Литература, музыка и театр эпохи Возрождения презентация

Содержание

Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение, Северное Возрождение. Джотто Ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Рафаель Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициан, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, Пармиджанино, Ян Ван Эйк, Рогир

Слайд 1Характер искусства Северного Возрождения. Основные центры.
Архитектура Северного Возрождения, характерные черты. Франция,

Нидерланды.
Изобразительное искусство Северного Возрождения, характерные черты.
Нидерланды (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вайден, Ганс Гольбейн Младший, Иероним Босх , Питер Брейгель Старший) ,
Германия (Альбрехт Дюрер).

Составить конспект «Искусство Северного Возрождения»
Ответить на вопросы:

3. Найти на картине Босха "Нидерландские пословицы" 5 пословиц, найти сходство с русскими пословицами.


Слайд 2Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение, Северное Возрождение.
Джотто Ди Бондоне,

Сандро Боттичелли, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Рафаель Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициан, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, Пармиджанино, Ян Ван Эйк, Рогир ван дер Вайден, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер.
«Оплакивание Христа», «Мадонна в кресле», «Благовещение», «Автопортрет», «Сикстинская Мадонна», «Троица», «Чета Арнольфини», «Мадонна Литта», «Рождение Венеры», «Грехопадение и изгнание из рая», «Кающаяся Мария Магдалина», «Рождение Венеры», «Калеки», Корабль дураков»


Слайд 3


Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,-
Как будто мать,

отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Шекспир

Литература, музыка и театр эпохи Возрождения

Ян ван Эйк. Музицирующие ангелы. Фрагмент Гентского алтаря.


Слайд 4Литература Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо.
Музыка Возрождения. Духовная музыка,

светская музыка, опера.
Театр Возрождения. Комедия дель арте, театр Шекспира.

Мотет
Псалом
Месса
Полифония
Тенор
Бас
Альт
Сопрано
Мадригал
Пассионы
Имитация
Опера
комедия дель арте
пантомима
Буффонада
Комедия
Трагедия


Слайд 5
Данте Алигьери 1265-1321 гг. был «последним поэтом Средневековья и вместе с

тем первым поэтом Нового времени», создателем итальянского литературного языка и политическим деятелем.
Героиней многих его произведений была молодая флорентийка Беатриче, которая рано умерла и любовь к которой он пронёс через всю жизнь

Литература

Его поэтическую славу составила «Божественная Комедия» — поэма, названная «Божественной» уже после его смерти.
В основе сюжета «Божественной комедии» лежит распространённый в Средние века жанр «видений» или «хождений по мукам». Это рассказ о странствиях человека по трём царствам загробного мира представляет опыт морального совершенствования человека. Поэма включает три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен. Данте проходит девять кругов ада и кручи чистилища, очищаясь от семи смертных грехов. По аду и чистилищу поэта сопровождает языческий поэт Вергилий, а по раю — его возлюбленная Беатриче.


Слайд 6
Вслед за Данте дело создания единого итальянского языка продолжил истинный гуманист,

учёный-филолог, знаток античности, поэт Франческо Петрарка 1304-1374 гг. В исторических и поэтических произведениях он прославлял идеалы Древнего Рима.


Но в памяти потомков Петрарка остался прежде всего, как поэт-лирик, автор сборника стихотворений на итальянском языке «Канцонере» («Книга песен»), большая часть которых посвящена Лауре. В его сонетах и канцонах Лаура предстаёт идеалом красоты и духовного совершенства.


Слайд 7
Основоположник ренессансной авантюрной новеллы — Джованни Боккаччо 1313-1375 гг. Пушкин назвал

Боккаччо «творцом шутливых повестей». В сборнике из ста новелл «Декамерон» показана широкая картина быта и нравов Италии 14 в. Герои новелл, представленные живо и с большим юмором, — это люди всех сословий Италии. У Боккаччо было много последователей. Однако гуманисты приняли «Декамерон» не сразу. Это предвидел Боккаччо: «Найдутся, вне всякого сомнения, и такие, которые скажут, что в моих повестях слишком много шуток и прибауток и что человеку степенному это не пристало».



Слайд 8Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения.

Она сохранила основные темы средневековой музыки: хвалу Господу и Творцу мира, святость и чистоту религиозного чувства.
Основу музыкальной культуры составляли мессы, мотеты, гимны и псалмы.

Музыка
Духовная музыка


Мотет – вокальное полифоническое произведение.
Псалом – пение на стихи Псалтири.
Месса – католическая служба.

Церковная месса состояла из пяти частей, стала более величественной и масштабной по сравнению со средневековой. Постепенно в духовную музыку проникают светские веяния. В церковные песнопения постепенно вплетаются темы народных песен не религиозного содержания.
В музыке удивительным образом соединяется божественное и человеческое.


Слайд 9Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в 15веке в Нидерландах.
Нидерландские и

фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического (многоголосного) исполнения – классический «строгий стиль».
Важнейшим композиционным приёмом стала имитация – повторение одной и той же мелодии в разных голосах.
Ведущим голосом стал тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия. Ниже тенора звучал бас, а выше – альт. Самый верхний голос получил название сопрано.

Слайд 10Один из ярчайших представителей нидерландской музыкальной школы Йоханнес Окегем (ок. 1425

– 1497) на основе математических вычислений сочинил мотет на 36 голосов!

Слайд 11Орландо Лассо (1532 – 1594 ),
создавшего более двух тысяч произведений культового

и светского характера.
В жанр мотета он внёс множество новаторских приёмов.
Сочинял и в других жанрах: мессы, мадригалы и шуточные песни, пытался освоить жанр «страстей» (пассионов) на тему Страстной недели Христа. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства.

«Эхо»


Слайд 12Светская музыка Возрождения была представлена различными жанрами: мадригалами, песнями, канцонами.
Мадригалы –

многоголосые хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания.
Мадригалы исполнялись ансамблем любителей, где каждую партию вёл один певец.
Основное настроение мадригала – печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживлённые сочинения. Чаще использовались стихотворения прославленных мастеров: Данте Алигьери, Франческо Петрарки .

Светская музыка


Слайд 13Не менее популярным жанром светской музыки была песня в сопровождении музыкальных

инструментов (инструментальная).
В отличии от церковной музыки, песни были простыми в исполнении.
В песнях, как и в мадригалах, большое значение приобретал текст.
Особой известностью пользовались песни французского композитора Клемана Жанекена (ок. 1475 – 1558), который прославился умением воспроизводить в музыке голоса живой природы: звуки леса, журчание воды, гул сражения, суетливую болтовню двух подружек, возгласы уличных торговцев.

«Пение птиц»


Слайд 14Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 – 1594) – один из ярчайших

представителей классической музыкальной школы Италии.
Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов, автор двух томов светских мадригалов на слова Петрарки.

Композиторское творчество


Слайд 15В эпоху Возрождения формируется инструментальная музыка как самостоятельный вид искусства.
В это

время появляется ряд инструментальных пьес, вариаций, прелюдий, фантазий, рондо, токкат.
Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а в конце 16 века– скрипка.


Инструментальная музыка


Слайд 16Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы.

Музыка зазвучала в оперном театре.
О́пера - жанр музыкального искусства, в котором содержание воплощается образом посредством вокальной музыки.
Первая опера - «Дафна» (1594 г.)
Якопо Пери (1561-1633).

Опера


Слайд 17Театр
Итальянская комедия дель арте
В конце 16 - начале 17века в Италии

возник замечательный театр комедия дель арте - «комедия мастерства».
Это профессиональный театр, использовавший маски, пантомиму и буффонаду - комическое преувеличение, карикатуры на персонажей и их действия.

Слайд 18Комедия масок восходит к знаменитым Венецианским карнавалам.
Маска - это образ

актера, который он принимает один раз и навсегда, в котором он воплощает свою творческую индивидуальность. Актер играл одну и ту же роль до глубокой старости.
Пьесы могли меняться каждый день, но их персонажи оставались неизменными. Замена одной маски другой в труппе актеров была невозможна: или маска вообще исключалась из сценария, или актеры отказывались от данного сюжета.
Одной из отличительных особенностей итальянской комедии масок была импровизированная игра актеров. Не имея готового литературного источника, актеры перерабатывали сюжеты для сцены непосредственно на глазах у зрителей.

Слайд 19Арлекин
Жиль- Пьеро
Панталоне
Коломбина
Персонажи комедии дель арте


Слайд 20Театр Шекспира
Театральное искусство Возрождения достигло вершины в творчестве великого английского драматурга

Уильяма Шекспира (1564 -1616).
В исторических хрониках, комедиях и трагедиях он сумел выразить главные противоречия своей эпохи. Герои его пьес в полной мере осознали «распавшуюся связь времен». Впервые на сцене был представлен человек не только как величайшее творение Бога, но и как воплощение темных страстей.
Борьба за власть и предательство, кровавые преступления, безумие и раскаяние, сила торжествующей любви и разрушающая ненависть — вот круг тех проблем, которые разрешают герои шекспировских произведений.

Слайд 21Почти все произведения великого драматурга были поставлены в Лондоне на сцене

публичного театра «Глобус». В нем Шекспир выступал в качестве режиссера-постановщика. Иногда сам выходил на сцену, исполняя в спектаклях второстепенные роли (призрака в «Гамлете», слуг в комедиях). Невозможно переоценить значение творчества Шекспира для развития театрального искусства. Его по праву считают первым драматургом мирового театра, овладевшим тайной «драматического волшебства» (А. С. Пушкин)

«Глобус»


Слайд 22Составить конспект.
Выписать определения.
Ответить на вопросы.
Литература Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни

Боккаччо.
Музыка Возрождения. Духовная музыка, светская музыка, опера.
Театр Возрождения. Комедия дель арте, театр Шекспира.

Мотет
Псалом
Месса
Полифония
Тенор
Бас
Альт
Сопрано
Мадригал
Пассионы
Имитация
Опера
Комедия дель арте
Пантомима
Буффонада
Комедия
Трагедия


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика