Нововведения были многообразны и вызвали резкий протест среди части священнослужителей и простых верующих.
Возникло движение в защиту «древнего благочестия», позднее прозванное старообрядчеством.
Сторонники движения были не согласны с исправление книг, которое проводилось не по «древним» греческим образцам, а по новым книгам, изданным на «латинском» Западе.
Самое страшная для них была не измена «древнему благочестию» патриарха,
а измена царя – единственного истинного православного царя во всей Вселенной.
Реформы Никона, их поддержка Алексеем Михайловичем, западные симпатии царя показались защитникам старой веры
крахом, катастрофой, полной погибелью «Третьего Рима»,
уже воссиявшего на просторах Русского государства.
Россия заплатила слишком высокую цену за попытку догнать Запад. Было совершено насилие над русской душой и народными преданиями
Петр I «прорубил окно», благодаря которому русское общество познакомилось с такими понятиями, как человеческое достоинство, права личности, свобода совести и т.д.
Осуществленные Петром I реформы имели различную значимость для Российского государства. Реформирование называют революционным, а Петра I революционером на троне (Н.А. Бердяев)
Переворот, совершенный Петром I, усилил Российское государство и толкнул его на западный путь развития
Значительно сократилось отставание экономики и культуры России от передовых стран Запада
Россия превратилась в могущественную державу на стыке Европы и Азии, вошла в число великих европейских держав
Россия стала державой с современной Армией и Флотом, прочно утвердилась на берегах Балтики
Тотальное вмешательство власти в повседневную жизнь российских подданных, становясь обыденным явлением. Государственное насилие становится перманентным
Копирование западных стандартов путем навязывания чуждых для России форм управления, жизнедеятельности и характера труда
Ущемление соборных прав и введение синодального управления РПЦ
Проведение реформ, как правило, сверху, деспотическими методами без учета национальных и культурных особенностей России
Для осуществления гигантской работы Петру Великому нужны были сподвижники, обладающие большой эрудицией. Нехватка помощников из российской среды в какой-то степени компенсировалась привлечением на русскую службу иностранцев.
Тотальное вмешательство власти во все сферы общества и в повседневную жизнь российских подданных, становится обыденным явлением. Государственное насилие из периодического превращается в перманентное
Проведение реформ осуществляется, как правило, сверху, деспотическими методами без учета национальных и культурных особенностей страны
Копирование западных стандартов путем навязывания чуждых для России форм управления, жизнедеятельности и характера труда
Ущемление соборных прав и введение синодального управления
РПЦ
России предстояло отказаться от чувственного русско-православного миропонимания и пойти по пути рационального восприятия мира.
Закладывались основы светского образования. Светское образование, соединенное с обучением практической деятельности, должно было заменить прежнюю школу.
Конечно, она имела недостатки, потому что:
во-первых, формировалась бессистемно, импульсивно, без плана, как попытка решить сиюминутные потребности государства в собственных кадрах;
во-вторых, не было создано цельной системы школьного образования;
в-третьих, подготовка носила сословный характер.
Академия наук в Петербурге создавалась не только как ведущий научный центр, но и как высшее учебное заведение, в состав которого входил университет и гимназия.
Академический Университет имел четыре факультета:
«1. феология [теология], 2. юриспруденция, 3. медицина и 4. философия.
Факультет феологии здесь оставляется, и попечение о том токмо Синоду передается».
Петербург стал первым городом в России, строительство которого носило регулярный характер.
Еще в петровское время были заложены основы его будущего облика:
архитектурные ансамбли,
строгие прямые улицы,
площади и сады.
Наконец, реформы Петра I дали России новую прослойку общества – интеллектуальную.
В.С. Соловьев считал, что «реформа Петра Великого, выделившая из народа так называемую интеллигенцию, дала нам культурную дружину учителей и руководителей в области мирского просвещения».
В то же время в годы правления Петра I были созданы только предпосылки
для развития образования и науки.
Во-первых, царь не успел многое сделать при жизни; во-вторых, реформирование в известной степени шло бессистемно; в-третьих, для осуществления задуманного в России не имелось в достаточном количестве кадров.
Шляхетский сухопутный корпус (1730 г.);
на базе Морской академии – Морской корпус (1752 г.); Пажеский корпус (1759 г.).
Сословный характер обрели петербургские Артиллерийская и Инженерная школы (1758 г.).
Для обучения дворянских дочерей в 1764 г. открыли Смольный институт благородных девиц.
К концу XVIII в. в России насчитывалось более 60 учебных заведений для дворян, в которых обучалось около 4,5 тыс. дворянских недорослей.
Первую серьезную брешь в сословно-дворянской системе образования пробил Московский университет. Указ о его создании императрица Елизавета Петровна подписала 12 (23 по новому стилю) января 1755 г.
(в день именин святой Татьяны).
В 1757 г. учреждается Академия художеств.
Таким образом, в конце 60-х гг. XVIII столетия в России были созданы два высших учебных заведения, в которых могли учиться представители всех сословий, кроме крестьянского.
Мичурин завершил составление генерального плана Москвы, участвовал в работах по восстановлению шатра собора Новоиерусалимского монастыря, в строительстве колокольни Троице-Сергиевой лавры, создал проекты построек для Москвы и т.д.
Ухтомский ученик Школы математических и навигационных наук, основал первую в России архитектурную школу, в которой учились
Казаков и Старов.
По проектам Ухтомского в Москве были построены: триумфальные Красные ворота (не сохранились), Сенатский дом в Лефортове (перестроен), Кузнецкий мост через реку Неглинную (не сохранился).
Архангельское
(с 1703 по 1810 г. принадлежало князьям Голицыным, с 1810 г. – князьям Юсуповым),
Кусково и Останкино
(владение графов Шереметевых),
Кузьминки
(загородная усадьба князей Голицыных),
Марфино
(усадьба Салтыковых)
и другие, менее грандиозные, но не менее ценные для истории русской культуры.
Совершенно иными, по сравнению с первой четвертью XVIII в., предстают живопись и скульптура.
Особую роль в развитии культуры сыграла Российская академия – научный центр по изучению русского языка и словесности.
Ее первым президентом стала Е.Р. Дашкова, одновременно занимавшая пост –
директора Петербургской академии наук.
При существенных изменениях в области образования и науки, быта и нравов интенсивно шел процесс формирования интеллигенции,
нового культурного слоя российского общества.
И тем не менее, подводя итоги развития культуры страны в XVIII в., можно отметить, что успехи в этой сфере явились составной частью достижений Российской империи.
Россия превратилась в крупнейшее государство мира.
● Укрепление международных связей способствовало проникновению в Россию передовой европейской культуры и науки.
● Получили развитие все направления культуры – образование, наука, архитектура, литература и искусство.
● В России появились национальный театр, светская музыка, на более высокий уровень поднялись отечественная художественная литература, живопись и скульптура.
В XIX в. получит развитие русская общественная мысль, которая внесет большой вклад в дальнейшую разработку путей преобразования России.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть