Ладовая теория Средневековья презентация

Иоанн Дамаскин – «Златоструйный» Пасхальный канон, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознеceниe. «Октоих» — воскресные службы, разделенные на 8 гласов. Общее количество канонов – 64 По повелению Карла Великого,

Слайд 1Ладовая теория Средневековья
Ладовая теория была заимствована Западом в VIII столетии из

Византии. В ее основе - византийский Октоих Иоанна Дамаскина. Иоаннн Дамаскин (ок. 675 — ок. 749) - византийский богослов, философ и поэт. Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия.

Слайд 2Иоанн Дамаскин – «Златоструйный»
Пасхальный канон, каноны на Рождество Христово, на Богоявление,

на Вознеceниe.
«Октоих» — воскресные службы, разделенные на 8 гласов.
Общее количество канонов – 64
По повелению Карла Великого, Октоих был принят к употреблению и в Западной церкви.


Слайд 3Трактаты
Впервые сведения о восьми церковных ладах появляются в трактате Флакка Алкуина

“De musica”. Эти же идеи разрабатывались и в целом ряде других трактатов каролингской эпохи - “Musica disciplina” Аврелиана из Реоме, “De musica” Хукбальда, анониме “Alea musica”.

Слайд 4Церковные лады
«Итак, мы делим мелодии … на восемь тонов, дифференции и

особенности которых церковному певцу … предосудительно не знать. Их этих /тонов/ четыре суть – главные, четыре же других, соответственно, подчиняются каждому из них, согласно порядку сему. Первый главный тон среди певцов называется authentus рrotus, то есть первый основной. Ему подчиняется plagis рrotus, который зовется побочным или косвенным первым. Второй главный тон именуется authentus deuterus, что есть второй основной, и с ним связан plagis deuterus, то есть второй побочный. Третий главный – это authentus tritus или третий основной, а с ним plagis tritus, то есть побочный третий. Четвертый главный - authentus tetrardus, чьим подчиненным будет plagis tetrardus или побочный четвертый».

Слайд 5Церковные лады
Tonus primus Protus authenticus d e

f g a h c d Дорийский
Tonus secundus Protus plagalis a h c d e f g a Гиподорийский
Tonus tertius Deuterus authenticus e f g a h c d e Фригийский
Tonus quartus Deuterus plagalis h c d e f g a h Гипофригийский
Tonus quintus Tritus authenticus f g a h c d e f Лидийский
Tonus sextus Tritus plagalis c d e f g a h c Гиполидийский
Tonus septimus Tetrardus authenticus g a h c d e f g Миксолидийский
Tonus octavus Tetrardus plagalis d e f g a h c d Гипомиксолидийский

Слайд 6Тоновые категории
Реперкусса – тон псалмодирования
Финалис – конечный тон
Амбитус – объем напева
Они

выполняли важную функцию, являясь факторами, помогающими определить принадлежность той или иной мелодии к одному из ладов. Их соотношение образует основу структуры каждого из ладов.

Слайд 7
Лады I

II III IV V VI VII VIII
Амбитус d-d ı A-a e-e ı H-h f-f ı c-c ı g-g ı d-d ı
Реперкусса a f c ı (h) a (g) c ı a d ı c ı (h)
Финалис d d e e f f g g

«Лад есть такая закономерность, по которой можно распознать любую церковную мелодию и судить о ней, рассматривая начало, середину и конец» - Й. де Грокейо трактат “De muzica”.

Слайд 8Секвенция
Секвенция – от лат. sequentia – sequor – следовать, идти за.

Музыкально-поэтический жанр, возникший в середине IX века (приписывается монаху из Санкт-Галленского монастыря Ноткеру Заике) как расширение оригинальных юбиляций, следующих за Аллилуйей

Слайд 9
Наибольшее распространение секвенции получили в 12 веке. Среди авторов выделяются Адам

из парижского аббатства Сен-Виктор и Фома Аквинский.

Слайд 10
Постановлением Тридентского собора (16 век) в культовом репертуаре были оставлены только

4 секвенции: пасхальная «Victimae paschall laudes», на праздник Троицы «Veni sancte spiritus», на праздник Тела Господня «Lauda Sion Salvatorem» и секвенция «Dies irae» (в составе Реквиема). Позднее была допущена ещё одна секвенция на праздник Семи скорбей Марии - «Stabat Mater».

Слайд 11Тропы
В эпоху Средневековья под тропами понимали вставки и дополнения (как тестовые,

так и музыкальные), составленные на основе библии, предназначенные для украшения литургического текста и придания ему большей торжественности.

Слайд 12Троп
Текст “Criste Eleison” – «Христос, помилуй» расширялся до
“Criste, rex unice,

Patris almi Nate co-aeterne, eleison” –
«Христос, единый царь, вечный Сын возлюбленного Отца, помилуй».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика