Общие черты и особенности средневековой культуры презентация

Содержание

ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ

Слайд 2


Слайд 4ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ


Слайд 5БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА

В эпоху Средневековья почти единственная.

Библия - с

греческого «книги».

Ветхий завет – история еврейского народа от сотворения мира

Новый Завет или Евангелие – (В переводе с греческого «благая весть») – сочинение о земной жизни Иисуса Христа, главным образом о последних трёх годах.


Слайд 6Книга кельтов – древнейшая рукописная книга, сочетающая языческий стиль иллюстраций и

христианское содержание.

Человек/ангел – символ св. Матфея


Слайд 7Орёл – символ св. Иоанна
Лев – символ св.марка


Слайд 8Бык – символ св. Луки


Слайд 9Тетраморф (фреска, монастыри Метеоры,XVI век)


Слайд 10Римляне называли
«варварами»
племена, жившие на границах
Римской империи – кельтов, германцев, славян.
В 476

году под натиском варваров пала Западная Римская империя.

Слайд 12ВЫЕМЧАТАЯ И ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ-
Эмалью заполняются углубления, сделанные на поверхности металла
Или

ёмкости, сделанные тонкими перегородками.

Слайд 13ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ
Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и

драгоценных камней

Слайд 14Резьба по камню и дереву
Резная голова фантастического
существа, украшавшая корабль.
IX

век. Норвегия.

Каменный крест.
Х век. Ирландия.


Слайд 15Высокие достижения варварских народов в прикладном искусстве и ремёслах отразились в

оформлении окладов первых рукописных книг.

Слайд 16Христианские храмы раннего Средневековья –
наследники римских построек
мавзолеи
капеллы
Крестово-купольные храмы
Восточной Европы
базилики
Романские и

готические храмы
Западной Европы

Центрические в плане

Прямоугольные
в плане


Слайд 17мавзолеи
капеллы
Сооружения
круглые или восьмиугольные
в плане
Мавзолей Теодориха,
императора остготов, Равенна
453-526г. арх.Франк

Одо из Меца

Слайд 18Баптистерий Святого Иоанна Крестителя
Сравните


Слайд 19базилика
базилика
базилика


Слайд 20
Атриум – двор перед христианской церковью ( римским домом),
«райский сад».


Неф – внутреннее пространство храма, ограждённое стенами или аркадами.

Апсида – полукруглый алтарный выступ, ориентированный на восток


Слайд 22
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
При Каролингах – так называлась династия,
происходившая от франкского короля

и императора Карла Великого (768г. – 814г.) – античность провозглашалась идеалом государственности и культуры.

«Каролингский ренессанс» - так называют искусство этой эпохи.

При Карле возрождается искусство объёмной скульптуры. Статуэтка из бронзы.


Слайд 23Капелла КарлаI в Ахене,788-805г.
архитектура


Слайд 24Монастырские ворота, Лорш. Германия, ок. 800 г.


Слайд 25В северной части Овьедо, на горе Наранко, расположена дороманская церквь Санта-Мария-дель-Наранко.

Церковь возведена в IX веке, была летним дворцом Рамиро II. Храм по праву считается лучшим образом так называемого астурийского стиля, отличающегося стройностью пропорций и изящным орнаментом. Церковь поражает огромными сводами и внутренним простором, ощущение которого связано не только с высоким потолком, но и с арочными галереями с восточной и западной сторон здания, пропускающими потоки света. Типичной чертой дороманского стиля являются колонны храма с резьбой сакаедо (имитация ткани).

Слайд 30Скульптура и
живопись


Слайд 31Каменная скульптура по-прежнему представляла собой рельефы .
Рельефы, выполнялись на библейские

сюжеты

Слайд 33«Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя

на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах».
Папа Григорий I (590г.-604г.)

Слайд 34Фрески
эпохи
правления
династии
Каролингов


Слайд 37Фрески из королевского дворца в Барселоне, Каталония, Испания


Слайд 38ИСКУССТВО КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ
В эпоху раннего Средневековья зародилось искусство книжной миниатюры.
Украшению книг

уделялось огромное внимание. Сами книги помещались в драгоценные оклады, а их страницы расписывались причудливыми узорами, в которые вплеталась характерная для варваров языческая «звериная» и новая христианская символика.

Слайд 39Слово миниатюра происходит от латинского названия киновари - красной краски (лат.

minium), которой было принято выделять начало текста.

Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях.

Слайд 40В конце VIII века под покровительством Карла Великого была основана книгописная

мастерская в Ахене.
Именно здесь в 781-789 годах по заказу Карла Великого мастер Годескальк выполнил особое Евангелие, где увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 году и крещение его сына Пипина папой Адрианом I.
На фоне пергамена мастер четко вывел золотые и серебряные буквы, которые символизируют красоту небес и вечной жизни.

Слайд 41Самой же богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь (IX век),

названная по месту ее хранения (университет нидерландского города Утрехта). В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму.
На рубеже ХII-ХIII веков в одном из баварских монастырей была создана и знаменитая Carminа Burana («Песни Бойерна» (средневековый монастырь Beuern, Бавария, где рукопись была найдена в 1803 г) .
Сборник был полон миниатюрами, которые окружал орнамент из деревьев и трав разнообразными зверями и птицами.

Слайд 42Особенности культуры и искусства раннего Средневековья

ВЫВОДЫ:
-Художественное творчество варварских народов представлено предметами

прикладного характера с фольклорными орнаментами.

Архитектура имела культовый характер. Её главные постройки – это храмы и монастыри. Зарождается два основных типа христианского храма – крестово-купольный и базиликальный.

Скульптура представлена рельефами, похожими на античные образцы, но иллюстрирующими христианские сюжеты; возрождается объёмная скульптура.

Живопись раннего средневековья – это мало сохранившиеся фрески и книжные миниатюры.

Центры культуры возникают при монастырях или при дворах новых европейских королей - императоров Карла Великого, Оттона III

Изобразительное искусство и архитектура раннего Средневековья были разрозненными, подражательными, то есть характерными для переходного периода.


Слайд 43Романский стиль


Слайд 44Романский стиль
Романский период европейского Средневековья начинается в X веке - время

некоторого затишья после многочисленных междоусобных войн
К этому времени из обширной империи Карла Великого складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие

Культура каждого их них была вариацией на общеевропейскую тему
Однако раздробленность земель еще оставалась значительной, поэтому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости



Слайд 45С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть

города

Они защищались рвом и мощными крепостными стенами (часто в несколько рядов) с высокими дозорными башнями

Стены эти сдерживали разрастание города вширь, и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи строений












Каркассон
Общий вид Аэрофотосъемка
Городские стены и башни
13 и 14 вв.


Слайд 46План крепости
Каркассон ,
Франция


Слайд 47Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала - замка,

обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте

Уже к Х в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни - донжона, окруженного валами и рвом

Слайд 48С конца XI в. для жилища феодала начинают строить отдельное

здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен
Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой
Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты

Слайд 49






Испания
Замок Ла Кока
12-15 вв. Фрагмент стены
С XI в. территория

замка
окружалась
каменной крепостной
стеной с башнями
В систему оборонительных
сооружений замка
часто входили рвы,
ворота с
надвратной башней
и другие виды укреплений


Слайд 50Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных

построек во дворе
Особенно пышными дома феодалов получались у членов королевского дома
Это были целые дворцы

Слайд 51Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на третьем

этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных
Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница

Слайд 52 Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, а также искусства

античности, Византии и мусульманского Ближнего Востока.

Слайд 54 Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а

строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей- монахи.

Церковь Сен- Савен- Гартан в Пуату


Слайд 55Лишь в конце 11 века появились бродячие артели каменотесов- мирян (строителей

и скульпторов).

Слайд 56 Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались

среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена.

Слайд 57Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением. Их компактные формы и

ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф.

Слайд 58 Местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетается с

почвой и зеленью.

Слайд 59 Наружный облик построек романского стиля исполнен спокойной и торжественно –

суровой силы.

Слайд 60 В создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность

и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами.

Слайд 62 Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов – кубов,

параллепипедов, призм, цилиндров.

Германия. Церковь
Святой Марии.


Слайд 63Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии
В ансамбль также входят  башня

и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры.

Слайд 64Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом

отличающейся крупными размерами и монументальностью композиций.

Слайд 65Резьба по дереву
Книжная миниатюра


Слайд 66А также различных отраслей декоративно- прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по

кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.

Медальон с изображением фантастического животного 12 век.


Слайд 67Решетка в романском стиле


Слайд 68 Основные элементы орнамента — геометрические мотивы (плетенка), розетки, стилизованные цветы,

фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока.

Слайд 70Мозаика

Голубь — один из первых христианских символов. Самые ранние изображения его

в этом качестве относятся ко II веку, хотя уже более чем за четыре тысячелетия до этого голубь был символом души или небесного вестника.

Слайд 71Мозаика


Слайд 72
Готический стиль


Слайд 73
Го́тика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной

культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век.

Слайд 74
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский.
Готика завершила развитие

европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры.


Слайд 75
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно

обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Слайд 76
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей,

монастырей.


Слайд 78С XIII века городской собор
становится не только
местом богослужения.
На площади перед собором,
и

в самом соборе происходят диспуты,
читаются лекции, разыгрываются
театральные представления.
Собор теперь должен вмещать
все население города.

Слайд 79
В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами

и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна.


Слайд 80
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени —

новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Слайд 82
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.


Слайд 84Основные конструктивные
находки в готике:
Стрельчатая арка;
Система нервюр свода;
Система опор
(контрфорсы и аркбутаны).


Слайд 85Стрельчатая арка,
ставшая символом готики,
позволяет направить
тяжесть свода
преимущественно вниз.


Слайд 86Стрельчатые готические арки


Слайд 87Нервюры – жесткие ребра –
позволяют свести
всю тяжесть свода
к нескольким опорам.


Слайд 88Система подпорок
(контрфорсов и аркбутанов)
позволяла укрепить
столбы-опоры, на которые
опирались нервюры свода.


Слайд 89Контрфорсы
и
аркбутаны


Слайд 90Внешние опоры окутывают собор каменным узором


Слайд 91А планы соборов напоминают паутину


Слайд 92Такая система опор позволила заменить стены большими
окнами с цветными изображениями из

стекла - витражами.

Слайд 93Собор Нотр-Дам
на острове Сите в Париже
стал эталоном
для готических мастеров


Слайд 94Та же схема повторяется в соборах Амьена и Реймса


Слайд 95Мастера стремились
вписать основные
части фасада
в правильные фигуры
(круг и треугольник)


Слайд 96Витражи заменили в готике иконы и фрески


Слайд 97
Если в XI веке витраж просто использовался как окно для

освещения, то уже в XIII веке он считается предметом украшения внутренней части здания.

Слайд 101
Для изображений используется человеческий образ.


Слайд 104
Роза- круглое окно в готических постройках


Слайд 106Снаружи роза виделась
как сложное каменное
плетение


Слайд 107Изнутри –
как источник
божественного света
и как
прекрасный цветок


Слайд 108Проходя сквозь цветные
витражи свет окрашивался
и мягко отражался от гобеленов,
покрывавших стены.


Слайд 109Так создавалось
особое световое
пространство
готического собора


Слайд 110
Готический период Средневековья орнаментально богат и символичен. В период готики был

создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, и др.

Слайд 111
МАСВЕРК - готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных

линий. Используется как в архитектуре, так и в декоративно-прикладном искусстве готики.  

Слайд 112
Трилистник - христианский символ Святой Троицы.


Слайд 113
Лилия получила свое название от древнекельтского «лили», что означает «белизна». В алхимии белая

лилия символизировала женский принцип. В христианстве лилия — это чистота и невинность, символ Девы Марии. Важное место занимают лилии в истории Франции. В V веке французский король Хлодвиг на берегах реки Ли одержал победу над германцами. Победители возвращались с поля битвы, украшенные лилиями, и с тех пор на знаменах и гербе Франции красуются три лилии, олицетворяя три добродетели — сострадание, правосудие и милосердие.

Слайд 114
Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно

укорочены.

Слайд 115
Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того,

чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах.

Слайд 116На полах готических
соборов
из мрамора
выкладывали лабиринты,
как символ запутанного
жизненного пути.


Слайд 117Появилась в XIII веке
и «малая готика» -
небольшие готические
часовни.
Лучшим образцом
«малой готики»
считается
святая

часовня
(Сен-Шапель)
в Париже.
По преданию здесь
хранился
терновый венец Христа
и молились
король и придворные.

Слайд 118Это своеобразная «шкатулка» для драгоценной реликвии


Слайд 119К XV веку готический собор
становится все более
декоративным.
Такую готику называют
«пламенеющей».


Слайд 120Строительство
собора в Кёльне
было начато в 1248 году,
а завершено лишь
в 1880 году.
Это

история готики
в камне.

Слайд 121Кельнский собор. Германия. Это крупнейший из готических соборов: его длина 14

м., а высота – 153м.

Слайд 122Готический собор в Милане.


Слайд 123В готическом стиле
строили не только
соборы,
но и монастыри.
Монастырь
Мон Сен-Мишель
на юге Франции.


Слайд 124Горожане жили
в готических домиках.


Слайд 125И в XIX веке
готический замок
воспринимали
как сказочный.
Замок «сказочного короля» Баварии
Людвига II -

Нойшванштайн.

Слайд 126Химеры. Скульптуры фасада собора.


Слайд 127Башня была сооружена в 1491 годуБашня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана

IIIБашня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари

Спасская башня


Слайд 128
Главные особенности готического стиля:

вертикальность композиций, устремленность ввысь;
органическая связь архитектуры и скульптуры;
стрельчатые

(а не полукруглые) арки;
обширные интерьеры с огромными прорезными
окнами с витражами;
-пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву, раскрашенной религиозной скульптуры.





Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика