Слайд 2 Раннее Возрождение в искусстве Италии связано прежде
всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам.
В начале XV в. Появляется флорентийская школа — авангард гуманистического искусства Возрождения. Здесь в 1439 г. учреждается Платоновская академия, основываются Лауренцианская библиотека, художественные коллекции Медичи; работают писатели, поэты, гуманисты, ученые.
Слайд 3 Раннее Возрождение – время экспериментальных поисков. Если в
эпоху Проторенессанса художник работал, основываясь на интуиции, то время Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные научные знания. Искусство стало выполнять роль универсального познания окружающего мира. В XV в. появился целый ряд научных трактатов об искусстве.
Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Им была разработана теория линейной перспективы, правдивого изображения глубины пространства в картине.
Слайд 5 Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого
лежит сходство с природой и чувство соразмерности.
В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии.
Слайд 6 Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно
распространилось по всей Италии.
В скульптуре получили развитие свободностоящая статуя, перспективный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
Слайд 7В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15
века —
Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму.
Вся его творческая жизнь по существу была посвящена решению единственной проблемы — созданию живописного монументального декоративного рельефа. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия (крестильни).
Слайд 8Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое
место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424).
Слайд 10"Райские врата": Встреча Соломона
и царицы Савской
Слайд 12Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (около 1386-1466)
(Донато ди Никколо ди
Бетто Барди).
Широтой своих исканий и разносторонностью таланта он оказал огромное воздействие на последующее развитие европейской пластики. Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу.
Слайд 13Донателло обучался в мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы
северных дверей баптистерия. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно.
Слайд 14«Мария Магдалина», 1455, Флоренция, музей Дуомо.
Святая изображена измождённой, в рубище,
после долгих лет отшельничества
Слайд 17Живопись
Для итальянской живописи 15 в. характерны:
ощущение гармонической упорядоченности мира,
обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма,
радостное восприятие красоты и многообразия реального мира,
любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.
Слайд 18
Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди)
(1401- 1428) — знаменитый итальянский
живописец, крупнейший мастер флорентийской школы.
Учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло. Брунеллески к 1416 году был занят разработкой линейной перспективы. У Донателло Мазаччо позаимствовал новое осознание человеческой личности, характерное для его статуй
Слайд 19Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его
размеры: центральная панель 108х65см, боковые 88х44см). Он был обнаружен в 1961 году в небольшой церкви
Триптих Св. Ювеналия
Слайд 22Мадонна с младенцем и св. Анной. ок. 1424
Слайд 23Фрески капеллы Бранкаччи являются главным произведением, созданным Мазаччо за свою короткую
жизнь. Капелла Бранкаччи была пристроена к кармелитской церкви Санта Мария дель Кармине (построена в 1365 году) около 1386 года
Фреска «Чудо со статиром»
Слайд 25св. Пётр исцеляет больного своей тенью
Слайд 27Пьеро делла Франческа (1420 - 1492)
итальянский художник и теоретик.
Произведения мастера
отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма
Слайд 28«Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца»
Слайд 29Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах
Слайд 31«Воскресение Христа»
фреска, около 1460 года.
Слайд 33Филиппо Липпи,
П. Уччеллo,
Фра Анджелико,
Верроккьо,
П. Перуджино,
Джованни Беллини
Слайд 34Архитектура
Мечты гуманистов об «идеальном городе» легли в основу новых принципов градостроительства
и архитектуры. Была творчески переосмыслена античная ордерная система, преобразованы достижения готики. В зданиях этого периода на первый план выступает ощущение гармонии.
Слайд 35Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную
Филиппо
Брунеллески (1377—1446).
Слайд 36Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди
них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) (автор Брунеллески)
Слайд 37дворец Риккарди, построенный Микелоццо-Микелоцци
Слайд 38дворец Руччеллаи Леона Баттиста Альберти
Слайд 39Высокое Возрождение
(ок. 1500-1527 гг)
Время самого пышного развития его стиля.
В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II.
Слайд 40Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса:
Слайд 41Леонардо да Винчи
(1452 - 1519)
— итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный,
изобретатель, писатель
Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно
Слайд 42Сюжет «Благовещения» восходит к евангельскому тексту, повествующему о возвещении архангелом Гавриилом
Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.
Слайд 47Тайная вечеря, 1495—1498. Размер 460×880 см
Слайд 49Микеланджело Буонаротти (1475—1564)
— великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель
Родился в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Мать умирает рано. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.
В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему
Слайд 52По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы
(1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур.
В 1534—1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд».
Слайд 53Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её
стало второе пришествие Христа и апокалипсис
Слайд 54«Мадонна у лестницы», ок. 1490 —1491
Слайд 57Сотворение Адама, ок. 1511. Фреска. 280×570 см
Сикстинская капелла, Ватикан
Слайд 58Капелла Медичи — мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо
Слайд 59Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Слайд 60Рафаэль Санти (1483 - 1520)
— великий итальянский живописец, график и архитектор
Рафаэль рано потерял родителей. Отец был художником и поэтом, поэтому первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино. Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры .
В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Слайд 63Святое Семейство
Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы
святых
Слайд 64Святая Екатерина Александрийская, 1507
Слайд 65Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна
либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).
Слайд 69Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем («Прекрасная садовница») (1507—1508).
Слайд 72Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). Эту картину
заказали монахи церкви Св. Сикста в Пьяченце