Петровские преобразования и их значение для развития российской цивилизации презентация

Содержание

В 1653–1654 гг. по инициативе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича началась церковная реформа. Нововведения были многообразны и вызвали резкий протест среди части священнослужителей и простых верующих. Возникло движение в

Слайд 13. Петровские преобразования и их значение для развития российской цивилизации.
Серьезным испытанием

для России во второй половине XVII в. стал раскол Русской Православной Церкви, нанесший удар по идее русского мессианского сознания.
Раскол оказался опасным для самодержавия, поскольку подверг сомнению истинность русского царства и православия, их приверженность концепциям «Третьего Рима» и «Нового Иерусалима».
Таким образом, церковный раскол имел не только религиозный, но и светский характер.

Слайд 2В 1653–1654 гг. по инициативе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича

началась церковная реформа.

Нововведения были многообразны и вызвали резкий протест среди части священнослужителей и простых верующих.
Возникло движение в защиту «древнего благочестия», позднее прозванное старообрядчеством.
Сторонники движения были не согласны с исправление книг, которое проводилось не по «древним» греческим образцам, а по новым книгам, изданным на «латинском» Западе.


Слайд 3Церковная реформа, по мнению старообрядцев, меняла не только обряд,

она изменяла всем древним русским обычаям.

Самое страшная для них была не измена «древнему благочестию» патриарха,
а измена царя – единственного истинного православного царя во всей Вселенной.
Реформы Никона, их поддержка Алексеем Михайловичем, западные симпатии царя показались защитникам старой веры
крахом, катастрофой, полной погибелью «Третьего Рима»,
уже воссиявшего на просторах Русского государства.


Слайд 4Россия оказалась перед выбором:
жить по-старому
или ломать отжившие устои и отношения.
Петр

I и его российские сподвижники познакомились с западноевропейской жизнью, историей Западной Европы.
Предстояло изучать и усваивать западный опыт,
отобрать приемлемое для российской почвы.
Однако надо было критически оценить увиденное и обдуманно подойти к заимствуемому опыту Запада.

Слайд 5Оценка Петровских преобразований
Реформы не были для русского народа чем-то совершенно новым:


Россия возвращалась на христианский путь развития, начатый при крещении Руси

Россия заплатила слишком высокую цену за попытку догнать Запад. Было совершено насилие над русской душой и народными преданиями

Петр I «прорубил окно», благодаря которому русское общество познакомилось с такими понятиями, как человеческое достоинство, права личности, свобода совести и т.д.

Осуществленные Петром I реформы имели различную значимость для Российского государства. Реформирование называют революционным, а Петра I революционером на троне (Н.А. Бердяев)

Переворот, совершенный Петром I, усилил Российское государство и толкнул его на западный путь развития


Слайд 6Результаты Петровских преобразований
Началась европеизация России, которая привела к заимствованию положительного и негативного

европейского опыта

Значительно сократилось отставание экономики и культуры России от передовых стран Запада

Россия превратилась в могущественную державу на стыке Европы и Азии, вошла в число великих европейских держав

Россия стала державой с современной Армией и Флотом, прочно утвердилась на берегах Балтики


Слайд 7Тоталитаризм – одна из форм государственных отношений, для которых характерен контроль

над всеми сферами жизни общества

Тотальное вмешательство власти в повседневную жизнь российских подданных, становясь обыденным явлением. Государственное насилие становится перманентным

Копирование западных стандартов путем навязывания чуждых для России форм управления, жизнедеятельности и характера труда

Ущемление соборных прав и введение синодального управления РПЦ

Проведение реформ, как правило, сверху, деспотическими методами без учета национальных и культурных особенностей России


Слайд 8Петровское сближение России с Европой имело особенность.
Петр I посылал учиться на

Запад и у Запада, учился сам, но при этом речь шла не об «европеизации» в виде простого подражания,
а об использовании технических достижений Европы для сохранения и укрепления русского национального дела.
Петр понимал, что чужим умом,
чужими руками своих замыслов
не осуществить.

Слайд 9Петр I поставил задачу ввести вверенную ему Богом православную державу в

число передовых стран Европы и считал, что для ее решения возможны все методы и средства.

Для осуществления гигантской работы Петру Великому нужны были сподвижники, обладающие большой эрудицией. Нехватка помощников из российской среды в какой-то степени компенсировалась привлечением на русскую службу иностранцев.


Слайд 10Царствование Петра I было наполнено противоречиями.
С одной стороны, не могло быть

и речи о «народной свободе»,
усилилась эксплуатация податного населения;
с другой,  будучи единовластным главой огромной державы, царь не гнушался никаким трудом и сам работал, не покладая рук,
проявлял постоянную заботу о развитии просвещения.

Слайд 11Однако не все старое было отметено: некоторые его элементы получили развитие.
Российская

цивилизация, вместе с православием, наследовала от Византии черты тоталитарной системы.
Первые ее ростки начали проявляться с возложения Древней Руси на себя роли «Третьего Рима». Подлинным творцом тоталитарной системы стал Петр Великий.
Именно при его самодержавном императорском правлении и его приемниках
тоталитарные черты становятся неотъемлемой чертой, характеризующей российскую цивилизацию.

Слайд 12Тоталитаризм – одна из форм государственных отношений, для которых характерен контроль

над всеми сферами жизни общества

Тотальное вмешательство власти во все сферы общества и в повседневную жизнь российских подданных, становится обыденным явлением. Государственное насилие из периодического превращается в перманентное

Проведение реформ осуществляется, как правило, сверху, деспотическими методами без учета национальных и культурных особенностей страны

Копирование западных стандартов путем навязывания чуждых для России форм управления, жизнедеятельности и характера труда

Ущемление соборных прав и введение синодального управления
РПЦ


Слайд 13В первой половине XVIII в. русская культура во многом складывалась под влиянием

реформаторской деятельности Петра I.

России предстояло отказаться от чувственного русско-православного миропонимания и пойти по пути рационального восприятия мира.
Закладывались основы светского образования. Светское образование, соединенное с обучением практической деятельности, должно было заменить прежнюю школу.


Слайд 14Сухарева башня – уникальный памятник гражданской архитектуры конца XVII в. Построена

в 1695 г. по проекту архитектора М. Чоглакова В башне размещалась стрелецкая полковая изба. В 1701 г. в Сухаревой башне начинает работать Школа математических и навигационных наук. В 1934 г. башню разобрали «как мешавшую уличному движению».

Слайд 15В России начинают работать:
В 1701 г. на территории Пушечного двора

(в районе современной Пушечной улицы)
Пушкарская школа;
в 1707 г. в Лефортове – Госпитальная школа (Медицинское училище),
в 1712 г. – Инженерная школа.
В Санкт-Петербурге открыли:
в 1716 г. Хирургическую школу,
в 1722 г. – Артиллерийскую и Инженерную школы.
Петербург становится основным центром светской подготовки кадров.
Одновременно получили развитие начальные формы образования.

Слайд 16Таким образом, в первой четверти XVIII столетия в России начинает складываться

система светского образования.

Конечно, она имела недостатки, потому что:
во-первых, формировалась бессистемно, импульсивно, без плана, как попытка решить сиюминутные потребности государства в собственных кадрах;
во-вторых, не было создано цельной системы школьного образования;
в-третьих, подготовка носила сословный характер.


Слайд 17Важнейший результат деятельности Петра Великого в области науки – открытие в 1725 г.

Петербургской академии наук, ставшей основной научно-исследовательской, научно-педагогической и материально-технической базой для развития науки и образования в России.

Академия наук в Петербурге создавалась не только как ведущий научный центр, но и как высшее учебное заведение, в состав которого входил университет и гимназия.


Слайд 18Если в составе «ученой дружины» Петра Великого насчитывались единицы (Ф. Прокопович, А. Кантемир,

В. Татищев и некоторые другие), то в Академии были подготовлены отечественные ученые, художники, архитекторы.

Академический Университет имел четыре факультета:
«1. феология [теология], 2. юриспруденция, 3. медицина и 4. философия.
Факультет феологии здесь оставляется, и попечение о том токмо Синоду передается».


Слайд 19Реформирование России дало толчок развитию не только образованию и науке, но

и искусству, особенно архитектуре.

Петербург стал первым городом в России, строительство которого носило регулярный характер.
Еще в петровское время были заложены основы его будущего облика:
архитектурные ансамбли,
строгие прямые улицы,
площади и сады.


Слайд 20В годы царствования Петра I в Петербурге начали строить:
± Петропавловскую крепость

с 3-нефным Петропавловским собором в стиле барокко (архитектор Д. Трезини),
± дворец А.Д. Меншикова (архитекторы Дж. М. Фонтана, Г. Шедель),
± летний дворец Петра I в Летнем саду (архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Н. Микети, М.Г. Земцов),
± здание для первого русского музея – Кунсткамеры.

Слайд 21В первой четверти XVIII в. получают развитие живопись и скульптура.
Если среди скульпторов

преобладали иностранцы, то среди художников было немало русских.
Ярким талантом, сочетавшим знание архитектуры и живописи, был И.П. Зарудный.
По его проекту в Москве построена знаменитая церковь Михаила Архангела (Меншикова башня) с декоративными элементами в стиле барокко. Он же расписал иконостас собора в Петропавловской крепости Петербурга.
Одним из основоположников русской светской живописи стал И.Н. Никитин, талантливый живописец-портретист.

Слайд 22Происходит крутой перелом во всех сферах жизни страны. Появились новые сферы

культуры, которые ранее были только обозначены, – наука, художественная литература, светская живопись, театр.

Наконец, реформы Петра I дали России новую прослойку общества – интеллектуальную.
В.С. Соловьев считал, что «реформа Петра Великого, выделившая из народа так называемую интеллигенцию, дала нам культурную дружину учителей и руководителей в области мирского просвещения».


Слайд 23Начатое Петром I реформирование постоянно требовало кадров – военных и гражданских. Обеспечить

подготовку необходимого количества специалистов только за счет дворянства было нереально. Поэтому она велась за счет других сословий, кроме крепостных крестьян.

В то же время в годы правления Петра I были созданы только предпосылки
для развития образования и науки.
Во-первых, царь не успел многое сделать при жизни; во-вторых, реформирование в известной степени шло бессистемно; в-третьих, для осуществления задуманного в России не имелось в достаточном количестве кадров.


Слайд 24Иностранные специалисты с трудом, но вытеснялись национальными кадрами. В России открываются учебные

заведения по подготовке специалистов:

Шляхетский сухопутный корпус (1730 г.);
на базе Морской академии – Морской корпус (1752 г.); Пажеский корпус (1759 г.).
Сословный характер обрели петербургские Артиллерийская и Инженерная школы (1758 г.).
Для обучения дворянских дочерей в 1764 г. открыли Смольный институт благородных девиц.
К концу XVIII в. в России насчитывалось более 60 учебных заведений для дворян, в которых обучалось около 4,5 тыс. дворянских недорослей.


Слайд 25В XVIII в. получают развитие учебные заведения для других сословий, кроме крестьянского.


Первую серьезную брешь в сословно-дворянской системе образования пробил Московский университет. Указ о его создании императрица Елизавета Петровна подписала 12 (23 по новому стилю) января 1755 г.
(в день именин святой Татьяны).
В 1757 г. учреждается Академия художеств.
Таким образом, в конце 60-х гг. XVIII столетия в России были созданы два высших учебных заведения, в которых могли учиться представители всех сословий, кроме крестьянского.


Слайд 26Рядом с зарубежными мастерами росли талантливые русские архитекторы – И.Ф. Мичурин, Д.В.

Ухтомский, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и др.

Мичурин завершил составление генерального плана Москвы, участвовал в работах по восстановлению шатра собора Новоиерусалимского монастыря, в строительстве колокольни Троице-Сергиевой лавры, создал проекты построек для Москвы и т.д.
Ухтомский ученик Школы математических и навигационных наук, основал первую в России архитектурную школу, в которой учились
Казаков и Старов.
По проектам Ухтомского в Москве были построены: триумфальные Красные ворота (не сохранились), Сенатский дом в Лефортове (перестроен), Кузнецкий мост через реку Неглинную (не сохранился).


Слайд 27Триумфальные «Красные ворота» – памятник эпохи елизаветинского барокко. Созданы в 1757

г.по проекту архитектора Д.В. Ухтомского

Слайд 28Московский университет на улице Моховой (1789-е гг., архитектор М.Ф. Казаков)


Слайд 29Во второй половине XVIII в. русские архитекторы, нередко крепостные, создали неповторимые дворцово-парковые

ансамбли, принадлежавшие русским вельможам:

Архангельское
(с 1703 по 1810 г. принадлежало князьям Голицыным, с 1810 г. – князьям Юсуповым),
Кусково и Останкино
(владение графов Шереметевых),
Кузьминки
(загородная усадьба князей Голицыных),
Марфино
(усадьба Салтыковых)
и другие, менее грандиозные, но не менее ценные для истории русской культуры.
Совершенно иными, по сравнению с первой четвертью XVIII в., предстают живопись и скульптура.


Слайд 30На протяжении XVIII в. формируется российская научная школа. Русские ученые принимают участие

в решении конкретных проблем, содействовавших развитию России.

Особую роль в развитии культуры сыграла Российская академия – научный центр по изучению русского языка и словесности.
Ее первым президентом стала Е.Р. Дашкова, одновременно занимавшая пост –
директора Петербургской академии наук.
При существенных изменениях в области образования и науки, быта и нравов интенсивно шел процесс формирования интеллигенции,
нового культурного слоя российского общества.


Слайд 31В XVIII в. получили развитие русская литература, музыкальное искусство, рождается театр.
Антиох

Кантемир создает оды, лирические песни, басни, эпиграммы, трагедии и комедии ,
В.К. Тредиаковский реформирует стихосложение и литературный русский язык,
А.П. Сумароков становится основоположником русской драматургии, Д.И. Фонвизин пишет блестящие комедии…
1756 г. стал годом рождения российского театра, создателем которого стал «купеческий сын» Ф.Г. Волков.
В XVIII в. широкое распространение в России получило музыкальное искусство.
Русские композиторы Е.И. Фомин, О.А. Козловский, Д.С. Бортнянский и другие создают музыкальные произведения  – от оперы до романса.

Слайд 32В конце XVIII в. в России появились первые «возмутители» общественного спокойствия.
Это

были честные люди, осмелившиеся не только иметь собственные взгляды, но и публично их обнародовать.
Особое место среди них занимают Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, «возмутившие» спокойствие России «просвещенной» императрицы Екатерины II.
Оба они − результат проникновения в российскую империю идей французского Просвещения.
Оба пострадали за свои убеждения:
один оказался в тюрьме (крепости),
другой – в сибирской ссылке.

Слайд 33Французская буржуазная революция погасила в России искры либерализма, а российское самодержавие

приступило к жестокому подавлению малейших ростков свободолюбия.

И тем не менее, подводя итоги развития культуры страны в XVIII в., можно отметить, что успехи в этой сфере явились составной частью достижений Российской империи.
Россия превратилась в крупнейшее государство мира.


Слайд 34Укрепилось экономическое и военное могущество страны, что способствовало формированию русской нации,

единого русского языка, самобытной русской культуры.

● Укрепление международных связей способствовало проникновению в Россию передовой европейской культуры и науки.
● Получили развитие все направления культуры – образование, наука, архитектура, литература и искусство.
● В России появились национальный театр, светская музыка, на более высокий уровень поднялись отечественная художественная литература, живопись и скульптура.


Слайд 35Достижения российской культуры в XVIII в. создали предпосылки для выхода России

на передовые позиции в мировом культурном процессе.

В XIX в. получит развитие русская общественная мысль, которая внесет большой вклад в дальнейшую разработку путей преобразования России.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика