Начальный советский период в развитии методики обучения биологии презентация

Содержание

Развитие экскурсионного дела в послереволюционный период После Октябрьской революции 1917 года были реорганизованы гимназии, реальные и городские училища, церковно-приходские и земские школы и введена система единых трудовых школ (ЕТШ). В период,

Слайд 1Начальный советский период в развитии методики обучения биологии
Развитие экскурсионного дела в

послереволюционный период.
Особенности содержания программ Государственного ученого совета.
Развитие школьной биологии и методики преподавания в связи с введением предметной системы (31-32 гг. ХХ века).

Слайд 2Развитие экскурсионного дела в послереволюционный период
После Октябрьской революции 1917 года были

реорганизованы гимназии, реальные и городские училища, церковно-приходские и земские школы и введена система единых трудовых школ (ЕТШ).
В период, когда старые программы и учебники были отменены, а новые еще не созданы, происходило активное развитие экскурсионного движения.
Для проведения экскурсий вокруг городов была создана сеть экскурсионных станций.
в 1920 году для подготовки педагогов-экскурсоводов была открыта инструкторская станция им. В.В. Половцова. В целях разработки научно-методических основ проведения экскурсий в 1921 году был открыт Петроградский экскурсионный институт.


Слайд 3Создание экскурсионных станций обеспечило круглогодичное проведение экскурсий. В некоторых городах на

каждой неделе был введен обязательный экскурсионный день. В классе предполагалось лишь обсуждение и использование собранного материала.

Слайд 4Такая ситуация вызвала серьезную критику со стороны ведущих педагогов:
- отсутствие согласованности

и взаимосвязи между школьной программой и материалом экскурсий;
- отсутствие заблаговременно составленных планов экскурсий;
- недостаточная методическая подготовленность преподавателей к массовому проведению экскурсий;
- объединение на экскурсиях разновозрастных групп учащихся.


Слайд 5Особенности содержания программ Государственного ученого совета.
На 1-м съезде учителей в

1918 году было провозглашено, что в условиях диктатуры пролетариата школа должна быть подчинена интересам классовой борьбы и стать средством партийного воспитания молодежи.
К разработке первых советских программ по естествознанию были подключены лучшие педагоги и методисты. В основу созданных ими в 1919 году программ вошли учебные планы прогрессивных учебных заведений Петрограда – коммерческих училищ.
Более широкое распространение по идейно-политическим соображениям в 1920-х годах приобрели программы по естествознанию, разработанные Государственным ученым советом (ГУСом) (1923 и 1927).

Слайд 6Программы ГУСа создавались для двух типов школ: фабрично-заводских семилеток (ФЗС) и

школ колхозной молодежи (ШКМ).
Отличительными особенностями этих программ являлось отсутствие отдельных школьных предметов, в том числе естественнонаучного цикла, и комплексный характер изучаемых тем.


Слайд 7Комплексные темы включали три основных элемента знаний: о природе, обществе, труде.

При этом предметы и явления окружающей действительности были объединены вокруг ведущей идеи темы.
Например, ведущей задачей комплексной темы «Рационализация и охрана труда» для 7 класса ФЗС было названо формирование знаний и умений, создающих базу для повышения производительности труда.

Слайд 8Содержание темы «Рационализация и охрана труда»
механика движения человеческого тела (знакомство

с рабочими движениями, методы изучений рабочих движений, положение тела при работе);
двигательный аппарат человеческого тела и его работа (части тела организма, участвующие в работе, сочленение костей, строение и состав костей, мышцы, их свойства и роль в движении);
энергетика труда (источники энергии организма, измерение работы, производимой организмом, питание и работа, изменения в организме человека, происходящие под влиянием работы);
нервная система и ее роль в организме (общий план строения нервной системы и работа ее частей, органы чувств (анализаторы), условные рефлексы у человека, вегетативная нервная система, мозг и рабочие движения);
физиологические основы рационализации и охраны труда (рационализация и охрана труда в СССР и капиталистических странах, экономия рабочих движений и времени, правильное чередование труда и отдыха, профессиональные вредности и борьба с ними, общее благоустройство фабрик и заводов, оздоровление и рационализация быта, социалистическое соревнование и ударничество – мощный рычаг в повышение производительности труда).


Слайд 9Биологические сведения, предлагаемые для усвоения учащимися, имели явный производственный перекос. То

есть в первую очередь изучались те вопросы биологии, которые могли быть полезными для освоения природы в целях развития сельского хозяйства и промышленности (основы садоводства, огородничества, животноводства, гигиены производственного труда и быта и др.).
Биологические знания изучались разрознено и бессистемно, а в рамках одной комплексной темы могли одновременно изучаться элементы ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены труда человека.

Слайд 10Посмотрев весной на стадо,
Заостри поглубже взгляд,
Это – малая говяда,
Это – ряд

больших говяд.
Вот молочные машины
День и ночь они в ходу.
Свиньи, хрюкая невинно,
Обещают нам еду.
Крот, мечтая о Госторге,
Погружает в землю нос,
Белки прыгают в восторге, что на мех хороший спрос.
Так ненужность презирая,
Ты старайся угадать,
Где и что природа края, государству хочет дать.

Б.Е. Райков


Слайд 11Для реализации программ ГУСа были выпущены рабочие книги по естествознанию. Они

были направлены на самостоятельное освоение материала.
Существенное внимание уделялось краеведческому материалу.
Содержание комплексных тем носило ярко выраженный идейно-политический характер. Все их содержание пронизывали идеи коммунистического и интернационального воспитания, антирелигиозной пропаганды, рассматривались проблемы борьбы за повышения урожайности и производительности труда, укрепления обороноспособности страны и др.

Слайд 12Велира - великий рабочий.
Вилора - В.И.Ленин организатор революции.
Владлена - Владимир Ленин.
Гертруда

- герой труда.
Даздраперма - Даздравствует первое мая.
Донера - дочь новой эры.
Лемира - Ленин мировая революция.
Луиджа - Ленин умер но идеи живы.
Ревмира - революция мира.
Тракторина - трактор.
Эрлена - эра Ленина.
Вектор - великий коммунизм торжествует.
Велиор - великая октябрьская революция.
Вилис - В. И. Ленин и Сталин.
Далис- да здравствует Ленин и Сталин.
Дележ - дело Ленина живет.
Изил - исполняй заветы Ленина.
Ким - коммунистический интернационал молодежи.
Люблен - любим Ленина.
Мэлс - Маркс,Энгельс, Ленин, Сталин.
Правлен - правда Ленина.
Тролезин - Троцкий, Ленин, Зиновьев.


Слайд 14При работе над темой предполагалось обязательное посещение экскурсий в природу, музеи,

на заводы, фабрики, колхозы и совхозы, проведение лабораторных занятий и трудовую деятельность.
Основной метод обучения - «метод проектов» и Дальтон-план. При изучении каждой темы сначала разрабатывался план работы, затем ученический коллектив делился на бригады, каждая из которых выполняла определенную часть проекта. Перечень выполняемой работы составлялся в виде договора, задания на месяц, указывающего весь объем учебных действий. Особенностью являлось создание в качестве конечного результата практически значимых продуктов.
Функции учителя сводились лишь к оказанию консультационной помощи в том случае, если ученик обращался к нему за советом.

Слайд 16Развитие школьной биологии и методики преподавания в связи с введением предметной

системы (31-32 гг. ХХ века)

Согласно постановлению ЦК ВКП(б) 1931-1932 годов об учебных программах и режиме в начальной и средней школе было определено, что:
1. Основной формой обучения признан урок (классно-урочная система), предполагающий занятия с группой учащихся по строго определенному расписанию;
2. Преподаватели обязаны систематически, последовательно излагать преподаваемые ими дисциплины, приучая учащихся к работе с учебником и книгами;
Следствием данных положений стало создание стабильных учебных программ, восстановление предметной системы обучения в 1932-33 учебном году и установление отдельных последовательных курсов естествознания:


Слайд 17В соответствии с новыми программами были выпущены новые учебники. Школьные учебники

биологии отличались научностью и академичностью.
Для обеспечения учебно-воспитательного процесса были разработаны частные методики отдельных биологических курсов:
Методика ботаники (Б.В. Всесвятский, В.Н. Вучетич, 1936);
Методика зоологии (М.М. Беляев, Н.Г. Кременецкий, 1936);
Методика анатомии и физиологии человека (М.И. Цузмер, П.И. Суворова, И.В. Козырь, 1938)
Методика эволюционного учения (М.И. Мельников, А.А. Шибанов, 1935).


Слайд 19При разработке методики уроков биологии появилась потребность обоснования других форм обучения

биологии – экскурсий, домашних, внеурочных и внеклассных работ.
Экскурсии как важная форма обучения биологии стали входить в программу изучаемых тем.
Введение урочной системы обусловило и совершенствование материальной базы обучения биологии, следствием чего стала организация уголков живой природы в школе, создание пришкольных учебно-опытных участков.

Слайд 20Развитие методики обучения биологии и школьного биологического образования во второй половине

ХХ века.

Особенности содержания школьной биологии после Августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года.
Развитие методики обучения биологии в 60-е гг. ХХ века.


Слайд 21Особенности содержания школьной биологии после Августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года
В работе

Августовской сессии 1948 года Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) приняли участие ведущие ученые сельскохозяйственных и биологических научно-исследовательских институтов и вузов.
В докладах президента академии Т.Д. Лысенко и других была высказана резкая критика и негативная оценка хромосомной теории наследственности и обосновано новое «мичуринское направление» в развитии советской биологии.

Слайд 22Основами мичуринской биологии были признаны наследуемость всех новых приобретенных свойств, отрицание

ведущей роли хромосом в передаче наследственных признаков, признание изменения организмов под влиянием изменяющихся условий жизни, в результате упражнения и неупражнения отдельных органов (последнее соответствовало взглядам Ламарка).
Следствием таких лженаучных взглядов стало утверждение возможности направленного изменения и управления природой растений и животных в соответствии с потребностями общества, что привело к отождествлению науки биологии с агрономической практикой.


Слайд 24Новые ориентиры определили особенности содержания биологического образования школьников в 1940-1950-е годы.


Одной из ведущих направлений развития школьной биологии стало усиление тенденции политехнизации, что проявилось во включении в содержание биологического образования вопросов, связанных с применением биологических закономерностей в сельском хозяйстве, лесной промышленности, звероводстве, птицеводстве и рыбоводстве. Важными задачами школьной биологии становится изучение основ сельскохозяйственного производства и вооружение учащихся политехническими умениями.


Слайд 25В содержание школьной биологии включался сугубо агрономический материал, связанный с изучением

пород сельскохозяйственных животных и сортов растений и особенностей ухода за ними, рассмотрением технологий кормления животных и воспитания молодняка.
Тенденция упрощения школьной биологии привела сокращению понятийного аппарата в содержании школьных учебников. Это привело не только к снижению теоретического уровня, но и к снижению интеллектуального и мировоззренческого потенциала биологического образования.
Важной задачей биологии в школе обозначалось «воспитание советского патриотизма, социалистического интернационализма, коммунистической морали и чувства коллективизма». Исходя из этого, в содержание программ и учебников того времени был включен материал о вкладе в развитие советской науки известных ученых. Например, подробно излагались биографии и этапы профессионального становления И.В. Мичурина, К.А. Тимирязева, Т.Д. Лысенко и др., достижения советской науки и практики (яровизация, квадратно-гнездовой метод посева, летние посадки картофеля и др.).
Для усиления связи обучения с жизнью и для привития навыков сельскохозяйственного труда проводились практические занятия на пришкольных учебно-опытных участках, мастерских, колхозах и совхозах.

Слайд 26Развитие методики обучения биологии в 60-е гг. ХХ века
Бурное развитие биологических

наук в мире и СССР требовало совершенствования содержания школьной биологии в соответствии с уровнем современного научного знания.
Важной задачей становится формирование прочных теоретических знаний учащихся по основам науки биологии.
Важной особенностью реформирования школьного образования в начале 1960-х годов стало введение теоретического и обобщающего курса «Общая биология», который изучался в 9 и 10 классах.

Слайд 27Для повышения научного уровня содержания общей биологии в 1964 году был

объявлен конкурс на лучшую программу.
В нем принимали участие два авторских коллектива: ленинградские ученые-биологи и методисты под руководством Ю.И. Полянского и их московские коллеги во главе с Б.В. Всесвятским.
Наиболее удачным оказался вариант программы, предложенный авторским коллективом из Ленинграда. Вскоре эта программа была внедрена в школы и в 1969 году на ее основе подготовлен первый учебник общей биологии.

Слайд 28Для углублённого изучения предметов, развития интересов и способностей школьников в 60-е

гг. вводились первые факультативные занятия по выбору учащихся, начиная с седьмого класса.
Для 1960-1980 годов характерно расширение развивающих и воспитательных возможностей биологии. Природа стала рассматриваться не только как источник материального благополучия человека, но и как эстетическая ценность, поэтому важной задачей изучения биологии становится природоохранное воспитание и экологическое образование учащихся.


Слайд 30Н.А. Рыков
В.М. Корсунская
И.Д. Зверев
Д.И. Трайтак
П.И. Боровицкий
Б.Е. Райков
В.В. Половцов


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика