Слайд 1ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Слайд 2ПЛАН
1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Последствия правления Ивана III и
Василия III
2. Эпоха Ивана Грозного
3. Смутное время в российской истории
4. Внешняя политика Московской Руси
5. Культура Московского государства (ХIV–ХVII вв.)
Слайд 4ПЕРВОЕ ИЗВЕСТИЕ О МОСКВЕ, 1147 г.
В 1147 году. Пошел Юрий (Долгорукий)
воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь вверх по Протве; и Дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брат, в Москву». Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной и взял с собой Владимира Святославича. А Олег поехал вперед к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу, в день похвалы святой Богородицы, и были веселы. На другой день повелел Юрий устроить большой пир (обед силен) и оказал князьям великую честь; и дал Святославу, в знак любви, много даров, и одарил сына его Олега, и Владимира Святославича, и Святославовых мужей, и так отпустил их. <...>
Слайд 5ПРИЧИНЫ УСИЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА
Слайд 9Москва-центр объединения земель
Слайд 14Образование русского централизованного государства
Слайд 36РЕФОРМЫ ИВАНА IV. Середина XVI в
Слайд 40РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ В ПРАВЛЕНИИ ИВАНА IV
Слайд 51ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.
Слайд 56Московское царство в конце ХVI в.
Слайд 132ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных:
от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены. <...>
И свершилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами в притворе, коща должны были приступить к чтению святого Евангелия и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем, как начали петь херувимскую песнь, младенец начал вторично кричать. Когда же иерей возгласил: «Вонмем, святая святым!» – младенец в третий раз закричал. <...>
Коща наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию. <...> Иерей окрестил его именем Варфоломей. <...>
Отец и мать рассказали иерею, как их сын, еще в утробе матери, в церкви три раза прокричал: «Не знаем, что означает это». Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». <...>
Слайд 133«ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО», ХШ в.
И красив он был, как никто другой,
и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим.
Слайд 135БЫТ РУССКОЙ СЕМЬИ ПО «ДОМОСТРОЮ», XVI в.
Как дети должны чтить
отцов своих духовных и повиноваться им. Необходимо изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного, рассудительного, строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца духовного надлежит почитать и повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки, откровенно, наставления его исполнять. Должно его приглашать к себе часто, совещаться с ним во всяком деле, повеления его с любовью принимать, бить челом перед ним низко. К нему приходите, дары ему давайте от своих трудов по силе, спрашивайте его ежедневно. Если духовный будет за кого-либо ходатайствовать, то ходатайство выслушать, виновного пожаловать, смотря по вине, рассмотрев дело с духовным отцом.
Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь разные неприятности.
Слайд 139СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Савка Ольга Геннадьевна, кандидат исторических наук