Принятие христианства на Руси, и изменения в этической и культурной сферах презентация

Содержание

Слайд 1Работу выполнила студентка дефектологического факультета 106 гр.
Яцкова Татьяна
Информационный проект «Принятие христианства

на Руси и изменения в этической и культурной сферах»

Слайд 2Беседа Князя Владимира с византийскими послами
У волжских булгар был распространен ислам,

у хазар – иудаизм.
В Византии и Западной Европе – христианство, в котором все сильнее выделялись восточные и западные центры (Константинополь и Рим).
Все эти религии уже стихийно начали распространяться на Руси, но влияние имели разное. - Иудаизм нес груз наследия, полученный от древнееврейской религии. - Ислам же, обладавший большей мобильностью, и сумевший быстро распространиться на значительных пространствах воплотил в себе характерные особенности иного региона. - Наиболее подходящей религией оказалось христианство, она не содержала того, чтобы создавало бы ему трудности в Восточной Европе, части того региона, где ему удалось закрепиться.


Слайд 3Постепенно складываются христианские традиции на Руси. В Киеве строится церковь святого Ильи-на-Подоле.

Христианство явно опережало своим влиянием ислам, иудаизм, к нему склонялась княжеская власть. Русь явно тяготела к Византии. Вот в таких условиях совершался выбор религии, к которому были причастны Владимир Святославович – получивший от церкви прозвание Креститель – и его окружение.


Слайд 4При Владимире Святославиче в 980 г. делается попытка приспособить к новым

условиям языческие верования. За теремным двором князя в Киеве ставятся деревянные идолы наиболее почитаемых у различных племен богов во главе с богом полян - Перуном. Но "языческая реформа" не была принята народом. В отличие от юридических норм, религии не создаются законодательно. В свое время нечто подобное реформе киевского князя предпринимали и в Римской империи, когда наряду с поклонением италийским богам пытались ввести культ божеств вновь присоединенных государств. Эта попытка потерпела полный провал.

Избрание религии Князем Владимиром

Таким образом, вошедшая в "Повесть временных лет" легенда о том, как к князю пришли миссионеры с проповедью всех известных в то время мировых религий, отражает реально существовавшую ситуацию выбора. При этом, конечно, надо помнить, что все названные концессии уже имели своих приверженцев на Руси, и Владимиру не было нужды слушать проповедников разных вер, он, по-видимому, и так имел представление об их специфике.


Слайд 5Великий князь Владимир выбирает веру. Эггинк И.Е., 1822 г.


Слайд 6Столкновение язычества и христианства


Слайд 7Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным

поруганием со стороны княжеской дружины. Так, изображение Перуна было сброшено в реку и под смех и брань дружинников была баграми сопровождена вниз по течению, перед этим было сбито все золото и серебро, которыми был украшен идол. На местах, где стояли языческие бог и капища, построены церкви. Так, на холме в Киеве, где стоял Перун, была воздвигнута церковь во имя Василия Великого.

По сообщению Повести временных лет Владимир “начал строить в городах церкви и назначать попов, и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам”.


Слайд 8Распространение христианство проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при

сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Киевский Илларион признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, грозному богу и крестились, если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”.

Слайд 9В других же городах замена старой религии на новую встречала открытое

сопротивление. Так в Новгороде введение христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Пумятой насаждалось силой. Когда “Пумята крестил мечом, а Добрыня огнем”..


Слайд 10Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии

помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический "слободской" характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. 

Значение принятия христианства


Слайд 11Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи,

школы, где обучались люди из различных слоев населения. 
В течение длительного времени, до XIX века, христианство останется доминантой культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отношение церкви и государства. Государство взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием централизации государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм.


Слайд 12Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год. Однако новая религия утвердилась

далеко не сразу. Процесс христианизации затянулся на века.
Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство было вынуждено воспринять и приспособить некоторые его черты.
Культ богов сменился культом святых с прежними "языческими функциями". Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси.

Итоги крещения Руси


Слайд 14Народная культура сохранила и донесла до нас богатое фольклорное наследие наших

предков в виде песен, сказок, заговоров, а традиционный крестьянский быт сохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний языческий смысл.
Даже христианство на Руси настолько впитало в себя языческую символику и обрядность наших предков, что еврейская и греческая составляющие постепенно отошли в нём на второй план. Это однозначно указывает на то, что изучение истории русского народа, познание его культуры и всех видов народного творчества невозможно без выявления их архаичной языческой подосновы.
Изучение древнерусского язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

Заключение


Слайд 15Язычество древних славян являлось верой простого народа, который естественным образом был

приближен к земле, природе. Это была, своего рода система магических знаний, которая могла умереть только вместе с народом. Пока народ способен жить, и осознавать себя на своей земле наследником предшествующих поколений, будет жива и его традиция, и в данном случае термин "традиция" необходимо воспринимать как высокоразвитое философско-этическое учение.
Языческая вера наших предков - это традиционная народная культура, родовая система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в природе, приобретение им необходимых способностей, используемых на благо своего рода-племени. Возможно, именно этого не хватает современному обществу, отравленному своим же разрушительным отношением к организму планеты и собственному на ней существованию.



Слайд 16http://odiplom.ru/istoriya/prinyatie-hristianstva-i-ego-znachenie-dlya-rusi
П.р. Клибанова “Русское православие: вехи истории”. Изд. “Политическая литература”. Москва, 1989

г.
Н.М. Никольский “История русской церкви”. Изд. “Политиздат”. Москва, 1985 г.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. репринтное изд. СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1914.
Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. том I. репринтное изд. Харьков: Епархиальная типография, 1916.
Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. СПб.: Алетейя, 2008.
Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XIV века. 4-е изд., доп. СПб.: Лань, 2000.
История отечества с древнейших времён до наших дней. Энциклопедический словарь. М.: 1999.
Николаева Т. В. Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978.
Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004.

Источники


Слайд 17Спасибо за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика