Слайд 1Выпуск 15
ЕСЛИ МУТИШЬ – МУТИ ТИХО
Слайд 2РАЗВИТИЕ ПУБЛИЦИСТИКИ В XVIII ВЕКЕ
Публицистика (от лат. publicus – общественный) – это
область литературы или род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения общественного мнения, в основном формирующегося вокруг острых проблем действительности.
Когда появилась в России? Два стула:
Слайд 3НЕМНОЖЕЧКО ПРЕДЫСТОРИИ
“Вести-куранты” (примерно с 1621)
- для князя и бояр
- составлялся
Посольским приказом
- Источником информации служили в основном иностранные газеты, а также сообщения иностранных корреспондентов
Слайд 4“ВЕДОМОСТИ” (ПО УКАЗУ ПЕТРА В 1702)
Петровские «Ведомости» - явление самобытное и
оригинальное. Имели не частный, а общегосударственный, общенациональный характер.
Цель издания – пропаганда внешней и внутренней политики государства. Тираж непостоянный – от неск-ких десятков до неск-ких тысяч экз, периодичность различная: в 1703 – 39 номеров, в 1705 – 46, а в 1718 – 1!
Содержание: много фактических сведений, выражен правительственный взгляд на политические события. Большая роль военной информации, в т.ч. о Северной войне. Существенная роль иностранной информации, т.к. усилились экономические и культурные связи с европейскими странами.
Первые “штатные работники”: Борис Волков - переводчик посольского приказа (с 1719) и Яков Синявич (переводчик, от апреля 1720 отвечал за информацию о внутренней жизни).
Газета особым спросом не пользовалась. После смерти Петра газету хотели закрыть и в 1728 г. «С-П ведомости» переименованы и переданы Академия Наук.
Слайд 5МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ (С 1756)
Издавалась по приказу Елизаветы Петровны и просуществовала
аж до 1917г
Принадлежала кому?)))))
Новый всплеск авторской публицистики произошел в эпоху Екатерины II. В это время наметилась тенденция к сращиванию публицистики с периодической печатью. Журналы «Трутень» (1769-1770) и «Живописец» (1772-1773) Н.И. Новикова или «Почта духов» (1789) и «Зритель» (1798) И.А. Крылова могут рассматриваться как публицистические произведения. Правда, читательская аудитория такой публицистики была весьма и весьма ограниченной.
Слайд 6ПРИЧИНЫ БУРНОГО РАЗВИТИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ
Общественность вышла на новый уровень развития
В правление
Александра I начали возить журнальчики из-за границы
Стильно-модно-молодёжно
Слайд 7Под редакторством Карамзина. Кстати, Карамзин был приглашенным редактором и получал за
свой труд 3000 р. в год, что было первым в российской истории случаем оплаты редакторской деятельности.
Наряду с литературой и искусством, журнал освещал вопросы внешней и внутренней политики России, истории и политической жизни зарубежных стран.
В 1814 году в «Вестнике Европы» были впервые опубликованы стихи А. С. Пушкина: в них тогдашний лицеист обращался «К другу стихотворцу» — В. К. Кюхельбекеру, стихотворение которого были опубликовано в предыдущем номере журнала.
С 1815 года журнал приобрёл консервативное направление.
«ВЕСТНИК ЕВРОПЫ» (1802—1830 ГГ)
Слайд 8«СЫН ОТЕЧЕСТВА» (1812—1852 ГГ)
Под редакторством Греча. Журнал издавался с целью
повышения патриотизма во время Отечественной войны 1812 г. В журнале впервые появились иллюстрации — политические каррикатуры, высмеивающие Наполеона. В газете была опубликована первая статья А. С. Пушкина в качестве журналиста.
Журнал выходил еженедельно (по четвергам). Редактором-издателем был преподаватель словесности петербургской гимназии и секретарь цензурного комитета Н. И. Греч. Первоначально «Сын отечества» был журналом историческим и политическим, однако в нём помещались и художественные произведения, преимущественно стихотворные и главным образом на актуальные политические и военные темы.
Слайд 9МОСКОВСКОЙ ТЕЛЕГРАФ (1825-1834)
Первый российский энциклопедический журнал
Под редакторством Полевого. Кстати, именно Полевой
ввел в русский язык слово «журналистика» и попытался изложить историю русской журналистики.
Николай Полевой, приступая к изданию своего журнала, учитывал опыт европейской периодики, традиции отечественной печати и современные общественные потребности. Целью журнала было объявлено усиление деятельности просвещения, сближение средних сословий. Полевому удалось в издании, обращённом к самому широкому кругу читателей, сохранить высокий уровень представляемых в нём материалов.
«Московский телеграф» включал в себя такие отделы как:
- Наука и искусство
- Словесность
- Библиография и критика
- Известия и смесь
- Мода
Слайд 10СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА (1825-1864)
Основана Фадеем Булгариным
До восстания декабристов придерживалась либерального
направления. Позднее стала консервативным, проправительственным изданием. Ориентировалась на читателей, принадлежавших к «среднему состоянию» (служилых дворян, провинциальных помещиков, чиновников, купцов, мещан и т. п.). Выходила по тем временам крупным тиражом до 10 тысяч экземпляров.
Ведущую роль в «Северной пчеле» играл сам Булгарин, которого шеф жандармов Бенкендорф, по собственному признанию, «употреблял по своему усмотрению по письменной части на пользу службы».
Слайд 11ВОТ ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ВЫ НАМ В ДОМАШКЕ ПРО ОСТАЛЬНЫЕ ГАЗЕТКИ
РАССКАЖИТЕ
Слайд 12ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Слайд 13ПРЕДПОЛОЖИМ, ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ПРО ДЕКАБРИСТОВ
К чему они привели?
Слайд 14ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА В РОССИИ НАМЕТИЛИСЬ ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ
МЫСЛИ:
Консервативное
Либеральное
Радикальное
Слайд 15КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Консерватизм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая
приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.
Основные идеи:
Незыблемость самодержавия (древняя традиция русского народа)
Незыблемость крепостного права (благо для всех)
Православие (присущая русскому народу религиозная духовность)
Никакие кардинальные изменения России не нужны, так как всё хорошо, царь-батюшка и народ счастливы вместе
Все кто не согласен – очень плохие человеки, враги России
Теория официальной народности С.С. Уварова: православие, самодержавие, народность – официальная доктрина
Идеи консервативного движение (удивительно, но факт) активно поддерживались государством и везде форсились
Слайд 16ЛИЦА КОНСЕРВАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ
Министр народного просвещения
С.С. Уваров
Историк
М.П. Погодин
Публицист С.П. Шевырёв
Слайд 17ЛИБЕРАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Либерализм - общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод
человека, деятельность государства ограничивается Конституцией
По отношению к правительству было оппозиционным
Либералы бывают разные
Слайд 18ЗАПАДНИКИ
Не надо их считать врагами народа! Они хотели процветания России
Основные
идеи:
Россия – европейская страна и необходимо это признать
Нет никакого “уникального” пути у русского народа, он часть Европы
Идеал царя – Петр I
Конституционная монархия
Отмена крепостного права
Крестьянская община мешает обществу развиваться
МСУ
Да в принципе буржуазная республика тоже неплохо
Слайд 19ЗАПАДНИКИ
Историк
Т.Н. Грановский
Историк
С.М. Соловьёв
Историк и правовед К.Д. Кавелин
Слайд 20СЛАВЯНОФИЛЫ
Основные идеи:
Конституционная монархия
Отмена крепостного права
Все что было до Петра
I – прекрасно, после Петра Русь завернула не туда, ведь у нее свой путь и свое в мировой истории
Единственно верной и исконной религией признавалось православие
Превозносилась идея Земских соборов
Русский человек не индивидуалист, как европеец, а коллективист
“Сила власти – царю, сила мнения – народу” (К.С. Аксаков)
Слайд 21Писатель и общественный деятель С.Т. Аксаков
Публицист
К.С. Аксаков
Публицист
А.С. Хомяков
Слайд 22РАДИКАЛЬНЫЕ РАДИКАЛЫ
Радикализм (революционное направление) – движение за изменение общественного строя путём
революции
Формируется на рубеже 20-30-х годов
Маленькими компашками в городах
Дело братьев Критских – 1827
Слайд 24ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО РАДИКАЛИЗМА:
Отстаивание и применение коренных, решительных мер в разрешении вопросов
теории и практики;
Реакция на реакцию;
Может проявляться в различных формах экстремизма, терроризма, революций;
Тайная организация;
Теоретики живут за рубежом в эмиграции;
Основной состав: разночинцы и нигилисты;
Слайд 25РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ
А.И. Герцен (1812-1870) – русский публицист, хейтер правительства. Выходец из
богатой семьи, незаконнорождённый, придуманная фамилия – “сын сердца”, в детстве подружился с Н.П. Огарёвым.
Бурная студенческая молодость и ссылка;
Между западниками и славянофилами. Эмиграция и переход к социализму;
Вольная русская типография и “Колокол” 1857;
Социализм – общественный строй, воплощающий собой принципы социальной справедливости, свободы и равенства;
Слайд 27Европа умирает, будущее за Россией, которая перейдёт к социализму;
«Русский народ
сохранил свою могучую душу, свой великий национальный характер»;
Ликвидация абсолютизма, крепостного права, предоставления гражданских прав;
Ставка на крестьянскую общину, как основную социальную ячейку: сохраняет в себе общую собственность и самоуправление;
Победа Социализма = европейские идеи + русская община;
Рабочие не революционеры, а крестьян надо подтолкнуть;
РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Слайд 28НАРОДНИЧЕСТВО
Идеология, призванная сблизить интеллигенцию и народ для образование силы, способной преобразовать
действительность;
Основные положения:
Капитализм – это плохо;
Нужно строить всеобщее равенство – социализм;
Общине является идеалом общественного устройства, нужно понять её сущность;
Слайд 29 Образованная часть российского общества имеет «долг» перед народом, живущим в бесправии,
невежестве и нищете;
Вернуть «долг» означает создать в России более справедливое общественное устройство, основанное на общественной собственности, свободе личности и коллективном труде;
Перераспределение собственности важнее перераспределения власти;
Теории народничества:
Анархическое;
Пропагандистское;
Заговорщическое;
КОНЦЕПТ
Слайд 30АНАРХИЧЕСКОЕ (БУНТАРСКОЕ) НАРОДНИЧЕСТВО
Идеологи – М.А. Бакунин и П.А Кропоткин;
Любая власть подавляет
свободу личности – не нужна;
“Крестьянин является бунтарем по инстинкту, по призванию”;
Мужик сам знает, что такое свобода, поэтому народникам нужно организовать общий бунт, разрушить государства, не создавать нового;
Слайд 31ПРОПАГАНДИСТСКОЕ НАРОДНИЧЕСТВО
Идеолог – П.Л. Лавров;
В Европе опора на рабочий класс, а
в “отсталой” России на крестьянство;
Подготовка к революции через - развития научной социальной мысли в интеллигенции и пропаганду социалистических идей в народ;
Слайд 32ЗАГОВОРЩИЧЕСКОЕ НАРОДНИЧЕСТВО
Идеолог – П.Н. Ткачёв;
Отвергал идею о самобытности русской культуры;
Борьба интересов
разных классов и роль активного меньшинства;
Политическая революция первичнее социальной;
Гарантия успеха революции в создании тайной централизованной организации, которая проведет революцию своими силами;
Слайд 33ХОЖДЕНИЕ В НАРОД
Для чего? - просвещения и агитация революции среди крестьян;
1861
– Исключенные студенты ушли в народ, но быстро затихло;
1874 – Действия народников в половине российских губерний, группы народников передвигались от села к селу и беседовали с крестьянами;
1876 – Второе хождение в народ, вместо летучих отрядов постоянные поселения и работа учителями, врачами, мастерами. Хотели не сразу агитировать, а потом, но не успели – начало репресий
Движений стихло – народ ничего не понял;
Слайд 34ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (1861-1864)
Тайное революционное общество, возникшее под влиянием идей Герцена
и Огарёва;
Руководители: П.А. Ровинский, Н.А. Обручев, А.А. Серно-Соловьевич;
Цели:
Созыв бессословного народного собрания;
Установление республики;
Передача земли крестьянской общине;
Объединение сельского и городского населений;
Что делали: подготовка крестьянского восстания вместе с поляками к 1863, распространение революционной литературы;
Что вышло: восстания не произошло, мнения разошлись, самоликвидация;
Слайд 35ВСЯКИЕ РАЗНЫЕ КРУЖКИ
“Ишутинцы” – 1863-1866, заговорщическая направленность, “Ад”, Каракозов VS Александр
II;
“Народная расправа” – 1869, “Нечаевщина”, бунтарская направленность, бедный Иванов;
“Чайковцы” – 1871, объединение нескольких кружков, продвигали хождение в народ;
Слайд 36ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ 2.0 (1876-1879)
Народническая организация;
Состав: А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л.
Перовская, С.М. Кравчинский;
Цель – анархия и коллективизм;
Задачи:
Земля крестьянам;
Общинного самоуправления;
Гражданские свободы;
Национальные и конфессиональные права;
Методы: Пропаганда и террор;
Разногласия…..
Слайд 37ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ 1879-1881
Народническое крыло Земли и воли;
Состав: Плеханов, Аксельрод, Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов;
Идеи: Хождение в
народ, экономика важнее политики, роль русской общины, террор не нужен;
Слайд 38НАРОДНАЯ ВОЛЯ 1879-1887
Террористическое крыло Земли и воли;
Состав: Лавров, Желябов, Перовская, Фигнер
и др.;
Идеи:
Политика важнее экономики;
Методы террора необходимы;
Необходимость переворота;
Предоставление гражданских, экономических и личных свобод;
Предоставление широкой самостоятельности;
Убийство императора – Перовская и Желябов: 1) Он виноват; 2) Создание удобной обстановки для восстание;
Не нашла поддержки у народных масс, ее деятельность лишь больше разозлило правительство;
Слайд 39СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ
70-е: Южный и северный союзы рабочих;
Промышленная революция, рост числа рабочих, сохранение
плохих условий;
От народничества к марксизму, от крестьянства к пролетариату;
1883 г. – Партия освобождения труда: Г. В. Плеханов, В. Н. Игнатов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и П. Б. Аксельрод;
“Легальный марксизм”;
РСДРП – 1898 год, Ленин, Мартов;
Слайд 40ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА П. ЧААДАЕВА
Мы не принадлежим ни к Западу, ни к
Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода;
У каждого народа бывает период бурного волнения, страстного беспокойства, деятельности необдуманной и бесцельной. У нас ничего этого нет. Сначала - дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, - такова печальная история нашей юности;
Если мы хотим занять положение, подобное положению других цивилизованных народов, мы должны некоторым образом повторить у себя все воспитание человеческого рода;
Слайд 41 Мы же, придя в мир, подобно незаконным детям, без наследства, без
связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существованию;
Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего; все их знание - в их внешнем быте, вся их душа - вне их;
Вследствие этого вы найдете, что всем нам недостает известной уверенности, умственной методичности, логики. Западный силлогизм нам незнаком. Наши лучшие умы страдают чем-то большим, нежели простая неосновательность. Лучшие идеи, за отсутствием связи или последовательности, замирают в нашем мозгу и превращаются в бесплодные призраки;
ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА П. ЧААДАЕВА
Слайд 42В наших головах нет решительно ничего общего; все в них индивидуально
и все шатко и неполно. Мне кажется даже, что в нашем взгляде есть какая-то странная неопределенность, что-то холодное и неуверенное, напоминающее отчасти физиономию тех народов, которые стоят на низших ступенях социальной лестницы;
Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума;
Наша история ни к чему не примыкает, ничего не уясняет, ничего не доказывает. Если бы дикие орды, возмутившие мир, не прошли по стране, в которой мы живем, прежде чем устремиться на Запад, нам едва ли была бы отведена страница во всемирной истории. Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы
ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА П. ЧААДАЕВА