Обучение грамоте. Школы и академии. XVII век презентация

В России в XVII веке наблюдается рост числа грамотных людей среди населения. В различных губерниях начинает появляться и развиваться деловая письменность. Различные документы фиксируются на бумаге. Распространены по-прежнему и рукописные книги,

Слайд 1«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества».

Н.М. Карамзин.

Подготовила ученица
10 класса
Карасёва Ульяна

Обучение грамоте. Школы и академии. XVII век.


Слайд 2В России в XVII веке наблюдается рост числа грамотных людей среди

населения. В различных губерниях начинает появляться и развиваться деловая письменность. Различные документы фиксируются на бумаге. Распространены по-прежнему и рукописные книги, которые, правда, были доступны немногим из-за высокой стоимости.

В целом, процент грамотных по стране, хотя и медленно, но увеличивался. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета.


Слайд 3«Букварь» В. Бурцева 1634 г.
Учили прежде всего элементарной азбуке по

азбуковникам, печатным и рукописным.

Слайд 4«Грамматика» Мелетия Смотрицкого (украинский ученый)
«Букварь» Кариона Истомнина, монаха Чудова монастыря


Слайд 5Увеличивается выпуск печатных книг. Во второй половине 17 столетия Печатный двор

напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтырей и Часословов. Благодаря книгопечатанию стали появляться книжные лавки, а также выпускаться небольшим тиражом учебники по арифметике и грамматике.

Слайд 6Обучение грамоте обычно происходило либо в самой семье, либо этим занимались

представители духовенства. С 40-х годов начали открываться школы при монастырях.

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия  начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования  гармонично  решала две задачи — давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Слайд 7Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими  стали школы, образованные 

православными братствами, их так и называли – «братские школы». В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей. Из учебных предметов – чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени.

Братские школы


Слайд 9Большую роль в образовании  русских школ сыграл Ф.М. Ртищев – государственный

деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Федор Михайлович Ртищев


Слайд 10Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения.
Недалеко от

Москвы с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа Фёдор Ртищев выстроил церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь.
Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым  из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство ( Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих различным дисциплинам.
В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Слайд 11Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в

Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232.

Слайд 12Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского

Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).

Славяно-греко-латинская академия


Слайд 13Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия  — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в

1687 году по инициативе педагога, просветителя и поэта Симеона Полоцкого.
Славяно-Греко-Латинская Академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия дала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века 600, а в начале XIX века более 1600.
Выпускниками Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых основатель Московского государственного университета Михаил Васильевич Ломоносов.


Слайд 15

Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика