Лекция 11. НЭП и индустриализация. Союз Советских Социалистических Республик презентация

Содержание

Слайд 1


ЛЕКЦИЯ № 11


Союз Советских Социалистических Республик
в 20 – е –

30 – е гг. ХХ века

Слайд 2Вопросы:

1. Новая экономическая политика (НЭП).
2. Образование СССР.
3. Индустриализация.
4. Коллективизация


Слайд 3Цель лекции: рассмотреть политику правительства в области экономики и общественного устройства,

способствовавшие созданию могучего государства.

Задачи:
Рассмотреть НЭП как переходной этап от преодоления разрухи к становлению социалистического хозяйства;
Проследить динамику образования СССР.
Обосновать необходимость перехода экономики на социалистическую систему.


Слайд 4Рекомендуемая литература:

Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М., 1994.

Лельчук В.С. 1926-1940 гг.: Завершенная индустриализация, или промышленный рывок? // История СССР. – 1990. – №4
Поцелуев В.А. История России ХХ столетия. – М., 1997.
Такер Р. Сталин у власти. – М., 1997.
Хрестоматия по истории КПСС / Под ред. А.И. Журавлёва. В 2-х томах. – М., 1989.

Слайд 5Термины и понятия:
Продналог,
кооперация,
тоталитаризм,
пятилетка,
модернизация, индустриализация,
кулачество, раскулачивание,
двадцатипятитысячники.


Слайд 6Вопрос №1
Новая экономическая политика
(НЭП).


Главная задача государства-
Восстановление разрушенного хозяйства


Слайд 7НЭП
Переходной этап от капитализма к социализму на основе использования рыночных отношений.
Допускались

элементы капитализма под контролем коммунистической партии.

Слайд 8Провозглашение о переходе к НЭПу
состоялось
в марте 1921 г., на 10 съезде
Российской

коммунистической партии большевиков (РКП(б)).

В декабре 1921 г. вышел Декрет на 9 Всероссийском съезде Советов.

Слайд 9Цели НЭПа:
Снять социальную напряженность в стране;
Преодолеть разруху и восстановить хозяйство;
Обеспечить условия

для построения социалистического общества.

Слайд 10Основные мероприятия НЭПа:
Продразверстка заменена продналогом;
Крестьянам разрешена свободная торговля сельхозпродукцией;
В промышленности разрешалось

создавать мелкие частные предприятия и арендовать средние;
Государственным предприятиям давалась самоокупаемость и хозрасчет;
Иностранным инвесторам разрешалось создавать совместные предприятия;
Вместо уравнительной системы оплаты введена тарифная;
Проведена денежная реформа – введен золотой червонец.

Слайд 11Итоги НЭПа:
К 1923 г. восстановлены посевные площади;
В 1925 г. валовый сбор

зерна превысил довоенный уровень на 21%
Улучшились условия жизни городского и сельского населения;
Улучшилось снабжение промышленности сельхозсырьём.

Слайд 12Вопрос №2:
Образование
Союза Советских Социалистических Республик
(СССР)


Слайд 13
В 1920 – 1922 гг. все советские республики заключили с Российской

Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР) и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе.

Слайд 14
В августе 1922 г. Политбюро Центрального комитета РКП(б) образовало комиссию для

подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения.

Слайд 15
30 декабря 1922 г.
Состоялся 1 Всесоюзный съезд Советов –
Утверждена Декларация и

Договор
об
ОБРАЗОВАНИИ
СССР

Слайд 16 31 января 1924 г. принята первая КОНСТИТУЦИЯ СССР


Слайд 17Состав СССР :
1922 г. - РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская респ. (Армения,

Азербайджан, Грузия), Бухарская респ., Хорезмская респ., Дальневосточная респ.

позже:
1924 г. –Узбекистан и Туркмения;
1929 г.- Таджикистан;
1936 г. – Киргизия и Казахстан;
1940 г. –Литва, Латвия, Эстония, Молдавия

Слайд 18 Вопрос №3 - Индустриализация:
Процесс создания крупного машинного производства во

всех отраслях хозяйства.

Начало провозглашено:
В декабре 1925 г.
на 14 съезде ВКП(б).



Слайд 19
Модернизация –
превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение её экономической независимости

и укрепление обороноспособности.

Слайд 20Модернизация страны ленинским курсом


Слайд 21Основные мероприятия:
Введено пятилетнее планирование;
Централизовано распределение средств и ресурсов;
Введено единоначалие в

производстве;
Максимальное создание «средств производства».

Слайд 22Средства:
Продажа за рубеж сельхозпродукции, сырья; сокровищ музеев и храмов;
Осуществление государственных займов

и выпуск облигаций;
Организовано внеэкономическое стимулирование труда (ГУЛАГ и «стахановское движение»).


Слайд 23Работа женщин – заключенных на строительстве канала


Слайд 24Шахтер А. Стаханов выполнил за одну смену 14 норм (102 т.

угля)



Слайд 25Итоги:
1 –я ПЯТИЛЕТКА
завершена за 4 г. и 3 м. (1928–1932

гг.):
Производство тяжелой промышленности выросло в 2,8 раза;
В машиностроении – в 4 раза;
Сооружено 1500 предприятий;
Введена Туркестано – Сибирская жел. Дорога.;
СССР вышел на 1 –е место в мире по темпам роста производства.


Слайд 26Возведены промышленные гиганты


Слайд 272 – я пятилетка (1933 – 1937 гг.):
Возведено 4500 предприятий;
Выплавка стали

возросла в 3 раза;
Производство электроэнергии – в 2,5 раза;
Проложена первая ветка метрополитена в Москве;
СССР стал экономически независим.


Слайд 28Вопрос №4. Коллективизация
В декабре 1927 г., на 15 съезде ВКП(б) принято

решение реформировать аграрный сектор.

7 ноября 1929 г. вышла в «Правде» статья И.В. Сталина «Год Великого перелома».

Слайд 29 «Перелом земледелия от мелкого индивидуального к передовому коллективному»


Слайд 30Политика раскулачивания:
Обеспечение колхозов первоначальной базой для производства сельхозпродукции;
Исключить возможность бунтов и

саботажа зажиточных крестьян.

С 1929 по 1930 гг. раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств.

Слайд 31Динамика роста колхозов:
1931 г. – 60 % крестьянских хозяйств.
1934 г. –

75 % хозяйств.
1937 г. – 93 %.


Слайд 32Обобществление крестьянского хозяйства


Слайд 33Постепенно все хозяйства обеспечивались техникой – создавались МТС


Слайд 34Обязательная поставка с/х продукции государству:

Введена в 1933 г.

У колхозников изымалось до

70 % урожая

Слайд 35Итоги КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ :
Увеличились государственные поставки зерна в 2 раза;
Обеспечена стабильность в

снабжении продовольствием города;
Обеспечено накопление средств для развития промышленности;
Возрождена традиционная сплоченность крестьян .

Слайд 36На колхозно-совхозных полях Кубани весной 1930г. работало 1340 тракторов.
В 1935 г.

на Кубани было 141 МТС и 8483 трактора. В среднем на каждый колхоз приходилось 4,5 трактора, один комбайн. всех работ. В 1935 г. Кубань впервые добилась средней урожайности 11 центнеров с гектара.

Слайд 37В 1940 г. валовой сбор зерна в крае составил 2812 тысяч

тони. На полях работало 18,5 тыс. тракторов, свыше 5 тыс. комбайнов.
В 1937 году по сравнению с 1911—1925 годами увеличилось: по хлебу — на 125%, животным продуктам — на 125—200%, потреблению яиц —на 140—150%.

Слайд 38Возросло количество школ, в которых обучалось 628915 детей, что почти в

четыре раза больше, чем в дореволюционное время. 2500 юношей и девушек обучалось в 11 техникумах и училищах, в четырех институтах училось свыше четырех тысяч студентов.

Слайд 39В 1937 году на Кубани действовали 71 Дом культуры, 1373 колхозных

клуба, 255 клубов других ведомств, 11 театров, широкая сеть библиотек, кинотеатров, кинопередвижек. Выходило 154 газеты с общим тиражом около 300 тыс. экземпляров.

Слайд 40ВЫВОДЫ:
НЭП способствовал ликвидации разрухи и восстановлению хозяйства;
СССР был создан по волеизъявлению

всех народов, для совместного успешного экономического и политического развития;
Ценой неимоверных человеческих усилий и жертв советский народ создал мощную экономику.

Слайд 41
Предпринятые партийно-советским руководством меры в области экономики, политики и культуры способствовали

тому, что накануне Великой Отечественной войны СССР представлял собой могучее государство.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика