Народная педагогика
В постановлении Стоглавого Собора (1551) выражалась только озабоченность плохим состоянием школьного обучения.
В «Поучении детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону» события отражались односторонне, без учета особенности эпохи.
Недостаточность прямых источников, позволяющих воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать косвенные источники — церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и т. п.
Ограниченность источников приводит часто к противоположным оценкам состояния воспитания и обучения в Древней Руси: от утверждения, что все древние славяне были невежественны, до идеализации постановки у них воспитания и обучения.
Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела развитые самобытные крепкие традиции.
В итоге на Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура, отличавшаяся от западноевропейской.
Так, в сочинениях Прокопия Кесарийского (VI в.) отмечались типичное для «славян и антов» обостренное чувство общности и справедливости, устойчивая вера в существование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская обученность.
Византийский стратег Маврикий (Византийский писатель VI века. )отмечал такие качества славян, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность.
Так, дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, жречества — к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой деятельности.
Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом «матерый», т.е. воспитанный матерью.
Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины — профессиональных воинов.
В результате в VI—IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.
Во главе стоял великий Сварог — бог Вселенной (аналог древнегр. Зевса).
Его сыновья — Сварожичи — солнце и огонь являлись носителями света и тепла.
Бог солнца — Даждьбог.
Так еще в «Слове о полку Игореве», памятнике XII в., славяне назывались «Даждьбожьими внуками». Молились славяне Роду и Рожаницам - богу и богиням плодородия.
Бог Велес - покровитель скотоводства или, иначе, богатства.
Стрибог повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.
злыми духами потустороннего мира являлись упыри, а добрыми, охранявшими человека - берегини. От них получили свое название древнеславянские амулеты - обереги.
В лесу обитал леший, а у воды жили русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего пращура - чура, или щура. Поэтому, защищаясь от злых духов, человек должен был позвать домового: «Чур меня!»
коляды,
Масленица,
день Ивана Купалы,
рождения,
свадьбы,
похороны,
праздники года.
Оно же сказалось на развитии традиций в воспитании детей, которые сохраняются в той или иной степени и поныне, особенно вне городской среды.
Однако деловая жизнь городов, законодательство, связи с другими народами не могли развиваться без использования письменности. Уже в родоплеменной период славяне начали использовать
пиктографическое письмо.
Об этом сообщал болгарский монах Храбр в сказании «О письменах» (X в.): «Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помощью черт и резов». Это было примитивное, зародышевое письмо, на основе которого не могла возникнуть настоящая книжная культура.
Но, распространение славянской письменности началось на Руси еще в начале IX в. в связи с проникновением христианства, и до официального его принятия.
Предположительно, индивидуальное обучение грамоте осуществляли первые греческие миссионеры. К 988 г. в Киеве, Смоленске, Новгороде уже были грамотные люди, которые использовали славянскую письменность.
Договоры, заключенные князьями Олегом в 911 г., Игорем в 944 г. с греками, были составлены и по-гречески, и по-русски.
Археологические находки свидетельствуют о том, что письменность достаточно широко использовалась в X в. даже в быту.
Но, настоящее распространение письменности и организация систематического обучения начались, безусловно, с момента крещения Руси.
Факт совпадения исторических событий (распространения письменности и христианства) определил специфику педагогической культуры средневековой Руси.
Крещение не изменило мгновенно сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян.
Русь приняла христианство на 500 лет позднее, чем Западная Европа, в период расцвета Византии. Этот факт благоприятно сказался на приобщение Киевской Руси к мировой цивилизации.
Древняя славянская культура соединилась со зрелым восточным христианством и породила древнерусское православие и его понимание воспитания человека.
По мнению известного русского историка педагогики П.Ф. Каптерева, древним славянам той эпохи более всего подходила модель воспитания, основанная на патриархальном семейном укладе с непререкаемым авторитетом отца, подчиненном положении женщины и детей, строгой домашней дисциплине и вместе с тем «отличавшаяся ореолом святости и утверждавшаяся на слове Божьем».
Согласно ему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их — его оскорблению. Жена не рассматривалась как самостоятельная личность, ценность ее определялась отношением к мужу, аналогичным было и отношение к детям. Акцент в новой религии ставился не столько на истинно добродетельной жизни христианина, сколько на требовании исполнения внешних обрядов — постов, праздников, причащений и т. п. Главной почитаемой книгой русского народа на многие века стала ветхозаветная Псалтырь, а не Евангелие.
Кириллом и Мефодием был осуществлен перевод основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский язык, что способствовало распространению религии и стимулировало процесс обучения грамоте.
Это, с одной стороны, обусловило самобытность древнерусской школы, а с другой - затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам, что со временем сказалось на интеллектуальном развитии общества.
Постепенно все меньше и меньше греко-византийских источников переводилось на славянский язык, а преимущество отдавалось религиозным книгам в ущерб книгам учебным (грамматике, риторике, философии и др.), что объяснялось нараставшим влиянием православной церкви.
Разделение церквей на православную и католическую («схизма») произошло в 1054 г., и это способствовало развитию отрицательного отношения к «латинянам». Русь сознательно отделяла себя от западной цивилизации и ее культуры.
Гибнувшая под ударами турок Византийская империя на Флорентийском соборе (1439) заключила «унию» между католической и православной церквями.
Русская церковь не приняла ее и стала настороженно относиться и к византийскому культурному влиянию, фактически замкнулась в рамках ранее переведенного и освоенного круга литературных источников и созданной к этому времени славянской духовной литературы.
На Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.
Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования.
Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования прежде всего среди господствующего сословия.
Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
Сын Ярослава, Всеволод, как отмечал Владимир Мономах в своем «Поучении», изучил пять иностранных языков.
Была грамотна и Анна, дочь Ярослава, ставшая королевой Франции. Известны документы, подписанные ею: «Анна ръина» (Анна королева), в то же время ее супруг Генрих I ставил лишь крестик.
Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей».
Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но с усилением церкви на Руси они постепенно переходили в ведение церкви. Причины:
во-первых, освоение христианской книжности было необходимо прежде всего священникам — распространителям православной религии в стране,
во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс.
Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени.
Школы «ученья книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В них особенное внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и диалектику, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.
Входило также изучение и толкование текстов Священного писания: Евангелия, Псалтыри и некоторых библейских книг.
Первоначально, возможно, ученики знакомились и с текстами античных авторов.
Важное место отводилось риторике — обучению навыкам красиво говорить и писать.
Образцами риторского искусства служили произведения Иоанна Златоуста, которые пользовались на Руси широкой известностью, входили в состав «Изборников» 1073 и 1076 гг., сборников «Златост руй», «Измарагд», «Златоуст». Под диалектикой в то время на Руси подразумевали главным образом начала философии.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть