Культурные преобразования в СССР презентация

Содержание

План Ликвидация массовой неграмотности и фор-мирование советской системы образования Научные открытия Особенности развития литературы и искусства Социалистическое государство и церковь

Слайд 1Культурные преобразования в СССР
Всемирная история. 10 класс


Слайд 2План
Ликвидация массовой неграмотности и фор-мирование советской системы образования
Научные открытия
Особенности развития литературы

и искусства
Социалистическое государство и церковь

Слайд 3Ликвидация массовой неграмотности и фор-мирование советской системы образования
Революционные события 1917 г.

разделили научную и творческую интеллигенцию на тех, кто отказался сотрудничать с советской властью и покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, участвовал в создании новой культуры.

Объективно требовалось повысить грамотность населения, развивать новые и приоритетные направле-ния фундаментальной науки, гото-вить кадры научно-технической ин-теллигенции в соответствии с зада-чами строительства индустриаль-ного общества
Советская власть ставила важнейшей целью укреплять своё идеологичес-кое влияние в обществе, активно ис-пользуя для этого возможности лите-ратуры, искусства, общественных наук

Противоречивый характер развития советской культуры


Слайд 4Ликвидация массовой неграмотности и фор-мирование советской системы образования
Культурные преобразования, связанные с

ликвидацией неграмотности, созданием но-вой советской школы, подготовкой кадров «народной интеллигенции», развитием нау-ки, литературы, искусства под контролем партии большевиков и на основе марксистско-ленинской идеологии получили название «культурная революция».

Основные задачи «культурной революции»
«перевоспитание масс» – «коммунизация» и «сове-тизация» массового созна-ния, разрыв с традициями исторического (дореволю-ционного) культурного наследия
создание новой, «социа-листической», культуры, которая должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классо-вой борьбы пролетариата за социализм
подъём общего культур-ного уровня народа


Слайд 5Ликвидация массовой неграмотности и фор-мирование советской системы образования
Советское государство уделяло большое

внимание вопросам образования. Ещё в годы гражданской войны началась работа по ликвидации неграмотности. В 1923 г. было соз-дано общество «Долой безграмотность», в руководство которого входили глава законо-дательной власти М.И.Калинин, нарком просвещения А.В.Луначарский и др. По всей стране были открыты тысячи школ и пунктов по обучению грамоте. Чтению, счёту, пись-му обучали как детей, так и взрослых. Борьба за ликвидацию неграмотности дала впе-чатляющий результат. К 1939 г. 80% населения СССР умели читать, писать и считать.

М.И.Калинин

А.В.Луначарский

Крестьяне обучаются грамоте


Слайд 6Ликвидация массовой неграмотности и фор-мирование советской системы образования
Реорганизация системы народного образо-вания

началась в сентябре 1918 г. Отменя-лась плата за обучение, была организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. Важную роль в под-готовке рабоче-крестьянской молодёжи к обучению в вузах сыграли рабочие факульте-ты (рабфаки). Первый рабфак был открыт ещё в 1919 г. Это привело к изменению со-циального состава студенчества и специа-листов с высшим образованием. К 1930 г. было введено всеобщее обязательное на-чальное образование.

Рабфак идёт! Худ. Б.Иогансон


Слайд 7Ликвидация массовой неграмотности и фор-мирование советской системы образования
В целом советская система

образования оформилась к середине 1930-х гг. Она включала начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1933-1937 гг. в городах и рабочих посёлках был осуществлен переход к всеобщему семилетнему обра-зованию. Обучение проводилось на основе строгой дисциплины и расписания. В школе изучались история страны, гуманитарные и точные дисциплины. Идеологическое руко-водство системой образования осуществляли опытные партийные и комсомольские ра-ботники.

Учащиеся начальной школы в г. Череповец.
Конец 1930-х гг.


Слайд 8Ликвидация массовой неграмотности и фор-мирование советской системы образования
Проведение индустриализации требовало увеличения

грамотных специалистов на производстве. Поэтому в 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня рабо-чих была создана система рабочих школ и профессиональных курсов. В СССР открыва-лись технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения (вузы). По срав-нению с 1913 г. сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 универси-тетов и институтов. Число специалистов в СССР выросло с 1,5 млн человек в 1917 г. до 20 млн в 1941 г.

Практическое занятие в Томском
медицинском институте. 1938 г.


Слайд 9Научные открытия
Государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, особенно в

фундаментальных областях знания. В результате важные открытия были сделаны в ис-следовании атомного ядра (академик А.Ф.Иоффе), разработке теории космических полё-тов (К.Э.Циолковский), теории реактивного движения (Ф.А.Цандер).

Ф.А.Цандер

А.Ф.Иоффе

К.Э.Циолковский


Слайд 10Научные открытия
Большой вклад в изучение Северного морского пути внесли О.Ю.Шмидт и

И.Д.Папанин.

И.Д.Папанин

О.Ю.Шмидт


Слайд 11Научные открытия
Всемирное признание получили труды выдающихся ученых И.П.Павлова в области фи-зиологии,

Н.И.Вавилова по генетике, В.И.Вернадского в теории биосферы.

И.Д.Папанин

И.П.Павлов

Н.И.Вавилов

В.И.Вернадский


Слайд 12Научные открытия
Работы Н.Е.Жуковского в области гидро- и аэродинамики легли в основу

самолетострое-ния. При его активном участии был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Прорыв советских специалистов в деле авиастроения и ракетостроения был связан с именами А.Н.Туполева и С.П.Королёва.

И.Д.Папанин

Н.Е.Жуковский

А.Н.Туполев

С.П.Королёв


Слайд 13Научные открытия
В то же время многие учёные, не желавшие мириться с

новым политическим режимом, покинули страну в годы Гражданской войны. Среди них были выдающиеся учёные-гу-манитарии П.А.Сорокин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский и др.

Н.О.Лосский

П.А.Сорокин

Н.А.Бердяев


Слайд 14Научные открытия
Многие оставшиеся учёные подверглись репрессиям (А.Ф.Лосев, П.А.Флоренский и др.).
П.А.Флоренский
А.Ф.Лосев


Слайд 15Особенности развития литературы и искусства
С середины 1930-х гг. начинается новый этап

в развитии художественной культуры. Офи-циальным и единственным художественным принципом становится принцип социалис-тического реализма. Он предполагал создание произведений, раскрывающих содержа-ние социалистического строительства и рассматривающих окружающую действитель-ность через призму партийности и борьбы за социализм.

Принципы социалистического реализма

Народность

под этим подразумева-лась как понятность литературы для прос-того народа, так и ис-пользование народных речевых оборотов и пословиц

Идейность

показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей

Конкретность

в изображении дейст-вительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать мате-риалистическому пони-манию истории


Слайд 16Особенности развития литературы и искусства
В литературе 1930-х гг. наряду с именами,

известными до 1917 г. (М.Горький, А.Н.Толс-той и др.), появились новые имена - М.А.Шолохова («Тихий Дон»), М.Шагинян («Гидро-централь»), В.Катаева («Время, вперёд!»), писателей-сатириков И.Ильфа и Е.Петрова («Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»).

А.Н.Толстой

М.Горький

М.А.Шолохов

М.С.Шагинян

В.П.Катаев

И.Ильф и Е.Петров


Слайд 17Особенности развития литературы и искусства
Сформировалась советская детская литература (С.Маршак, К.И.Чуковский, А.П.Гайдар,

Б.Житков и др.).

К.И.Чуковский

А.П.Гайдар

С.Я.Маршак

Б.С.Житков


Слайд 18Особенности развития литературы и искусства
Ддля изобразительного искусства были характерны парадная живопись

и картины, пос-вящённые Октябрьской революции и Гражданской войне, строительству социализма (С.Герасимов, К.Петров-Водкин, А.Дейнека, М.Греков, Б.Иогансон).

К.С.Петров-Водкин

А.А.Дейнека

С.В.Герасимов

М.Б.Греков

Б.В.Иогансон


Слайд 19Особенности развития литературы и искусства
Клятва сибирских партизан. Худ. С.Герасимов. 1933 г.


Слайд 20Особенности развития литературы и искусства
Смерть комиссара.
Худ. К.Петров-Водкин.
1928 г.


Слайд 21Особенности развития литературы и искусства
Текстильщицы.
Худ. А.Дейнека.
1927 г.


Слайд 22Особенности развития литературы и искусства
Тачанка.
Худ. М.Греков.
1925 г.


Слайд 23Особенности развития литературы и искусства
Допрос коммунистов. Худ. Б.Иогансон. 1933 г.


Слайд 24Особенности развития литературы и искусства
В этом же направлении развивался и кинематограф,

которому уделялось особое внима-ние. Среди главных тем кино была жизнь советских людей и их участие в революцион-ных событиях («Октябрь» С.Эйзенштейна, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 г.» М. Ромма).

С.М.Эйзенштейн

Кадр из фильма «Октябрь». 1927 г.

М.И.Ромм

Кадр из фильма
«Ленин в Октябре».
1937 г.


Слайд 25Особенности развития литературы и искусства
Широко кинематограф освещал тему Гражданской войны («Мы

из Кронштадта» Е.Дзига-на, «Чапаев» С. и Г.Васильевых).

Е.Л.Дзиган

Кадр из фильма
«Мы из Кронштадта». 1936 г.

С. И Г.Васильевы

Кадр из фильма «Чапаев». 1934 г.


Слайд 26Особенности развития литературы и искусства
Много внимания кинорежиссёры уделяли и теме индустриализации

и коллективизации («Семеро смелых» и «Комсомольск» С.А.Герасимова).

С.А.Герасимов

Кадр из фильма
«Семеро смелых».
1936 г.

Кадр из фильма
«Комсомольск».
1938 г.


Слайд 27Особенности развития литературы и искусства
Немало художественных произведений так и не дошло

до читателя и зрителя (некото-рые романы М.А.Булгакова и А.П.Платонова, картины П.Н.Филонова, К.С.Малевича и др.).

М.А.Булгаков

А.П.Платонов

П.Н.Филонов

К.С.Малевич


Слайд 28Социалистическое государство и церковь
Россия до 1917 г. была исключительно религиозной страной.

Религия и церковь оказы-вали огромное влияние на широчайшие слои населения. Это стало одной из причин жесткого давления большевиков на Русскую Православную Церковь. Борьбу с религией они рассматривали как часть своего просветительского долга, а в лице РПЦ видели свое-го «идеологического конкурента», который препятствовал распространению атеизма.

Формы борьбы большевиков против церкви
ликвидация мощей православных святых
закрытие и разрушение церквей и монастырей
изъятие церковных ценностей
репрессии против священнослужи-телей


Слайд 29Социалистическое государство и церковь
С первых дней советской власти государство активно вмешивалось

во внутренние дела всех религиозных конфессий. Были приняты решения о конфискации имущества духов-ных семинарий и академий, непризнании церковного брака, прекращении всех видов дотаций священнослужителям. 23 января 1918 г. увидел свет декрет об отделении церк-ви от государства и школы от церкви. Тем самым церковь лишилась своей прежней ро-ли в системе образования.

Плакат 1920-х гг.


Слайд 30Социалистическое государство и церковь
Конституция РСФСР 1918 г. лишила духовенство и монашествующих

права голоса как «нетрудя-щийся элемент». Православные священнослу-жители и верующие были одной из наиболее значительных категорий граждан, подвергшихся гонениям и репрессиям. Патриарх Тихон пытал-ся критиковать новую власть. Это привело лишь к тому, что впервые в истории РПЦ её руководи-тель был отдан под суд.

Патриарх Тихон


Слайд 31Социалистическое государство и церковь
В этой антирелигиозной «битве за умы» большевики частично

преуспели среди молодё-жи, но сломить пассивное сопротивление церкви им долго не удавалось. В конце 1920-х гг. среди населения моральный и нравственный авторитет религиозных конфессий был ещё довольно высок. В период коллективизации, сопровождавшейся крестьянскими волнениями, начался новый виток репрессий в отношении духовенства и массового зак-рытия церквей. Основным организатором антицерковной политики было руководство ВКП(б), решения которого проводились в жизнь с помощью органов безопасности.

Плакат 1930-х гг.


Слайд 32Социалистическое государство и церковь
II съезд Союза воинствующих безбожников (СВБ), состоявшийся в

июне 1929 г., принял решение провести следующую пятилетку как «безбожную»: в первый год планирова-лось закрыть все духовные школы, во второй - осуществить массовое закрытие храмов и запретить издание религиозной литературы, в третий - выслать всех служителей культа за границу, в четвёртый - закрыть оставшиеся храмы всех конфессий, в пятый – закре-пить достигнутые успехи. СВБ наивно полагал, что к 1 мая 1937 г. «имя бога должно быть забыто по всей территории СССР».

Нагрудный знак члена СВБ

Членский билет СВБ


Слайд 33Социалистическое государство и церковь
В 1937 г. были упразднены центральная и местные

Комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР. Единственной государственной структурой, занимавшейся делами РПЦ, стал специальный отдел НКВД, который отнёс «церковников» к «антисо-ветским элементам». Начались массовые аресты и расстрелы священнослужителей. Со-ветская власть изменила свою позицию по отношению к церкви лишь после того, как РПЦ в годы Великой Отечественной войны призвала к защите Отечества.

Молитвы о спасении Отечества


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика