Просвещение и обучение на Руси с древности по 17 век презентация

Содержание

Историю образования и воспитания на Руси можно разделить на несколько периодов: 1. Народная дохристианская педагогика до 10 века; 2. Педагогика православия – конец 10-17 век; 3. Дворянско-государственная педагогика –

Слайд 1ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ
С древности по 17 в.


Слайд 2 Историю образования и воспитания на Руси можно разделить на несколько периодов:
1.

Народная дохристианская педагогика до 10 века;
2. Педагогика православия – конец 10-17 век;
3. Дворянско-государственная педагогика – 18-середина 19 века;
4. Общественная педагогика – середина 19 века – 1917 год;
5. Партийно-государственная, советская педагогика – 1917-1987 год;
6. Постсоветская педагогика.

Слайд 3Воспитание в Древнерусском государстве VI-IX век
В VI - IX вв. в

Среднем Приднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании произошли существенные изменения, которые были следствием серьезных социальных преобразований. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.

Слайд 4Восточные славяне


Слайд 5Основные социальные слои:
1. Общинники-земледельцы;
2. Ремесленники;
3. Знать с дружинниками;
4. Языческие жрецы.


Слайд 6
Воспитательные идеалы:
У рядовых общинников и ремесленников воспитательным идеалом осталось трудовое воспитание

как высшая социальная и нравственная ценность. При этом в ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества.
Для знати особое значение представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной.
Для жрецов главными было умственное воспитание и преподавание культовых знаний, которое включало в частности, применявшееся при гаданиях текстографическое письмо. Носителями подобных идеалов были герои эпоса и сказок.

Слайд 7
Воспитание рассматривалось, как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени:
«МОЛОДОЙ» -

3-6 летнее дитя;
«ЧАДО» - 7-12 летний ребенок;
«ОТРОК» - подросток 12-15 лет.

Слайд 8
Семейное воспитание
от рождения до 3 - 4лет – попечение матери, передача

элементарного опыта;
От 3 - 4 до 7 лет – посильная работа, помощь матери;


С 7 до 14

Девочки


Мальчики


Слайд 9
Осваивали

дома

женские

работы

(пряли,
ткали,
лепили
горшки и пр.)
Девочки


Слайд 10Мальчики
Обучение в возрастной группе отроков.
Помощь отцам в мужских работах (земледелие,

с/х, животноводство). Это сопровождалось обрядом, т.к. с 7 лет мальчики переходили из женской половины в мужскую половину семьи.
С 14 лет становились полноправными членами семьи.


Слайд 11Мальчики получали военную подготовку


Слайд 12Воспитание мальчиков в VII в. – XIII в.
Особенность педагогической мысли домонгольского

периода:
понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью
выбора между добром и злом

Слайд 13В воспитании переплетались заговоры, магия, заклинания, обряды, ритуалы, песни, пословицы, поговорки.
Такая

педагогика не являлась только сословной, ее можно характеризовать как народную.
Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном, поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения, во взаимодействии детей друг с другом, а также со взрослыми.

Слайд 14ЧЕРТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
1. Раннее взросление молодежи;
2. Закаливающий характер народного воспитания;
3. Патриархальность

семьи (роль отца), роль взрослых, непререкаемость их авторитета для детей, почтение к старости;
4. Народная педагогика имела не только семейный, но и общинный характер. В ней каждый взрослый был потенциальным педагогом и никто не являлся им специально;
5. Практикоориентированный характер воспитания;
6. Сакральный смысл воспитания.

Слайд 15Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII-IX вв., когда возник новый

письменный язык - славянский (старославянский или староболгарский). Особую роль в его становлении сыграли Кирилл и Мефодий, которые перевели старославянский язык и создали азбуку кириллицу (вместо глаголицы). Этот язык сделался единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии.




Слайд 16Первая школа, где преподавали на славянском языке, была открыта Кириллом и

Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863 г. Ученики Кирилла и Мефодия рассеялись по всему славянскому миру и открывали школы в Болгарии, Киевской Руси.

Слайд 17ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ (X – ХIII вв.)
Огромную роль

в развитии просвещения на Руси сыграло принятие христианства (988 г.) от Византии.
В конце X в. появляются первые специальные школы для распространения грамотности. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано, прежде всего, потребностями духовенства.
Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (Крестителе) в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной и педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Образование на первых порах вызывало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное домашнее семейное воспитание, т.к. школа была совершенно новым делом и воспринималась с опаской.
Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019 − 1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам − «учить людей». Так в Новгороде, как гласит летопись 1028 г., учились книгам до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 «младых девиц» учились «писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам».


Слайд 18Воспитательный религиозный идеал

Мыслящий
Добродетельны
Милосердный
Совестливый
Способный к постижению прекрасного
Стремящийся совершенствовать мир и людей
Патриот (в

этом идеале доминирует патриотическое начало. Родина – высшая этическая ценность. Борьба за благо родной земли совпадает со стремлением Человека к праведной жизни).






Слайд 19Два типа школ:
церковные (приходские и монастырские)
- церковное чтение;
- письмо;
- пение;
- нравственное

воспитание («учили чести»).

«школы учения книжного» для «лучших детей людей»
- чтение;
- письмо;
- счет;
- математика;
- история различных стран;
- сведения о природе (флоре и фауне).


Слайд 20Поучения Иоанна Златоуста
О кресном знамении
О сквернословии



Слайд 21Изборник Святослава (1076)
О чтении книг «полезно чтение книг каждому христианину»
Каким человеку

следует быть «перед старцами – молчание, перед мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь, с младшими дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах, и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным,а святым обмывать ноги»
Слово отца к сыну
Поучение богатым
И пр.

Слайд 22Поучение Владимира Мономаха
«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чему не

умеете, тому учитесь… Ленность ведь всему мать.»

Слайд 23Святой Василий
«Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с

радостью и веселием входит, крепко западает в души внимающим».

Слайд 27Иоанн Богослов
Изборник Пчела
«Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и не

говори о сделанном.»

Слайд 28Первая редакция «Домостроя» составлена в Новгороде в конце 15 – начале

16 века

Слайд 29Содержание глав этой книги 1. Поучение отца сыну. 2. Как христианам веровать во

святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам. 3. Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне. 4. Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти. 5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным – любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это. 6. Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем. 7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться. 8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам. [О волхвовании и о колдунах] 9. Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах. 10. Как в церкви божий и в монастыри
11. …………..

67. Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться – четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд.

Слайд 42
Содержание обучения в греко-латинских школах включало:
- славянскую грамматику;
- предметы тривиума;
- латинский

и греческий языки;
- риторику;
- философию.

Слайд 48Братские школы в Белоруссии и на Украине в 16-17

вв.

Слайд 50КОНЕЦ (А кто слушал, молодец!)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика