Слайд 1ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Презентацию подготовил студент Козлов Дмитрий
Слайд 2В основе - коллективное поливное земледелие.
Важная роль скотоводства и ремесла.
Специализация районов.
В ранний период - значительные пережитки родового строя, патриархальные отношения, рабство не охватывало производства в целом, сохранялась сельская община.
Древнекитайский тип рабовладения в последние века до нашей эры начал трансформироваться в специфические раннефеодальные отношения.
Слайд 3Три основные группы древнекитайского общества: аристократическая рабовладельческая верхушка, свободные крестьяне-общинники и
рабы
Слайд 4В эпоху Шан-Инь родственные связи играли решающую роль в среде господствующего
класса, а степень родства фиксировалась как титул.
В период Чжоу - следующие категории сословной иерархии высших слоев древнекитайского общества:
цин - ближайший помощник вана;
дафу - высшие представители гражданской и военной администрации трех степеней;
ши - ученые, государственные и военные чиновники.
В соответствии с рангом представители аристократии наделялись правами и привилегиями.
Слайд 5В периоды Инь и Западного Чжоу частной собственности на землю не
было, приближенные получали ее на правах пользования. С Восточного Чжоу и Чжаньго частная собственность получила официальное признание.
Слайд 6Вытеснение родовой аристократии новой имущественной, военной, служилой, торгово-ростовщической: реформы Шан Яна
в империи Цинь в IV в. до н.э. учредили 18 степеней знатности за заслуги. Окончательно привилегии наследственной знати ликвидировал император Цинь Ши хуанди -отменены прежние титулы, критерии знатности - богатство и заслуги.
Слайд 7Основная масса населения - свободные общинники, эксплуатировавшиеся государством на основе «колодезной»
системы (цзинтянь): участки общинников окружали центральное поле, урожай с которого шел государству. К сер. I тыс. до н.э. в связи с развитием частной собственности на землю общинные связи ослабли. Вместо системы цзинтянь - налог с землевладельца в зависимости от размеров его участка - к концу периода Чжаньго в земледелии начал использоваться труд наемных арендаторов.
Слайд 8Источники рабства различны. Сначала - из пленных. С разложением общины: разорившиеся
общинники вместе с женами и детьми, бродяги, преступники. Сначала рабы рассматривались как государственные и передавались лишь во владение, но в период Чжоу появилось частное рабовладение. Рабы - самая бесправная часть населения
Слайд 9Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае
жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер.
Слайд 10Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают
с определенной системой землепользования - так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обрабатывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства.
Слайд 11Урожай с "частных" полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьян-ских семей, принадлежал
самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.
Слайд 12В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины.
Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и ос-тавляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.
Слайд 13К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли
сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проника-ют и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь са-новником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.
Слайд 14Так, со временем на первое место выдвигается новая знать - имущественная,
военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.