Слайд 2Константинополь
Византия –
государство, которое возникло в восточной части Римской империи в
конце 4 в. и существовало до сер. 15 в.
С 330 г. столицей стал – Константинополь (ранее – Византий, древняя греческая колония).
Правитель – римский император – первый христианин Константин I Великий (в честь его и назван город).
Считали себя продолжателями греческой и римской культур – ромеями. Константинополь называли Новым Римом.
В русской традиции Византию называли Греческим царством, а ее столицу – Царьградом.
Византия – христианская империи ромеев.
Включает – Балканский полуостров, Малую Азию, юго-восточное Средиземноморье.
Слайд 4Три этапа истории:
1.Ранневизантийский (4-7 вв.) – переход от античности к средневековью.
Начало формирования феодальных отношений, переработка античных традиций в духе христианства.
2.Зрелый феодализм (8-11 вв.) – самое значительное явление – иконоборчество (8-9 вв.).
3.Поздневизантийский (11-15 вв.) – возвышение провинциальных центров и стабилизация художественного канона.
Слайд 5Особенности византийской культуры
1.Преемственность по отношению к Римской империи. Главная хозяйственная ячейка
– сельская община свободных земледельцев, виноградарей, скотоводов.
Очень большая роль государственной собственности на землю и государственных форм эксплуатации.
Сохраняется институт рабства, который существует до 12 в.
2.Наличие торгово-ремесленных центров. Они сложились ещё в эллинистический период. В них постоянно взаимодействуют античные традиции и влияние ближневосточных культур.
Самый мощный центр – Константинополь. Его могущество и блеск на протяжении всего средневековья не знает аналогий.
3.Власть принадлежит государству в лице василевса и очень строго и чётко налаженному административному аппарату.
Византия – «оазис порядка» (С.С.Аверинцев).
Слайд 64.Особенность классовой структуры – класс земледельцев многосоставен и нестабилен. В результате
роста феодальных поместий (доменов) свободные крестьяне постепенно обезземеливаются и становятся «присельниками» на землях феодалов. Отсюда – отсутствие единства стихии народного творчества, так как этот социальный пласт культуры складывается из противоречивых в мировоззренческом и художественном отношении компонентов.
5.Слабая организованность торгово-ремесленного класса. Это объясняется большой силой столицы с её малоподвижным составом населения. Торгово-ремесленный класс тяготеет к правящему классу.
6.Военно-рыцарская прослойка тоже незначительна.
Слайд 77.Господствующий класс нестабилен, в нём нет элитарной замкнутости. В него входят
константинопольская знать, богатые купцы, ремесленники, высшее чиновничество, поземельная аристократия.
8.Огромная роль христианской церкви. Христианство (православие) было признано государственной религией в 4 в. и оказалось надёжной опорой государственной власти.
Более того – церковь не оспаривала политической власти у государства, довольствуясь духовной властью.
Власть церкви символически выражалась в двухместном троне, левую часть которого занимал василевс (греч. – царь), а правую – крест, представлявший Христа.
Слайд 89.Синтез античной эллинистической философии, христианского религиозного учения и ближневосточных религиозно-мистических идей.
Греко-римское влияние имело философско-мифологический характер, а еврейское – религиозно-мифологический.
Этот сплав – особая византийская картина мира:
-тотальная символичность модели мира;
-иерахичность структуры;
-антиномичность;
-религиозно-мифологическая форма.
Центральная фигура византийской философии – Бог.
Важнейший мировоззренческий принцип – антиномическое единство противоположных сущностей.
Это – источник чрезвычайной символической насыщенности художественного образа в византийском искусстве.
Слайд 9Художественный образ как бы нейтрализует антиномию, потому что представляет невидимое и
умопостигаемое в чувственно форме. Но одновременно он делает материальные формы «прозрачными» (М.С.Каган), доступными для взора духовного.
Весь мир понимается как образ бога, а каждая вещь несёт на себе знак «тварности» и собственную меру дарованных совершенств.
Строгая иерархия византийского космоса отражена в строгой системе художественных форм.
Строение храма – центрично и наполнено сакральной символикой: глава – символ божественной власти;
трёхчастная апсида – триединство Бога.
Размещение изображений в храме тоже адекватно строению мироздания:
верхний ряд – Пантократор, пророки, евангелисты, апостолы, т.е. те, кто несёт божественный свет;
средний ряд – «праздники» (Благовещение, Рождество, Распятие, Сошествие во ад и др.) и сцены из земной жизни Христа;
нижний ряд – канонизированные святые.
10.Особо торжественный характер богослужений.
Слайд 10ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
Ведущая роль архитектуры (5-7 вв.) Архитектура монастырских ансамблей и храмов.
Наиболее характерны – продольно-базиликанские и центрально-купольные. Особая роль – внутренне пространство храма.
Собор Св.Софии в Константинополе. Длина храма – 77м, диаметр купола 31,5 м. Каркас образуют 40 арок. Зодчие – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Использовали опыт Пантеона.
Слайд 11Храм Софии в Константинополе. Внутреннее пространство.
Слайд 12Трехнефная базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (начало 6 в.) – тип
продольного ранневизантийского храма.
Объект Всемирного наследия.
В мозаиках – торжественные процессии святых дев и мучеников.
Слайд 13Церковь Сан-Витале в Равенне (6 в.)-
Тип центричного храма. Внутри – цветной
мрамор , сюжетные мозаики.
Слайд 14Живопись.
Излюбленная техника - мозаика (от лат – произведение, посвященное музам).
Античный
принцип воспроизведения формы слиянием отдельных цветовых пятен.
Смальта – (кубики из окрашенных стеклянных сплавов).
Смальта обладает глубиной и звучностью тона.
Цвет- выразитель эмоции.
Золотые фоны - праздничность. Высота кубиков различна , они расположена на вогнутой поверхности сводов – впечатление мерцания красок.
Юстиниан I
Церковь Сан-Витале в Равенне (6 в.)
Слайд 15Торжественный классический византийский стиль (11-12 вв.)
-Фигуры утрачивают материальность, помещаются вне реальности
на золотом фоне;
-Лица приобретают аскетический характер;
-Пространственная среда схематизируется;
-Цвет кладется ровным слоем, становится плотным, условным;
-Ритм мозаики, уложенной правильными рядами, усиливает декоративность;
-Главное внимание – тонкая разработка духовного содержания образа.
Мозаика Христос Пантократор.
Южная галерея собора Святой Софии, Константинополь.
Вторая четверть XII в.
См.: Отто Демус.
МОЗАИКИ ВИЗАНТИЙСКИХ ХРАМОВ
http://krotov.info/history/08/demus/demus02.htm