Первобытная культура. Периодизация и основы презентация

Содержание

Периодизация первобытной культуры Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:

Слайд 1Первобытная культура.
Периодизация и основы.


Слайд 2Периодизация первобытной культуры
Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и

согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:

• каменный век (40 тыс. лет — 4 тыс. лет до н. э.);

• бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

• железный век (1-ое тыс. до н. э.).

Слайд 3Кратко рассмотрим каждый из периодов развития культуры первобытной эпохи
Проблема возникновения культуры

является одной из центральных проблем культурологии. Именно в ее решении заключается ответ на вопрос о специфике человеческого. Культура первобытной эпохи – это не просто особый этап развития культуры. Это ее первый этап, т. е. своеобразная опытная площадка. Все, что было сделано здесь, осталось в культуре навсегда, ибо возникала сама культурная форма жизни. Культура возникла только с человеком, она существует только у людей.

Слайд 4Каменный Век
Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными каменными орудиями труда,

строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой. Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.

Слайд 5Бронзовый Век
Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от

земледелия и привел к созданию первых классовых государств.

Слайд 6Железный век
Железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие

мировой культуры.

Социальная классификация отдельных этапов первобытной культуры выглядит так:

• эпоха родового стада (охотничьи коллективы численностью 20-30 чел.);

• эпоха родового строя (матриархат, патриархат);

• эпоха военной демократии.

Слайд 7Основные черты первобытной культуры
Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств

и целей деятельности. Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.
Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы. Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Слайд 8Вторая отличительная черта первобытной культуры — ее бесписьменность.
Этим объясняются

медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец.

Постепенно складывались элементы духовной культуры. Это:

• первоэлементы морали;

• мифологическое мировосприятие;

• ранние формы религии;

• ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Слайд 9Главным условием начала культурного процесса, явился язык. Речь открыла путь к

самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение. Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами. Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Слайд 10Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу, то есть запрета

половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя.

Слово табу переводится, как запрет, а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

Слайд 11На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень

примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность. Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание. Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Слайд 12Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Они были

невербальными « текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты — табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

Слайд 13С развитием языка и речи формируется новый информационный канал — устное

вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

Слайд 14В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности.

Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, — религии, искусства, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

Слайд 15Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры.
Перечислим

их:

• тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода;

• анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений;

• фетишизм — вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

• магия — вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика