Слайд 1«Проблема источника нормативности и концепция правового государства у мыслителей Нового времени»
Подготовила
Студентка
2 курса, 209 группы
Шанглибаева Залина
Слайд 2Формально термин «правовое государство» появился в 19 в. В трудах немецких
юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля и др. однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей. Мыслителей-философов, историков. Индии, , писателей и юристов Древней Греции, Рима, Китая, и других стран Древнего Мира.
Р. ФОН МОЛЬ
К.Т. ВЕЛЬКЕР
Слайд 3Идеи государства как правового сообщества получают теоретическое обоснование только в Новое
время в связи с возникновением капиталистической формы собственности.
В классическом юридическом мировоззрении буржуазии, пришедшем на смену теологическому мировоззрению средних веков, трактовка социальных институтов, включая государство и право, освобождается от религиозно-нравственных наслоений. По своей тенденции мировоззрение это является светским, хотя в отдельных политико-правовых доктринах переплетается с остатками (либо новыми ростками) религиозного сознания.
Слайд 4Основные принципы классического юридического мировоззрения сформулировали идеологи эпохи ранних антифеодальных революций
(Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс и др.). В противовес официальным доктринам абсолютизма они выдвинули рационалистические концепции естественного права и договорного происхождения государства. Свою аргументацию они зачастую строили, что называется, «от противного» по отношению к феодальной идеологии, заимствуя выработанные ею теоретические конструкции (естественного права, субстанциональной природы государства), но изменяя их идеологически значимую маркировку на противоположную. Так, рационалистические концепции сохранили свойственный средневековым представлениям об обществе метафизический антиисторизм. «Сущее», реальное общество и государство для них не представляли интереса и обретали значимость лишь при рассмотрении сквозь призму универсального долженствования.
Слайд 5Две полярные позиции:
Позиция либералов
Позиция революционных
демократов
Джон Локк (1632—1704) — британский педагог и философ,
представитель эмпиризма и либерализма
Жан-Жак Руссо́ (1712-1778) — французский философ, мыслитель эпохи Просвещения.
Слайд 6 либералы
Представители первого направления (Локк, Вольтер, Монтескье) в качестве главного выдвигали
принцип личной свободы. Назначение права они видели в том, чтобы оградить индивида от произвола, особенно со стороны властей, которые только сковывают его творческую инициативу и стремление к предпринимательству. Государственную деятельность при этом сводили до минимума. Идеологи раннего либерализма исходили из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами, по взаимному согласию, урегулировать от ношения между собой и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту.
Согласно известной формуле Дж. Локка, в разумно устроенном обществе законов должно быть как можно меньше (в оригинале: «as few laws as possible») . Идеалом государства для них служила конституционная монархия с последовательно про веденным разделением властей.
Слайд 7Революционные демократы
Сторонники демократического лагеря, напротив, выступали за полновластие народа и
республиканскую форму правления. Соглашаясь с тем, что государство призвано обеспечить свободу индивида, они разошлись с либералами в понимании механизма взаимосвязи частных и общественных интересов. Как утверждал Ж.Ж. Руссо - один из вдохновителей революционных демократов во Франции, задача поли тики состоит в том, чтобы добиться безусловного перевеса общественных интересов над личными. Необходимо, писал он, чтобы «право собственности государства было сколь возможно большим и незыблемым, а право собственности граждан сколь возможно малым и непрочным» .
В учениях революционных демократов право отождествляется с законами, принятыми большинством голосов. Причем законодательная власть в демократическом государстве будущего наделялась, по существу, неограниченными полномочиями, в том числе и по упорядочению отношений между частными лицами. Законодательная деятельность приобретает в идеале всеобъемлющий, тотальный характер. Подобного рода понимание права и режима законности, как показали события Великой французской революции, обернулось на практике легисломанией, перераставшей подчас в свою собственную противоположность — полное беззаконие .
Слайд 8
На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в
теории родоначальника классической немецкой философии И. Канта. Его учение о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Великой французской революции. Кант соединил программу либерализма с идеями наиболее радикальных политических течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с тру дом поддавалась критике.
Слайд 9Заслуга Канта состояла прежде всего в том, что вопрос о понятии
права- и государства был поставлен в его философии как проблема
методологического порядка и увязан с определением специфики общественной теории по сравнению с естествознанием. С вопросом, каков всеобщий критерий справедливости, юрист никогда не справится, если только он не оставит на время в стороне эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме . При соблюдении же этих условий этика вместе с теорией права становится наукой.
Применительно к государству это означало, что его обоснование как правового сообщества нельзя построить на основе философии и методологии эмпиризма. Кант подчеркивал, что рассматривает не государство, существующее в реальной действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права» . Именно к такому идеальному, априорно взятому государству относится знаменитое определение в «Метафизике нравов». Согласно ему государство — это «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» . Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество» ,«прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние».
Слайд 10Рассматривая соотношение права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего
рода первую ступень (или минимум) нравственности.
Выступая против абсолютизации возможностей правового регулирования жизни общества, Кант подошел к пониманию того, что правовая свобода и равенство перед законом носят абстрактный и формальный характер.