Палеолитическое искусство презентация

Живущий в непосредственном общении с природой охотник верхнего палеолита обладал значительным запасом знаний, кон­кретных и абстрактных представлений об окружающем его мире. На основе примитивно-материалистического мироощущения воз­никло своеобразное палеолитическое искусство. Оно

Слайд 1
Палеолитическое искусство


Слайд 2
Живущий в непосредственном общении с природой охотник верхнего палеолита обладал значительным

запасом знаний, кон­кретных и абстрактных представлений об окружающем его мире. На основе примитивно-материалистического мироощущения воз­никло своеобразное палеолитическое искусство. Оно представлено пещерной живописью, скульптурой из кости и камня и гравиров­кой по пластинам из бивня и рога.

Слайд 3
Наука постепенно накапливала знания о первобытном искус­стве. Первые произведения были обнаружены

еще в 40-х годах прошлого века. Но тогда наука о первобытном человеке делала свои первые шаги, поэтому на найденные произведения искусства никто не обратил настоящего внимания. Переворот во взглядах на первобытное искусство совершило открытие палеолитической пещерной живописи. Самым замечательным и вместе с тем нео­жиданным было открытие в 1879 г. палеолитической живописи М. Савтуолой в испанской пещере Альтамира. На своде огромной пещеры он обнаружил нарисованных кирпично-красной охрой бизонов и лошадей. Опубликованное Савтуолой открытие общест­венность встретила в штыки, его обвинили в подделке. Только двадцать лет спустя, когда подобные произведения искусства были открыты во многих пещерах Франции и среди прочих рисун­ков встречались изображения мамонтов, носорогов и бизонов — вымерших животных палеолитической эпохи, — стало ясно, что это произведения палеолитического искусства.

Слайд 4
В настоящее время известно около сорока пещер с остатками палеолитической живо­писи.

В 1940 г. обнаружена богатейшая живопись в пещере Ляско во Франции. Свод и стены этой пещеры покрывали рисунки ло­шадей, тучных быков и скачущих оленей с ветвистыми рогами. Объемные скульптурные произведения искусства известны повсе­местно в позднепалеолитических поселениях Европы и Северной Азии. В ряде мест обнаружены и произведения живописи. На од­ной из скал на Лене в Сибири, около села Шишкине, открыты выполненные красной краской изображения быка и двух лоша­дей. Огромные по своим размерам фигуры животных близки к произведениям пещерной палеолитической живописи.

Слайд 5В 1959 г. палеолитические рисунки были обнаружены в Капо­вой пещере на

Урале, на берегу р. Белой, на сводах которой изо­бражено более трех десятков рисунков, выполненных красной краской на коричневато-серой поверхности стен.

Слайд 6
Зачатки палеолитического искусства, и следовательно, искус­ства вообще, относятся к концу мустьерского

времени. Настоящий расцвет первобытного реалистического искусства наблюдается в позднем палеолите. Оно отличается поразительной верностью природе и точностью в передаче наиболее существенных призна­ков человека и животных. В художественной манере изображе­ний характерна резко выраженная простота формы. Наиболее ранние, ориньякские рисунки контурны или ярко раскрашены в один тон. Более поздние, солютрейские рисунки многоцветны и различной тональностью передают объем и форму животного. Но не только в этом сказалось мастерство древних художников. Оно отразилось в умении передать динамику, разнообразные позы, в умении подчеркнуть наиболее характерные особенности тела животного. Лошади, быки, олени часто переданы в беге.

Слайд 8
Однако древним художникам было чуждо понятие художест­венной перспективы изображения, поэтому рисунки

изображены в одной плоскости, не связаны единым сюжетом, не всегда соб­людены размеры и пропорции изображаемого. Человеку доступ­но было только профильное изображение животных с повернутой к зрителю головой. Тем не менее уже в этом раннем искусстве обнаруживаются зачатки и повествовательных полотен. Таковы групповые изображения стад животных в Альтамире, рисунки скачущих лохматых лошадей в Ляско или группа переходящих через реку оленей в гроте Лортэ.

Слайд 9
Сюжеты этого первобытного искусства понятны. Рисунки пока­зывают, какие мысли и чувства

руководили первобытными худож­никами. Неся в себе образцы поражающе яркого реалистического изображения окружающего мира, произведения палеолитического искусства традиционны, специфичны и подчинены определенному смысловому содержанию. Традиционное изображение животных, причем не всех, а только тех, которые представляли ценность в качестве объектов охоты, связано с зарождением первобытного культа зверя и охотничьей магии, колдовства. Зарождение этого культа было обусловлено значением охоты как главного источ­ника существования людей и ощутимой реальной ролью зверя в повседневной жизни человека.

Слайд 11
В верхнем палеолите возникают и широко распространяются скульптурные изображения. Первые статуэтки,

изображающие женщин, были найдены в прошлом веке на палеолитической сто­янке в Иркутске. Позже оказалось, что женские статуэтки явля­ются принадлежностью почти каждой верхнепалеолитической стоянки. Так называемые палеолитические Венеры встречаются повсюду, начиная от Испании и Франции на Западе и до Ангары на Востоке.

Слайд 12
В этих небольших по размерам фигурках передан один и тот же

устойчивый и постоянный образ обнаженной женщины, стоящей в рост со сложенными на животе руками. Жен­ская фигура изображена натуралистически правдиво, но всегда с несколько утрированными деталями, характеризующими зре­лую женщину. Интересно, что на всех скульптурах голова изоб­ражена обобщенно, в виде утолщения, и соверщенно отсутствует лицо. Своеобразие этих многочисленных статуэток зависит от того, каково их смысловое значение. Нет никаких оснований считать это искусство эротическим. Женские статуэтки являются свиде­тельством существования культа женского божества, в основе которого, вероятно, была заложена идея о женщине-прародительнице, связанная в свою очередь с представлением о предках и материнском начале всего рода. Об этом свидетельствует одна и та же манера изображения женщины-матери. Искусство это заро­дилось на основе своеобразного мироощущения и художествен­ных навыков наших палеолитических предков. Жизненность и правдивость палеолитического искусства вытекали из условий трудовой жизни людей. В этом искусстве причудливо сочетались реалистическая его форма с магическим содержанием. Но даже магическое его содержание было тесно связано с реальной жизнью: с представлением о родстве, происхождении животных, таинствах рождения новой жизни.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика