Слайд 1«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
В ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ»
Людмила Серафимовна Нагавкина
Слайд 2Развитие культуры социальной инициативы
в детском движении
«Российское движение школьников было создано с учётом интересов школьников и для вовлечения детей в общественную деятельность, приобщения к гражданским инициативам. Оно подарило каждому школьнику возможность реализовывать свой потенциал, развиваться в разных направлениях, достигать успехов и получать признание своей деятельности».
Алиса Анатольевна Крюкова
Слайд 3«Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»
«Мир сегодня нуждается в объяснении,
потому что он переживает большие изменения»
Сергей Кисляк
Слайд 4Развитие культуры социальной инициативы
в детском движении
Когда мы говорим о детском общественном движении, то полагаем, что именно в такой общественной среде есть возможность:
обеспечить свободу выбора, вступления и выхода каждого участника из него,
создать условия для развития инициативного поведения и развития социальной инициативы участников любого уровня,
отказаться от устаревших форм, изобретать, пробовать новые формы деятельности и жизни сообщества.
Слайд 5Развитие культуры социальной инициативы
в детском движении
Когда же мы говорим об общественной организации, мы видим, что она строго структурирована, стабильна по членству и значит более приспособлена для решения таких педагогических задач, как:
освоение традиций, обучение и формирование готовности к участию в событиях,
построение системы отношений, деятельности и преемственности в жизни поколений,
целенаправленное педагогическое влияние на становление личности членов общественных организаций.
Слайд 6Развитие культуры социальной инициативы
в детском движении
Если рассматриваем социальное значение деятельности детского сообщества, то говорим о её общественно – значимой направленности, которая выражается в:
гражданской направленности, значимой для российской, городской общественной жизни,
коллективной направленности, значимой для жизни общественного объединения в образовательном учреждении, в детском движении;
частной направленности, значимой для отдельных членов организации и участников детского движения, других людей.
Слайд 7Развитие культуры социальной инициативы
в детском движении
Если рассматриваем педагогический смысл
общественной деятельности как средства личностного развития, то раскрываем разный уровень общественной активности личности:
исполнительский, ребята становятся участниками событий в детском движении по согласию на выполнение поручений взрослых и действуют в соответствии с инструкцией взрослого; (приоритет в мотивации «хочу участвовать»)
подражательный, когда дети осознанно участвуют в достижении социально – значимых целей, но действуют только по примеру (образцу) взрослых или старших лидеров; (приоритет в мотивации «учусь и знаю, как надо»)
творческий, когда вследствие собственной активности детей рождаются новые организационные отношения, формы организации событий и социальные роли. (приоритет в мотивации «могу это сделать сам»)
Слайд 8Развитие культуры социальной инициативы
в детском движении
Педагогическое значение развития социальной
инициативы (инициативности) как личностного достижения :
в воспитании гражданских, нравственных личностных отношений к себе, к окружающему миру, к людям, к жизни, в развитии социального интеллекта, потребности и способности к социальному творчеству, к проявлению милосердия, заботливости и трудолюбия свободы и ответственности…
в социализации личности, как развитии социальной компетентности относительно норм, правил социальной жизни участников детского движения;
в инкультурации личности, в познании, сохранении, создании культурных ценностей, освоении традиций, обычаев и норм родной культуры, усвоении эмоциональной, деятельностной, поведенческой сторон личностной культуры, а также различных аспектов национальной, духовной культуры.
Слайд 9Развитие культуры социальной инициативы
в детском движении
Социальные инициативы детей могут
иметь разное значение для развития детского движения:
проявляя личную инициативу, участник реализует свой вклад в развитие общественной жизни детского сообщества, детской организации,
развивая общественную инициативу, дети оказывают влияние на то, что к движению в достижении социально – значимых целей приобщаются и другие люди,
социальное творчество, как инициатива творчески активных участников детского движения приводит к рождению новых форм в общественной жизни, в самоуправлении организации.
Слайд 10
История развития социальных инициатив
в Российском детском движении
В начале ХХ века на Петербургской земле под руководством капитана Олега Ивановича Пантюхова возникло военизированная группа подростков из семей буржуазии, а затем организация скаутов разведчиков, которая имела девиз «За царя, за отечество!»
Идеолог демократического крыла скаутского движения И. Н. Жуков утверждал, что «скаут не военный разведчик, а…пионер культуры – разведчик всего хорошего – маленький друг всего мира».
Возможность для любого члена организации в совершении малых добрых дел и посильного участия в общественно значимых акциях. Эта активная деятельность непременно способствовала личностному росту скаута и освоению им разнообразных социальных ролей.
Слайд 11
История развития социальных инициатив
в Российском детском движении
20-ые годы
– создаются отряды ЮКОВ и пионеров, как средство утверждения диктатуры пролетарских идей и детское движение инициировало активность детей из бедных слоёв населения.
Развитие пионерского движения строилось на общественно значимых событиях и делах государственного значения: движение за ликвидацию безграмотности, повышение производительности труда на заводах и фабриках и интернациональную сплочённость пролетариев.
Слайд 12 История развития социальных инициатив
в Российском детском движении
В
50-ые годы в Ленинграде было положено начало Всесоюзному движению Красных следопытов, занимавшихся серьёзными исследованиями истории революционных и военных событий, укреплявшими связь между поколениями.
60-ые получили распространение школы и лагеря актива, пионерские и комсомольские штабы как средство активизации лидерских качеств подрастающего поколения.
В 70-80-ые годы зародилось Всесоюзное движение «Пионерстрой», в основе которого лежала действенная поддержка государством общественно полезных трудовых инициатив пионеров, и Всесоюзная военно – спортивная игра «Зарница».
Слайд 13История развития социальных инициатив
в Российском детском движении
Всё эти
явления общественной жизни зарождались как педагогически целесообразная социальная инициатива, как проявление культуры общей заботы детей и взрослых о жизни своего города и его жителей, складывались особые традиции и формы жизнедеятельности Ленинградской пионерской организации.
Со временем общественно-полезная деятельность становилась заорганизованной и обрастала формализмом, как ракушником, инициатива погибала как корабль, утративший свободу движения.
Слайд 14
В 60–70–ые годы в Петербурга родилась организация пионеров-активистов «Фрунзенская коммуна»
и через Всероссийский лагерь «Орлёнок» посредством клуба юных коммунаров в газете «Комсомольская правда» распространилось по всему Советскому Союзу Коммунарское движение.
Инициатива молодых, как средство развития идей старшего поколения, но и как средство преодоления формализма, альтернатива застывшим формам жизни. Это движение было носителем созвучных официальному курсу идей и культурных ценностей, но не вписывалось в нормы партийно-авторитарного руководства детским и молодёжным движением.
История развития социальных инициатив
в Российском детском движении
Слайд 15История развития социальных инициатив
в Российском детском движении
Творческое содружество
поколений, коллективная организация жизни, общая забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, коллективные творческие дела, праздники и игры стали средством утверждения гуманизма и демократизма в воспитательных отношениях.
Но государственные и партийные структуры не смогли услышать зов будущего к преобразованию жизни. А если бы своевременно была оказана разумная поддержка, возможно, что мы бы и сегодня жили совсем в другой России.
Слайд 16
В 1991 году у нас вместо единой пионерской и комсомольской
организации возникло множество разнообразных общественных объединений, которые создавали взрослые для развития общественной деятельности детей в новых условиях, которые установили между собой социальные связи и имели некоторую государственную поддержку.
В 2013 году в Санкт-Петербургский городской Реестр общественных объединений вошло 35 зарегистрированных детских общественных объединений:
История развития социальных инициатив
в Российском детском движении
Слайд 17
Санкт-Петербургское культурно-патриотическое молодежное общественное движение «Юные за возрождение Петербурга»;
Межрегиональная детская
общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю - Питер»;
Региональная общественная организация «Дружина скаутов-разведчиков «Санкт-Петербург»;
Региональная детская общественная организация «Ассоциация юных лидеров Санкт-Петербурга»;
Региональное детско-юношеское гражданско-патриотическое общественное движение «Союз юных петербуржцев»;
СПБ Центр детских и молодёжных социальных инициатив «Содружество».
История развития социальных инициатив
в Российском детском движении
Слайд 18История развития социальных инициатив
в Российском детском движении
В нашем
городе накоплен богатый опыт по созданию культурно приемлемых форм социальной жизни молодёжи, в которой дети и молодёжь имеют возможность проявить личную и общественную инициативу, гражданскую заботу о своём городе и его жителях.
Рождение детских социальных инициатив - это процесс неизбежный и неиссякаемый, ибо юное поколение всегда несёт в себе обновление. Во все времена общественное движение было средством реализации инициативы активных молодых членов общества.
Исторический анализ показывает, общественное движение детей и молодёжи– это живой активный социальный организм, изменчивый, развивающийся или угасающий, но никогда не стоящий на месте.
Слайд 19Из Устава РДШ
2.1. Целями Организации являются:
совершенствование государственной политики в области воспитания
подрастающего поколения;
содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.