Слайд 1Раннехристианская и византийская архитектура
Слайд 4
Раннехристианская архитектура
(конец IV-V в.)
2. Ранневизантийский период (V-начало VII в.)
3. Средневизантийский
период (VII-XII в.)
4. Поздневизантийский период (XIII-XV в.)
Слайд 5Триумф веры и многолюдное шествие определили триумфально-грандиозный и монументально-величественный масштаб новых
церковных сооружений.
Триумфальная арка как Врата нового мира, место перехода и приобщения к таинству евхаристии, цель шествия.
Знаки пути верующих:
продольная организация базилики как поэтапное приближение к истиной вере (атриум, нартекс, неф, апсида), мерное шествие колонн, мозаики с изображением святых;
сцены Страстей Христовых - событийное наполнение этого пути как эталон для каждого верующего.
Слайд 6Два основных типа храмов:
1. Базилика;
2. Центричный храм
(в плане – круглый,
многоугольный или крестовидный)
Слайд 7Базилика святого Петра в Риме
Слайд 8Базилика святого Петра в Риме
Слайд 9Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века
Слайд 10Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века
Слайд 11Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века
Слайд 12Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века
Девы. Мозаика.
Слайд 14
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века
Волхвы, мозаика.
Слайд 15Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Слайд 16Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Слайд 17Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Слайд 18Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Слайд 19Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Слайд 20Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Конха апсиды – «Христос - добрый
пастырь»
Слайд 21Особенности раннехристианских базилик:
- приоритет внутреннего пространства над внешними формами ( стены
интерьера облицовываются мрамором, покрываются мозаиками, полы имеют орнаментальные узоры, строгие, лаконично решенные фасады),
- выделение главного нефа при помощи более обильного освещения,
- направленность движения к алтарю, который акцентируется апсидой, покрытой мозаикой и обрамленной триумфальной аркой
Слайд 22
Мавзолей Санта Констанца в Риме,
первая половина IV века
Слайд 23Интерьер мавзолея Санта Констанца в Риме,
базиликальный разрез впервые был применен
к центрическому купольному зданию
Слайд 24Мозаика «Христос вручает закон святому Петру и святому Павлу»
Слайд 25
Мозаика свода мавзолея Санта Констанца
Слайд 26Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век
Слайд 27Мозаика «Христос – добрый пастырь»
Слайд 29Неонианский баптистерий в Равенне, V век
Слайд 30Неонианский баптистерий, интерьер
Слайд 31Мозаика купола баптистерия «Крещение Христа»
Слайд 331. Сильная централизованная власть в лице императора, опиравшегося на развитый бюрократический
управленческий аппарат.
2. Огромная идеологическая роль христианской церкви.
3. Единая замкнутая внутри себя культура, где выделялись две основные архитектурные школы – столичная и восточно-византийская.
Слайд 34Базилика в Турманине, V в., Сирия
Слайд 35Ранневизантийский период:
- типологическое многообразие храмов (базиликальные, центричные, латитудинальные);
- перекрытия: своды, стропильные
конструкции;
- заимствование местных строительных традиций (напр. двубашневый западный фасад, грузный монументальный характер экстерьера и интерьера);
- главный строительный материал – камень, плинфа
Слайд 36Архитектура Константинополя эпохи Юстиниана I (527-565 гг.) развивает тип центрического купольного
храма.
Главенствующее значение в нём принадлежало куполу, опирающемуся на пилоны, связанные арками.
В микрокосме храма купол символизировал небесный свод и поэтому должен был зрительно выглядеть легко, а подкупольное пространство -обширным и величественным.
Слайд 37Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.
Слайд 39Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.
Слайд 40Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.
Слайд 41Принцип архитектурного формообразования «изнутри», когда внутреннее пространство определяет наружную форму здания,
а масса превращается как бы «в тонкую эпидерму, в эластичный пузырь, натянутый на пространство» (Н.Брунов) присущ всему византийскому зодчеству.
Слайд 42Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг.
Слайд 43Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг.,
Арх. Анфимий из Тралл, Исидор
из Милета
Слайд 44Собор святой Софии в Константинополе, план
Слайд 45Собор святой Софии в Константинополе, продольный разрез
Слайд 46Собор святой Софии в Константинополе, интерьер
Слайд 47Собор святой Софии в Константинополе, интерьер
Слайд 48Собор святой Софии в Константинополе,
в центре - конха апсиды
Слайд 49Богоматерь на престоле, мозаика конхи
Слайд 52Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью с младенцем
Слайд 53Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом
Слайд 55Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью с Христом
Слайд 56Храм святой Ирины в Константинополе, 530-е годы
Слайд 57Храм святой Ирины в Константинополе, план
Слайд 58Храм святой Ирины в Константинополе, интерьер
Слайд 59Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы
Слайд 60Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы
Слайд 61Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы, план
Слайд 64Церковь Сан-Витале в Равенне,
Императрица Феодора со своим двором, мозаика
Слайд 65Церковь Сан-Витале в Равенне,
Император Юстиниан со свитой, мозаика
Слайд 66Церковь Сан-Витале в Равенне,
Христос, архангелы, св.Виталий, епископ Экклесий,
мозаика конхи
апсиды
Слайд 67Капители колонн в церкви Сан-Витале в Равенне
Слайд 68Храм святого Марка в Венеции, XI век
Слайд 69Храм святого Марка в Венеции, XI век
Слайд 73В крестово-купольном храме символически воплощена идея «вознесения к небу».
В основе центричного
плана лежит равноконечный крест, увенчанный куполом на световом барабане.
Есть три символа:
круг купола, крест и точка центра.
Слайд 74Центр как начало любого творения и абсолютный конец свернувшегося в точку
мироздания, единство бесконечности и законченности, предел высшего совершенства.
Круг символизирует Небо, купол и свод – тоже символы трансцендентного неба.
Крест –
принятый в христианстве символ крестной жертвы Иисуса Христа, идея победы над смертью и воскрешением.
Центробежная направленность ветвей креста подчеркивает идею бесконечности божественной благодати, осеняющей мир.
Слайд 75
В куполе изображался Христос Пантократор
Слайд 76В куполе изображался Христос Пантократор –
вседержитель мира, его начало и
конец
Слайд 77Христа окружали архангелы, между окнами барабана – пророки или апостолы, на
парусах – евангелисты
Слайд 78В конхе апсиды – Богоматерь Оранта, символ церкви земной, ниже –
сцена Евхаристии (Причащения)
Слайд 80Средневизантийская и поздневизантийская
храмовая архитектура
Слайд 81Церковь Богородицы монастыря Липса
в Константинополе, 908 г.
Слайд 82Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе
Слайд 83Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, план
Слайд 84Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, XI век
Слайд 85Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, план
Слайд 86Церковь святых Апостолов в Фессалониках, 1312-1315 гг.
Слайд 87Церковь Христа Пантократора в Несебре,
первая половина XIV века
Слайд 88Церковь Христа Пантократора в Несебре,
первая половина XIV века
Слайд 89Церковь Христа Пантократора в Несебре,
первая половина XIV века
Слайд 90Средневизантийский период:
- возрастание композиционной роли внешнего объема,
- церкви становятся более скромных
размеров, имеют более стройный силуэт (за счет барабана купола),
- в фасады вводится фигурная кирпичная кладка, стены разрабатываются нишами, полуколоннами, полуциркульными арочками,
- в интерьерах возрастает материальность и телесность архитектурных форм при большей расчлененности и замкнутости отдельных пространственных зон.
Слайд 91Поздневизантийский период:
- церковные сооружения принимают ещё более камерный характер.
- большее внимание
уделяется внешней отделке,
крестово-купольная структура перестает быть ведущим типом церквей, перестраиваются старые храмы, к ним добавляются новые части, общая композиция усложняется.
- взаимосвязь интерьера и экстерьера строится на их полном органичном соответствии, структура интерьера выражена во внешнем облике храма,
- распространение фресковой живописи, в мозаике используются более мелкие кубики смальты.