Слайд 1Распространение Реформации. Контрреформация в Европе.
Слайд 2Жан Кальвин(1509-1564)
Биография.
Кальвин родился в семье прокурора собора Нуайона (Пикардия). Учился в
Париже и Орлеане, окончил правовой факультет в Бурже, принадлежал к гуманистическим кругам, изучал теологию.
Точных сведений о том, когда Кальвин обратился в протестантство, не сохранилось. Но в 1533 г. в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во Франции ему пришлось покинуть Париж.
Кальвин поселился на севере Швейцарии — в Базеле, протестантском городе, жители которого проявляли терпимость к представителям иных вероисповеданий. Он преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому переводу Библии.
В 1536 г. Гийом Фарель, лидер женевской Реформации, уговаривает Кальвина принять участие в религиозном обновлении Женевы.
Слайд 3
Ж. Кальвин развернул в городе энергичную протестантскую пропаганду, предложил ввести в Женеве
суровые постановления о церковной дисциплине и нравственности горожан, что встретило сопротивление со стороны городского совета, осуществлявшего контроль над церковью и должностными лицами. Это послужило поводом его изгнания из Женевы в 1538 г.
В 1538–1541 гг. Кальвин жил в протестантском Страсбурге, где стал пастором в церкви для французских протестантских эмигрантов. Тем временем идеи, проповедованные Кальвином в Женеве, завоёвывали симпатии всё большего числа горожан. Они просили своего духовного учителя вернуться назад. В сентябре 1541 г. Кальвин вновь приехал в Женеву.
Под влиянием Кальвина городской совет принял его «Церковные установления» — новую форму церковной организации
Слайд 4
В 1559 г. Кальвин открыл Женевскую академию — высшее богословское заведение для
подготовки проповедников. В последние годы своей жизни Кальвин ведёт активную церковную деятельность, переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. Жан Кальвин умер в 1564 г., был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.
Слайд 5Кальвин и его учение о предопределении.
Божий знак о предопределении – это
успех в делах. Прибыль предпринимателя – Божий дар, её нужно приумножать.
Учение Кальвина оправдывало практическую деятельность человека перед лицом Бога.
Слайд 6Соответствует ли Евангелию?
Сравним: «нельзя служить одновременно Богу и мамоне (богатству)»;
«Не заботьтесь
для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться…потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия…» (Евангелие от Матфея, глава 6, ст. 24-33).
Слайд 7Соответствует ли Евангелию?
«Истинно говорю вам, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные
уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
(от Матфея. Гл.19. ст.24)
Слайд 8Кальвинистская церковь.
Община сама избирала своих «старейшин» - пресвитеров.
Из церковного обихода были
удалены последние украшения, символы, церемонии.
Запрещались развлечения.
Преследовались инакомыслящие.
Слайд 9По приказу Кальвина был сожжён на костре испанский врач и богослов
Мигель Сервет, не признававший учения о Святой Троице, - первая жертва протестантского фанатизма.
Слайд 10Разорение кальвинистами церквей Лиона
Слайд 11Контрреформация.
Контрреформацией называют борьбу пап со сторонниками обновления церкви.
Её организовывали и направляли
папы римские, а также император Карл V и его преемники – короли Испании и императоры Священной Римской империи из династии Габсбургов.
Папа римский Павел III
Слайд 12Иезуиты.
Орден иезуитов сыграл важнейшую роль в Контрреформации (основан в 1534 г.).
Первый
пожизненный генерал ордена – Игнатий Лойола.
Девиз: «Для достижения цели все средства хороши».
Генерал ордена подчинялся только папе.
Слайд 13Игнатий Лойола вручает папе Павлу III устав ордена иезуитов.
Слайд 14Деятельность иезуитов.
Являлись духовниками государей.
Интриги и шпионаж.
Заговоры против протестантских лидеров.
Воспитание подрастающего поколения.
Слайд 15С 1545 по 1563 гг. трижды собирался Тридентский собор. Собор пытался
реформировать католическую церковь и остановить распространение протестантизма.
Слайд 16Тридентский собор
Тридентский собор (Триентский собор) — вселенский собор католической церкви, созван
по инициативе Папы Павла III в 1545 г. Заседал собор 18 лет — в г. Тренто (1545–1547, 1551–1552, 1562–1563) и в Болонье (1547–1549). Решения Тридентского собора стали программой Контрреформации. Постановления Собора подтвердили все традиционные догматы католической церкви, предав анафеме малейшие отклонения от них в сторону реформационных взглядов.
Тридентский собор усилил организационно католическую церковь: подтвердил верховенство папы над собором, увеличил власть епископов в пределах их диоцезов (предоставив им более широкие права надзора за духовенством), указал на необходимость улучшить проповедническую деятельность духовенства, предложив епископам создать специальные семинарии для подготовки священников, укрепил дисциплину монашеских орденов. Важнейшим результатом Собора было усиление гонений на ересь и свободомыслие, ожесточение церковной цензуры (издание Индекса запрещённых книг), расширение деятельности инквизиции.