Педагогика древнего мира презентация

Содержание

Период первобытного строя Родовое устройство общества Период распада первобытного строя Воспитание в странах древнего востока Воспитание и обучение в Шумерии Воспитание и обучение в древнем Египте Воспитание и обучение в древней

Слайд 1ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕГО МИРА


Слайд 2Период первобытного строя
Родовое устройство общества
Период распада первобытного строя
Воспитание в странах древнего

востока
Воспитание и обучение в Шумерии
Воспитание и обучение в древнем Египте
Воспитание и обучение в древней Индии
Воспитание и обучение в древнем Китае
Воспитание в древней Греции и Риме
Элементы педагогики в философских системах древнего мира

ПЛАН


Слайд 31. ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ ( 200 Г)
Организованных форм воспитания не было.


Дети через наблюдение и подражание перенимали опыт взрослых, учились во всех видах деятельности и постепенно приобщались к жизнедеятельности стада.

Старшие учили соблюдать племенные традиции пересказывая, что знали сами и это передавалось как абсолютная истина, то есть, закон.


Слайд 42. РОДОВОЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА (40-70 ТЫС.ЛЕТ НАЗАД)
Человек овладевает речью, стадо преобразовывается

в коллектив родственников – род. Происходит кооперация родственников в трудовых процессах, совместная собственность, равноправное распределение всех продуктов, формируется религия.
Цель воспитания – передача навыков, способов поведения, религий, традиций, обрядов.
Семья делилась на 3 возрастные группы:
Дети и подростки – принадлежали всей общине
Взрослые – равноправные, полноценные участники жизни, труда
Старшее поколение – кормили и присматривали за детьми
До 10-12 лет девочки и мальчики воспитывались вместе и жили на половине матерей. В период полового созревания ребята переходили на половину женатых и вдовцов, девочки к женщинам. Ребят учили рыболовству, охоты, изготовлению орудий. Девочек сбору растительное еды, присмотр за младшими.

Слайд 5Появляются первые учреждения с воспитателями для воспитания детей.
Воспитанием занимались наиболее опытные

и оно стало выглядеть как специальная форма общественной деятельности.
Использовались легенды, мифы, песни, игры, сказки, обряды.
Возникает предметное письмо (объединение знаков) – пиктография. Затем появляется письмо рисунков. Изображения наносились на кору бересты, шкуру.

Важным этапом воспитания является организация перехода в группу взрослых через специальный ритуал – инициация – система определённых испытаний и церемоний:
Голодом
Огнем
Битьем палками


Слайд 63. ПЕРИОД РАСПАДА ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ.
Возникновение соседних общин, многогамной семьи, имущественное разделение.

Возрастает семейное воспитание, где обучались труду, правилам поведения, религиозным обрядам, появляются сословия, вожди, старшины.
Идеал вождя – подготовка к войне, руководство общиной.
Идеал жрица – развитие интеллекта, выполнение культовых обрядов.
Идеал общинника – подготовка к труду.


Идет разделение на умственный и физический труд. Появляются дома молодежи, где передавались умственные знания и освобождались от физического труда.
Вывод: в этом периоде воспитание прошло путь от стихийного и ограниченного до специально организованного.



Слайд 7Школы в Шумерии
(ныне Иран, Ирак)
возникли в середине
III тыс.

лет до н.э.
главным их заданием
была подготовка
писарей.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ШУМЕРИИ

4. ВОСПИТАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.


Слайд 8
Учили детей клинописи – трансформируемому пиктографическому письму, которое представляет собой комбинации

многообразных вертикальных и горизонтальных клиновидных черточек (до 600 знаков). Такие школы называли домами глиняных табличек потому, что писали они на сырых пластинах из глины. Ученики также усваивали знания по ботанике, зоологии, географии, математике, грамматике, литературе. Обучение было длительным и дорогостоящим, доступно только детям знати.

Слайд 9Школы появились в III тыс. лет до н. э.
вместе с

возникновением письмен-
ности. Здесь существовали дворцовые
школы, школы для жрецов, писарей и
различных служащих. В них пользова-
лись иероглифическим письмом
(до 700 иероглифов).
В школах была суровая дисциплина,
использовались телесные наказания.
Будущие чиновники учились чтению,
письму, счету, гимнастическим
упражнениям, плаванию и хорошим
манерам.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ


Слайд 10
В школах для жрецов , кроме знаний по
общим предметам, давали

религиозное
образование, учили астрономии и медицине.







Дети высшей знати получали
образование в военных школах,
откуда выходили военачальники.

Слайд 11 В древней индии III тыс. д.н.э. воспитание было кастовым. Существовали школы

только для двух высших сословий: брахманов (жрецов) и кшатриев (военной знати).

Школу брахманов возглавлял
учитель. Учеба в ней длилась
10-12 лет ( от 6-12 до 22-24 лет).
Во время обучения дети
проживали в доме учителя.
Детей из этой касты готовили
служителей Бога, они
посвящалисвою жизнь изучению священных
книг – «Вед».
В школах кшатриев учились дети военной знати, овладевая оружием, ездой верхом, гимнастикой. Также изучали математику, поэзию, музыку, этику и танцы. Самые низкие касты – хлеборобы, скотники, торговцы, мелкие ремесленники не могли получать образование.


ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ


Слайд 12В древнем Китае письменность возникла в II тыс. до н. э.

Учеба грамоте была доступна только детям из зажиточных семей.
Первые школы назывались общинные. Юношей бесплатно учили стрельбе, пению, обрядам, впоследствии - езде верхом, письму, счету.
Учеба начиналась с шести лет. В школах была суровая дисциплина, применяли телесные наказания.
Для подготовки чиновников существовали специальные юридические, медицинские, математические и художественные учебные заведения.
Открываются высшие аристократические школы по: ораторскому искусству, философии, религиозной морали, астрономии, медицине.
Именно в Китае впервые были введены экзамены для тех, кто хотел стать ученым или чиновником.
Первую частную школу в древнем Китае открыл историк, философ, государственный деятель Конфуций (прибл. 551-479 лет до н.э).
В этой школе учили: ораторскому искусству, риторике, логике, умению дискутировать.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Конфуций (прибл. 551-479г.)


Слайд 13Древняя Греция

Наиболее оригинальными
системами воспитания в Греции
были Спартанская и Афинская.
Спарта

занимала юго-восточную
часть острова Пелопоннес, где
было мало удобных гаваней: поэтому
внешняя торговля, техника и наука
находилась на низком уровне, а
жизнь населения носила замкнутый характер.

В стране доминировало земледелие,
которое опиралось на труд рабов.
Полусвободное население занималось ремесленничеством.
В Спарте на 9 семей рабовладельцев приходилось более 250 тыс. рабов, которые часто восставали. Это всегда беспокоило обладателей Спарты, принуждая их проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам.
Спартанцев воспитывали в жестких условиях, стремясь вырастить из мальчиков суровых, безжалостных воинов, а из девочек – воительниц- амазонок, которые бы мало в чем уступали мужчинам.
Дети рабов не могли посещать школы, их воспитание проходило во время работы со взрослыми.


5. ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ


Слайд 14

Афинская система воспитания была предвестницей
высокой духовной культуры, формирования
гармоничного человека,

основными качествами
которого было духовное богатство, моральная
чистота и физическое совершенство.

В отличии от Спарты, В Афинах достигли высокого уровня архитектура, скульптура, живопись, художественная литература, история, география, математика.

Слайд 15
Афинская система
Цель воспитания: разностороннее
гармоническое развитие личности.
0-7 лет – семейное воспитание
7-13 лет

– музыкальная школа: школа грамматиста (обучение грамоте и счету); школа кефариста (лителатурно-музыкальное воспитание)
13-18 лет – гимназические школы: палестра (школа древнего пятиборья); гимназия (риторика, гимнастика, музыка)
18-20 лет – эфебия (военная служба)
Традиционные ценности воспитания:
единство, равенство перед законом, идеал
героического и бескорыстного служения
родному городу.




Спартанская система
Цель воспитания: подготовка
мужественных, дисциплинированных
воинов.
0-7 лет – семейное воспитание
7-18 лет - агеллы (военные отряды)
18-20 лет – эфебия (военная служба)
Содержание воспитания:
Овладение оружием, развитие силы, выносливости.
Обучение чтению, письму, развитие смекалки.
Умение выражать мнение аргументировано и лаконично.
Эстетическое воспитание через военные песни и танцы.
Развитие чувства красоты тела.
Методы воспитания: личный пример, соревнование, формирование привычек, наказание, беседы, общинное воспитание.

Слайд 16Древний Рим

Римская система воспитания и обучения сложилась в VI-V ст. до
н.э.

и отвечала развитию рабовладельческого строя.
Для бедного населения здесь
существовали элементарные
частные и платные школы, для
детей знати – грамматические
школы. Элементарные
школы обслуживали часть
небогатого населения
(плебеев) учили писать,
читать и считать, знакомили с
законами государства.
Богатые обучали своих детей грамоте в
домашних условиях.

Слайд 17В грамматических школах дети из богатых семей изучали
грамматику, латинский и греческий

языки, риторику.
Позже появились школы риторов, в которых дети знати
готовились к государственной деятельности. Они изучали риторику, философию, правоведение, греческий язык, математику, музыку.
Провозглашение христианства государственной религией римской империи повлекло резкое изменение содержания обучения и воспитания детей в школах.
Ярко выраженный религиозный
характер резко снизил уровень
умственного воспитания
подрастающих поколений.

Слайд 180-7 лет – семейное воспитание
7-12 лет – элементарная школа: чтение, письмо,

счет.
12-15 лет – грамматическая школа: грамматика, поэтика, латинский и греческий языки, стилистика, литература. Формировали «совершенного оратора».
15-20 лет – школа ритора – ораторское искусство по образцу речей Цицерона как подготовка к судебной деятельности.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ


Слайд 19С о к р а т (469—399 гг. до н. э.)

— философ-идеалист. Несмотря на свое демократическое происхождение (сын бедного ремесленника), он был идеологом консервативной земельной аристократии, что отразилось в его философских и педагогических воззрениях. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только себя самих, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия.
Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Сократ — философ-трибун, вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа методом наводящих вопросов.


6. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИКИ В ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМАХ ДРЕВНЕГО МИРА

С о к р а т (469—399 г.)


Слайд 20Платон ( 427- 347 гг. до н.э.)— выдающийся древнегреческий философ, объективный

идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, ученик Сократа. В произведениях "Государство", "Закон" Платон начертил проект новой системы воспитания детей и молодежи в рабовладельческом государстве. По его теорией, дети до 7 лет должны воспитываться возле храмов, женщинами-воспитательницами, назначенные государством, развивать их с помощью игр, сказок, песен, бесед и т.д.

Платон ( 427- 347 г.)

С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где учатся читать, писать, считать, музыке и пению. Для детей 12-16 лет предлагается школа физического воспитания - палестра - с гимнастическими упражнениями. При этом неспособные дети отсеваются в ряды земледельцев и ремесленников. С 18 до 20 лет - эфебия - усиленная военно-гимнастическая подготовка. С 20-ти лет юноши, которые не обнаружили способностей к наукам, становились воинами, а те, которые остались, до 30 лет изучают такие науки, как арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Они готовятся к выполнению государственных поручений. 
Лица в возрасте от 30 до 35 лет, самые способные и самые порядочные, могут продолжать совершенствовать свое образование, чтобы потом стать руководителями государства. После 50-ти лет они освобождаются от руководства государством и могут дальше самоусовершенствоваться.
Воспитание женщин, по мнению Платона, должно быть такое же, как и в Спарте..
Педагогическая система Платона была построена в интересах рабовладельцев, игнорировала интересы народа, не брала к сведению воспитания рабов. Философ с презрением относился к физическому труду, считая, что для детей рабовладельцев трудовое воспитание не нужно.
Платон выдвинул ряд интересных мыслей, в частности о необходимости воспитания детей дошкольного возраста, физического воспитания, расширение программы обучения, создания государственной системы воспитания, образования для взрослых и самоусовершенствования человека принципом жизни в течении всей жизни


Слайд 21По его мнению, целью воспитания является развитие в человеке высших качеств

души - умственной и волевой. Воспитание должно осуществляться государством, которое определяет его цель, задание и содержание.
Аристотель предлагал собственную возрастную периодизацию: от рождения до 7 лет; от 7 до 14 лет (начало половой зрелости); от начала половой зрелости до 21 года. Такая периодизация, по мнению Аристотеля, отвечает природе человека. До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где родители должны его закалять, воспитывать средствами игры, сказки, музыки, моральных бесед. От 7 до 14 лет дети должны посещать государственные школы, в которых занимаются физическими упражнениями, музыкой, учатся читать, считать. От 14 до 21 года подростки и юноши получают в школах среднее образование, которое включает знание из литературы, истории, философии, математики, астрономии, музыки. Такое содержание воспитания и образования Аристотель предлагало для мальчиков. Однако для девушек эта программа обучения была ограниченной.
Платон и Аристотель придерживались мысли, что эстетичное, моральное воспитание является свидетельством гармонии, а реальны ее проявления видно в грамматике, математике, астрономии, спорте.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона, древнегреческий философ и педагог, автор научных трудов в отрасли философии, политики, этики, эстетики, природоведения. Он был воспитателем А. Македонського. Впервые вывел основные положения логики. В 335 г. учредил в Афинах философскую школу - Ликей.

Аристотель (384-322 г.)


Слайд 22Одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание

подобны»,- писал он.
Демокрит отстаивал принципы природосоответствия, гармоничного развития человека; большого значения предоставил трудовому воспитанию детей и молодежи, использованию упражнений в воспитании морального поведения.
Цель воспитания, по мнению Демокрита, — подготовить молодежь к реальной жизни на земле. Основным в воспитании должно быть овладение знаниями о природе.

Демокрит (460-370 гг.до н.э.) - древнегреческий философ-материалист. Он создал атомистическую теорию, признавал познаваемость мира. В своих трудах много внимания уделял проблемам воспитания.

Демокрит (460-370 г.)


Слайд 23Квинтилиан считал, что дети свободных граждан имеют большие природные способности. Ребенок

должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику осторожно и внимательно. Учитель должен быть образован, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и внимательно их изучать. Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. Учитель школы повышенного типа должен предварительно учительствовать и элементарной школе.
Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления изучать математику, арифметику, геометрию, строить обучение, опираясь на теоретические наставления, подражание и упражнения.
Признавал важным, чтобы основы знаний закладывались прочно, не спеша.

Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фабий Квинтилиан (42—118 гг. н. э.). Сохранившиеся фрагменты его сочинения «О воспитании оратора» позволяют судить об основных педагогических взглядах автора. Квинтилиан был хорошо знаком с современной ему греческой и римской философской и педагогической литературой.

Марк Фабий Квинтилиан
(42—118 г.)


Слайд 24Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
Охарактеризуйте воспитание и обучение в странах

древнего востока.
Назовите общие и специфические черты воспитания в Спарте и Афинах.
Проанализируйте основные педагогические идеи, выдвинутые в учениях великих древнегреческих философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.
Что вы знаете о системе образования в древнем Риме? Раскройте философские идеи Марка Фабия Квинтилиана.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ


Слайд 25Волкова Н.П. Педагогіка. – К.: Академія, 2003.- 576 с.
Левківський М.В. Історія

педагогіки.Видання 2-е, доповнене.Підручник.-К.: Центр навчальної літератури, 2006.-376 с.
Мосіяшенко В.А., Курок О.І., Задорожна Л.В. Історія педагогіки України в особах: Навчальний посібник.- Суми: ВТД «Університетська книга», 2005.-266 с.
ФіцулаМ.М. Педагогіка. -К.: Академвидав, 2006.- 560 с.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика