Слайд 1Пореформенное развитие России
Слайд 2Землевладение и землепользование
С/х – доминирующая часть экономики
1878 – 1879 гг. –
земельный фонд России 391 млн. десятин (в том числе 100 млн. десятин – неиспользуемые земли)
102 млн. – частновладельческие
139 млн. – крестьянские
50 млн. – казенные
Слайд 3Пути эволюции аграрного строя
«прусский» путь
сохранение крупного помещичьего землевладения
центрально-земледельческий район
«американский»
путь
появление фермерских хозяйств
степные районы Заволжья и Северного Кавказа
Слайд 4Основные тенденции
Рост малоземелья
Увеличение численности крестьянского населения в 2 раза – 44
млн. душ м.п.
Сокращение размера надела – в 2 раза – до 2,5 дес. земли
Сокращение удельного веса дворянского земле-владения в 1,5 раза с 80% до 50%
1870 г. – в залоге 2,1 млн. дес. земли
1880 г. – 12,5 млн. дес.
1895 г. – 37,5 млн. дес.
1-е место в мировом экспорте хлеба Россия
Слайд 5Рост крестьянского землевладения с 5% до 20% (в 4 раза)
Рост стоимости
земли ( с 5 до 10 рублей) – за счет втягивания земли в торговый оборот
Основные крестьянские проблемы – чересполосица и многополосица
Социальное расслоение крестьянства:
Слайд 7Новые тенденции
Увеличение посевов хлебов и картофеля в 1,5 раза, чистых
сборов – в 2 раза
Увеличение численности наемных рабочих (отходники) с 700 тыс. до 3,6 млн. человек
Использование
инвентаря и с/х
техники (жнейки,
локомобили)
Слайд 8Развитие промышленности
Рост крупного товарного производства
Экспроприация мелких товаропроизводителей
Развитие мелкотоварного и мануфактурного производства
К
началу 1880 гг. завершился промышленный переворот
Слайд 9Новые отрасли промышленности
Угольная
Нефтедобывающая
Химическая
Машиностроение
Новые промышленные центры
Южный угольно-металлургический район (Донбасс, Южная Украина)
Бакинский нефтедобывающий
Слайд 10Машиностроение
Центры транспортного машиностроения – Сормово, Луганск, Коломна
Центры с/х машиностроения – Харьков,
Одесса, Елисаветград
Слайд 11Транспорт
1857 г. – учреждение Главного общества российских ж/д.
Разработка программы ж/д строительства:
соединение хлебопроизводящих районов с судо-ходными реками и портами Черного и Балтийского морей.
Решение стратегических задач – доставка войск к западным границам.
Слайд 12Переход от частной к казенной постройке ж/д (причина – огромный долг
перед государством)
К.1860 – н.1870 гг. – введение новых линий – «Москва - Курск», «Курск - Харьков», «Харьков - Одесса», «Москва - Ярославль», «Москва - Саратов», «Москва - Тамбов».
К. 1870 – н.1880 гг. – строительство ж/д в Закавказье, в Средней Азии и на Урале (линии «Пермь - Екатеринбург», «Самара - Уфа»)
В 60-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. верст, к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс.
Слайд 13Ж\Д способствовали:
Углублению специализации районов
Развитию внутреннего и внешнего рынка
Росту подвижности населения
Развитию
ряда отраслей тяжелой промышленности
Слайд 14Внутренний и внешний рынок
Во второй половине XIX века в 3 раза
увеличился объем внешней торговли России (1860-е гг. – оборот 430 млн. руб., в к.1890 – х гг. – 1306 млн. руб.).
Вывоз: с\х продукция (хлеб), лес, лен, сахар, продукцию животноводства
Ввоз: сырье (хлопок, различные металлы), горючее для промышленности (уголь, нефть), продукция машино-строения, «колониальные товары» (чай, кофе).
Торговые партнеры: до 80 % внешней торговли России приходилось на передовые западные страны (Германия (25%) и Англия (22%); в страны Азии и Африки – 20%.
Слайд 15Финансовый рынок
1860 г. – Государственный банк (эмиссия денег)
1882 г. – Крестьянский
банк (ссуды под залог покупаемых земель)
1885 г. – Дворянский банк (льготные ссуды под 1 – 2% под залог земельной собственности)
1864 г. – первый акционерный коммерческий банк (Петербург). К сер.1870–х гг. – более 40 КБ
Слайд 16Иностранный капитал
С 1880-х гг. – рост влияния иностранного капитала
Слайд 17Иностранные предприниматели
Англичанины Юз (угледобыча, металлургия) и Бромлей (металлообработка)
Шведы Нобели (нефтедобыча)
Германская фирма
«Зингер» (производство и продажа швейных машин)
Шведская фирма «Эриксон» (телефонная сеть)
Француз Гужон (металлобработка)
Слайд 19Классовая структура общества
Противоречия между сословным и классовым делением общества
Слайд 20Занятия населения
сельскохозяйственное - 97 млн. (77,2%),
торгово-промышленное - 21,7 млн. (17,3%)
"непроизводительное" - 6,9 млн. (5,5%).
Слайд 21Отходничество
Н.1860-х гг. ежегодно выдавалось около 1,3 млн. паспортов на срок от
полугода до трех лет,
В 1890-х гг. – более 7 млн. паспортов.
Еще большее число отходников направлялось на сезонные работы по краткосрочным "билетам" (на срок от одного до четырех месяцев).
Слайд 22Первые промышленные объединения
В 70 - 80-е годы возникают организации русской буржуазии
для защиты ее предпринимательских интересов.
«Совет съездов представителей коммерческих банков» (Петербург)
«Совет съездов горнопромышленников Юга России» (Харьков)
«Совет съездов нефтепромышленников» (Баку).
Союзы предпринимателей действовали на основании уставов, утвержденных правительством. Регулярно, собирались их съезды, которые занимались вопросами тарифов, налогов, рабочим законодательством и другими делами торговли и промышленности.