городе принадлежало царю
1535г. – Иоанн был свергнут, а Мюнцер стал оплотом католицизма
Большинство анабаптистов впоследствии эмигрировали в Россию и Америку
Слайд 305.1 Реформация в Скандинавии
В 1530 г. Опубликованы «47 тезисов» Ганса Таусена,
ведущего реформатора Скандинавии
В 30-х годах Дания и Норвегия обращается в протестантизм, близкий по типу к лютеранству
Католики изгоняются из страны
В 1517г. Братья Петри, прибывшие из Германии стали распространять в Швеции лютеранство
Вскоре служба стала вестись по протестантским канонам
1527г. – король Швеции – глава шведской церкви
НА СЕВЕРЕ ПРОИЗОШЛА БЕЗОГОВОРОЧНАЯ ПОБЕДА ПРОТЕСТАНТИЗМА
Слайд 326.1 Учение Жана Кальвин
«Убрать из церкви все, что Библии не требуется»
Рационализм
– основа религии
Суверенитет Бога
«Принятие дара» от Бога не зависит от человека
Предопределение одних к гибели, а других к спасению
В остальном схож с Лютером
Слайд 336.2 Реформация в Швейцарии
1518г. – священником кафедрального собора Цюриха избирается Ульрих
Цвингли
Цвингли проповедовал то, что спасение души может обеспечить только истинная вера
Папа, как и в случае с Лютером, сначала не распознал угрозу
Цюрих поддерживает папу в борьбе с Францией, чем зарабатывает «иммунитет» до 1522г.
Март 1522г. – Цвингли говорит о необязательности соблюдения поста и уплаты штрафа за его несоблюдение
Июль 1522г. – Он пишет письма епископу Констанцскому и Швейцарскому союзу о вреде целибата
Папа делает Цвингли щедрое предложение по отказу от своих убеждений, однако он отказывается
Слайд 346.2 Реформация в Швейцарии
29 января 1523г. – Цвингли выигрывает диспут у
католического священника с помощью «67 тезисов»
В Цюрихе начинаются масштабные церковные реформы
Отмена целибата
Отмена мессы
Отмена иконопочитания
Причастие «под вином и хлебом»
В церкви демократия:
Земля=>Приход (Конгрегация)=> Синод
Открыт технологический колледж Каролинум
Открываются школы
Слайд 356.2 Реформация в Швейцарии
Примеру Цюриха последовали Базель, Санкт-Галлен, Берн, Гларус, Шаффхаузен
и др. города
1528г. – католики предлагают Цвингли диспут, однако тот, подозревая подвох, отправляет туда своих помощников
Католики еще до конца диспута объявляют себя победителями и предают Цвингли проклятию
Назревает война
Происходит встреча Цвингли и Лютера, где они не смогли прийти к согласию в одном пункте из 16 (реальное присутствие плоти и крови Хриса в Святом Причастии), после чего Лютер отказался признать в нем единоверца
1531г. – Войска протестантов берут в блокаду города католиков
11 октября 1531г. – Цвингли погибает в одном из боев
20 ноября 1531г. – заключен мир, по которому большая часть Швейцарских территорий оставалась за католиками, и лишь в имперских городах сохранили влияние протестанты
Слайд 366.2 Реформация в Швейцарии
После войны центр Швейцарской Реформации перемещается из Цюриха
в Женеву
1536г. – принимается закон о реформировании богослужения, однако действующий лидер Гийом Фарель - слишком слабый политик (по собственному мнению), чтобы продолжать активные действия
1537г. – Протестантское движение в Женеве по просьбе Фареля возглавляет Жан Кальвин
Кальвин пишет Articles de 1537, катехизис и исповедание, в которых излагает свои взгляды на религию
Началась борьба между либертинами (консерваторами) и гиллерменами (реформаторами)
В 1538г. Либертины одерживают победу и изгоняют Кальвина и Фареля из города, но через 2 года их призвали обратно
1542г. –Церковь работает по принципам Кальвина
Слайд 376.2 Реформация в Швейцарии
Священнослужители разделены на пасторов, учителей, диаконов и руководящую
Консисторию
1546г. – религиозные казни: казнено более 50 католиков
На следующий год был сожжен ученый Мигель Сервет, выступавший против единоначалия Бога
1549г. – объединение кальвинистов и сторонников Цвингли
1559г. –создание Женевской академии, кузницы кальвинистских кадров
1564г. –Смерть Кальвина
Его преемником стал Теодор Беза, ректор академии
Слайд 386.3 Реформация в Шотландии
Первый шотландский реформатор – Патрик Гамильтон, который, однако,
в 1828г. Он был сожжен
Джордж Уишард был сожжен 16-ю годами позже
В 1536г. В Шотландии активизировался Джон Нокс, активный протестантский проповедник
После прихода в Англии к власти Кровавой Мэри в 1553г., он бежал в Женеву, к кальвинизму
1559г. – Нокс возвращается в Шотландию
При поддержке Елизаветы он распространил кальвинистские взгляды по всей Шотландии
1561г. – Мария Стюарт возвращается в Шотландию и начинает войну с кальвинистами
1567г. Мария под давлением парламента отрекается. Устанавливается господство кальвинизма в форме пресвитерианства
Пресвитерии – шотландское название швейцарского типа управления церковью
Слайд 396.4 Реформация в Нидерландах
В начале XVIв. – Нидерланды – колония Испании
Туда
попадали лютеране и анабаптисты, однако они не получили поддержки
В то же время король Филипп II ставит своей целью искоренение ерес и на подвластных ему территориях
В 1566г. – Лига дворян, готовящая желающая освободиться от испанского владычества
1567г. – наместником короля в Нидерландах назначен герцог Альба, начавший кровавый террор против светских и религиозных мятежников
1571г. – принято решение о введении пресвитерианской системы управления церковью
1573г. – Альба отозван на родину
1574г. – Дордрехтский синод подтверждает переход Нидерландов в новую веру и утверждает местный катехизис
Слайд 406.4 Реформация в Нидерландах
1575г. – открыт Лейденский университет, кузница голландских протестантских
кадров
1576г. – Гентский эдикт – пакт о ненападении между восставшими и новым наместником Хуаном Австрийским
Сбор войск Хуаном стал поводом для нового восстания
1579г. – Аррасский договор, по которому Филипп II остается верховным правителем страны. Так, Южные провинции остались, по большей части, католическими
В ответ заключена Утрехтская уния северных провинций, где господствовала пресвитерианская церковь
БОЛЬШЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ – ЧЕРЕЗ 2 НЕДЕЛИ
Слайд 416.4 Реформация во Франции
В 20-х годах XVI в. Во Франции распространяются
протестантские идеи
Король François I долго не мог решить, на чьей он стране из-за того, что выбирал себе союзников
1534г. – в Париже распространяются листовки, критиковавшие мессу
Это разгневало короля
Лидеры протестантов бегут из страны
Фарель – в Женеву, Лефевр – в Стразбург, Кальвин – в Базель
При сыне Франсуа Анри гонения на гугенотов только услились
Начались религиозные войны…
Продолжение через 2 недели
Слайд 437.1 Реформация при Генри VIII
Англия больше подвержена Реформации, чем все остальные
Уже
с XIVв. Библия переводилась на английский язык
Английскую реформацию можно назвать «Реформацией сверху»
1509г. – Генри VIII женится на испанке Екатерине Арагонской
В это время в Англии господствует католичество
В 1522г. Ко двору королевы прибыла Анна Болейн…
В конце 20-х годов Генри решил, что брак должен быть расторгнут
В 1529г. Один из основных противников Анны канцлер Уолси был обвинен в измене и казнен
Папа Римский и католичество не могли обеспечить Генриху выгодные условия развода
Помимо личных проблем с женой были и другие проблемы Генри с католичеством:
Разгульный образ жизни
Многочисленные войны
Пустая казна
=> Нужно подчинение церкви королю
Слайд 447.1 Реформация при Генри VIII
В 1529г. – во время дискуссии в
парламенте один из сподвижников короля, Томас Кромвель, убедил короля перевести страну в протестантизм
Генри обвиняет духовенство в посягательстве на королевскую власть и присуждает его к выплате 100 000 фунтов
В ответ на предложение о пятилетней рассрочке он выдвигает свои условия:
Духовенство признаёт Генриха «единственным защитником и верховным главой церкви и духовенства Англии»
Король имеет духовную юрисдикцию
Привилегии церкви будут сохранены, только если они не умаляют королевской прерогативы и законов
Король помилует церковь за посягательство на власть
Миряне помилованы также.
Слайд 457.1 Реформация при Генри VIII
1532г. –а архиепископом Кентеррберийским назначается Кромвель, обеспечивший
королю власть над церковью
1534г. – «Акт о супрематии», по которому Король признается главой английской церкви, созданной по церковным канонам классического протестантства.
Началсь гонения на католиков
Генри победил!
Слайд 467.2 Реформация после Генри VIII
При Эдварде VI сформировалось классичское англиканство и
продолжились гонения на католиков
Мэри Кровавая была католичкой и старалась восстановить позиции своей религии
Вскоре она была смещена сводной сестрой Елизаветой, которая довела машину религиозных репрессий до предела и установила диктатуру англиканской церкви.
Реального равноправия эти верования достигли лишь в 2010 году, когда был отменен закон о том, что королем Великобритании может стать лишь представитель англиканства.
Слайд 488.1 Контрреформация
Контрреформация – процесс возвращения протестантских земель в лоно католичества с
середины XVI до середины XVII века
В XVI века создавались новые монашеские ордена
1534г. – под предводительством Игнатия Лойолы создан орден Иезуитов
Этот орден стал своеобразным элитным клубом руководителей Контрреформации
1543г. – сжигаются труды ведущих философов и ученых эпохи. Иногда с трудами сжигаются и сами ученые (Бруно)
1545г. – Созван Тридентский собор, на котором было принято решение о том, что католичество не пойдет на уступки протестантам
Тем не менее, признавалось, что индульгенция, продажа должностей итд противоречат канонам истинной веры.
Слайд 498.1 Контрреформация
Тем временем Иезуиты создают свои университеты (в Вене, например) для
подготовки элиты католического мира
1568-70гг. - издаются папские указы, направленные на PR кампанию католичества и укрепления папской власти
Так, пропагандой и Испанским мечом удалось искоренить протестантизм в Южной Европе (Иберия и Аппенины), но на Англию, Францию и Германию не удалось серьезно повлиять
До конца Контрреформации Папа регулярно поддерживал деньгами и другими способами католиков в религиозных войнах во Франции, в Германии и в Нидерландах
В конце концов, установились четкие границы католического и протестантского миров
Слайд 508.2 Итоги Реформации
Прекращение существования единого католического мира
Увеличение информированности людей об истинном
смысле религии
Увеличение образованности населения, появление новых университетов
Превосходство светской власти над религиозной
Ускорение перехода Европы к капитализму