Слайд 2
Живущий в непосредственном общении с природой охотник верхнего палеолита обладал значительным
запасом знаний, конкретных и абстрактных представлений об окружающем его мире. На основе примитивно-материалистического мироощущения возникло своеобразное палеолитическое искусство. Оно представлено пещерной живописью, скульптурой из кости и камня и гравировкой по пластинам из бивня и рога.
Слайд 3
Наука постепенно накапливала знания о первобытном искусстве. Первые произведения были обнаружены
еще в 40-х годах прошлого века. Но тогда наука о первобытном человеке делала свои первые шаги, поэтому на найденные произведения искусства никто не обратил настоящего внимания. Переворот во взглядах на первобытное искусство совершило открытие палеолитической пещерной живописи. Самым замечательным и вместе с тем неожиданным было открытие в 1879 г. палеолитической живописи М. Савтуолой в испанской пещере Альтамира. На своде огромной пещеры он обнаружил нарисованных кирпично-красной охрой бизонов и лошадей. Опубликованное Савтуолой открытие общественность встретила в штыки, его обвинили в подделке. Только двадцать лет спустя, когда подобные произведения искусства были открыты во многих пещерах Франции и среди прочих рисунков встречались изображения мамонтов, носорогов и бизонов — вымерших животных палеолитической эпохи, — стало ясно, что это произведения палеолитического искусства.
Слайд 4
В настоящее время известно около сорока пещер с остатками палеолитической живописи.
В 1940 г. обнаружена богатейшая живопись в пещере Ляско во Франции. Свод и стены этой пещеры покрывали рисунки лошадей, тучных быков и скачущих оленей с ветвистыми рогами. Объемные скульптурные произведения искусства известны повсеместно в позднепалеолитических поселениях Европы и Северной Азии. В ряде мест обнаружены и произведения живописи. На одной из скал на Лене в Сибири, около села Шишкине, открыты выполненные красной краской изображения быка и двух лошадей. Огромные по своим размерам фигуры животных близки к произведениям пещерной палеолитической живописи.
Слайд 5В 1959 г. палеолитические рисунки были обнаружены в Каповой пещере на
Урале, на берегу р. Белой, на сводах которой изображено более трех десятков рисунков, выполненных красной краской на коричневато-серой поверхности стен.
Слайд 6
Зачатки палеолитического искусства, и следовательно, искусства вообще, относятся к концу мустьерского
времени. Настоящий расцвет первобытного реалистического искусства наблюдается в позднем палеолите. Оно отличается поразительной верностью природе и точностью в передаче наиболее существенных признаков человека и животных. В художественной манере изображений характерна резко выраженная простота формы. Наиболее ранние, ориньякские рисунки контурны или ярко раскрашены в один тон. Более поздние, солютрейские рисунки многоцветны и различной тональностью передают объем и форму животного. Но не только в этом сказалось мастерство древних художников. Оно отразилось в умении передать динамику, разнообразные позы, в умении подчеркнуть наиболее характерные особенности тела животного. Лошади, быки, олени часто переданы в беге.
Слайд 8
Однако древним художникам было чуждо понятие художественной перспективы изображения, поэтому рисунки
изображены в одной плоскости, не связаны единым сюжетом, не всегда соблюдены размеры и пропорции изображаемого. Человеку доступно было только профильное изображение животных с повернутой к зрителю головой. Тем не менее уже в этом раннем искусстве обнаруживаются зачатки и повествовательных полотен. Таковы групповые изображения стад животных в Альтамире, рисунки скачущих лохматых лошадей в Ляско или группа переходящих через реку оленей в гроте Лортэ.
Слайд 9
Сюжеты этого первобытного искусства понятны. Рисунки показывают, какие мысли и чувства
руководили первобытными художниками. Неся в себе образцы поражающе яркого реалистического изображения окружающего мира, произведения палеолитического искусства традиционны, специфичны и подчинены определенному смысловому содержанию. Традиционное изображение животных, причем не всех, а только тех, которые представляли ценность в качестве объектов охоты, связано с зарождением первобытного культа зверя и охотничьей магии, колдовства. Зарождение этого культа было обусловлено значением охоты как главного источника существования людей и ощутимой реальной ролью зверя в повседневной жизни человека.
Слайд 11
В верхнем палеолите возникают и широко распространяются скульптурные изображения. Первые статуэтки,
изображающие женщин, были найдены в прошлом веке на палеолитической стоянке в Иркутске. Позже оказалось, что женские статуэтки являются принадлежностью почти каждой верхнепалеолитической стоянки. Так называемые палеолитические Венеры встречаются повсюду, начиная от Испании и Франции на Западе и до Ангары на Востоке.
Слайд 12
В этих небольших по размерам фигурках передан один и тот же
устойчивый и постоянный образ обнаженной женщины, стоящей в рост со сложенными на животе руками. Женская фигура изображена натуралистически правдиво, но всегда с несколько утрированными деталями, характеризующими зрелую женщину. Интересно, что на всех скульптурах голова изображена обобщенно, в виде утолщения, и соверщенно отсутствует лицо. Своеобразие этих многочисленных статуэток зависит от того, каково их смысловое значение. Нет никаких оснований считать это искусство эротическим. Женские статуэтки являются свидетельством существования культа женского божества, в основе которого, вероятно, была заложена идея о женщине-прародительнице, связанная в свою очередь с представлением о предках и материнском начале всего рода. Об этом свидетельствует одна и та же манера изображения женщины-матери. Искусство это зародилось на основе своеобразного мироощущения и художественных навыков наших палеолитических предков. Жизненность и правдивость палеолитического искусства вытекали из условий трудовой жизни людей. В этом искусстве причудливо сочетались реалистическая его форма с магическим содержанием. Но даже магическое его содержание было тесно связано с реальной жизнью: с представлением о родстве, происхождении животных, таинствах рождения новой жизни.