Слайд 1КУЛЯШОВА И.П.
КУЛЬТУРА СССР в 1945- первой половине 1960-х гг
Слайд 2ОБРАЗОВАНИЕ
Какой ущерб нанесла война образованию в СССР?
Война привела к падению уровня
образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться.
В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены.
Слайд 3ОБРАЗОВАНИЕ
В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование в
2,5 раза больше, чем в 1940 г.
1952 - переход к обязательному семилетнему образованию.
Восстановление народного хозяйства требовало квалифицированной рабочей силы, появились школы рабочей молодёжи, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Они подготовили только за 46-50-е годы около 3,5 миллиона рабочих.
Слайд 4НАУКА
Создание атомной промышленности:
Советский атомный проект Л. П. Берия.
1946 г
Курчатов получил приказ создать атомную бомбу, и как можно быстрее.
1949 г – первое испытание ядерной бомбы в СССР
Создатели: Курчатов, Иоффе, Капица.
«Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной бомбой, то, наверное, «попробовали» бы ее на себе» - И.В. Сталин
1953 г. был произведен успешный взрыв водородной бомбы.
Слайд 5НАУКА
Критика ряда направлений отечественной науки.
экономисты (Е. С. Варга), физики (Л.
Д. Ландау, П. Л. Капица и др.), биологи-генетики. В науку были перенесены «классовые» оценки.
Историки Минц И.И., Разгон И.М., позднее А.Некрич и Н. Эйдельман, подвергались публичным проработкам.
философ Александров Г.Ф. был обвинен в преклонении перед Западом за книгу «История западноевропейской философии». Предлагалось всем ученым вести идейную полемику с буржуазными учёными.
Слайд 6ФОРМАЛИЗМ
Общее негативное направление в литературе и искусстве, отошедшее от канонов реализма.
Формалистов критиковали за поиск новых форм и содержания.
Формалисты: Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Мейерхольд.
Произведения композиторов — «формалистов» долгое время не исполнялись.
Слайд 7«ЖДАНОВЩИНА»
Период по имени главного идеолога партии – Жданова А.А.
В августе 1946
г выступил с докладом, осуждающим А.Ахматову и М.М. Зощенко; этот доклад лёг в основу партийного постановления «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“».
По поручению ЦК партии руководил проведением июньской философской дискуссией 1947 г.
Жданов А.А.
Слайд 8ЛИТЕРАТУРА
В литературе господствовал соцреализм.
Ведущая тема - прошедшая война.
Борис Николаевич
Полевой в 1946 г. Написал «Повесть о настоящем человеке».
Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.).
Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов.
Слайд 9ЛИТЕРАТУРА
Казакевич Э.Г.: повесть «Звезда» (1947 год) —удостоена Сталинской премии ; роман
«Весна на Одере» (1949) был также удостоен Сталинской премии в 1950 году. Военные повести «Двое в степи» (1948) и «Сердце друга» (1953).
Толстой А. Н. – «Пётр I» (1945 г).
Паустовский К.Г. - «Повесть о жизни» (с 1945 по 1963 гг).
Пришвин М.М., Леонов Л.М.
Слайд 10ЖИВОПИСЬ и СКУЛЬПТУРА
Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм.
Тема Великой
Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.).
Слайд 11Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»
Слайд 12ЖИВОПИСЬ
Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.).
Слайд 13
Решетников «Опять двойка»
Большое распростране-
ние имели картины,
тяготеющие к повество-
вательности в
духе
традиций
передвижников
Слайд 14СКУЛЬПТУРА
Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. Вучетич, архитектор Белопольский
Я.Б.
Слайд 15
Памятник Максиму Горькому. Бронза, гранит. 1952. Скульптор В. И. Мухина,
Памятник
Горькому в Москве. Бронза, гранит. 1951. Скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина
Слайд 16АРХИТЕКТУРА
Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной.
Почти заново пришлось отстраивать
Сталинград, Киев, Минск, Новгород.
СТИЛЬ – по прежнему «сталинский ампир».
В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской.
Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.
Слайд 17Щусев А.В.
Значительное место в деятельности Щусева занимают проекты восстановления городов,
разрушенных в годы Великой Отечественной войны Истры (1942—1943), Новгорода (1943—1945) и Кишинёва (1947).
Последним творением Алексея Щусева стала московская станция метро «Комсомольская кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом.
Лауреат четырёх Сталинских премий (1941,1946, 1948 и 1952)
Слайд 18«ОТТЕПЕЛЬ»
Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни.
Илья Эренбург
назвал это время "оттепелью": - это была не весна с ее полноводными разливами чувств и мыслей, именно оттепель, за которой мог последовать легкий морозец…
Слайд 19«ОТТЕПЕЛЬ»
Для периода "оттепели" характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный
рост свободы, распространение в СССР западной литературы, музыки, изобразительного искусства.
ХХ съезд дал мощный импульс стремлению общества к духовному освобождению. Выразителем общественного мнения стала литература.
Слайд 20«ОТТЕПЕЛЬ»
Еще до XX съезда в журнале «Новый мир» появилось новое направление
в литературе – обновленческое. Одной из первых таких работ была статья В.Померанцева "Об искренности в литературе", где он впервые поставил вопрос о том, что честно писать – это, значит, не думать о высоких и не высоких читателях.
Слайд 21«ОТТЕПЕЛЬ»
Уже в 1953-1956 гг писатели И. Эренбург, Е. Д. Дудинцев, критик
В. Померанцев в своих произведениях поставили вопросы о роли интеллигенции в отечественной истории, её отношении с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе.
Слайд 22«ОТТЕПЕЛЬ»
Появляются произведения.
Был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в
стране. Но власть сочла эти работы вредными и отстранила от руководства журналом А. Твардовского.
Слайд 23«ОТТЕПЕЛЬ»
В июне 1956 г. О. Берггольц, выступая в Доме литераторов, заявила: «Считаю, что
одной из основных причин, которые давят нас и мешают нашему движению вперед, являются те догматические постановления, которые были приняты в 1946–48 гг. по
вопросам искусства…».
К. Симонов высказался
против постановления ЦК
«О кинофильме “Большая
жизнь”».
Слайд 24«ОТТЕПЕЛЬ»
Почему именно постановления 1946–1948 гг. оказались в фокусе общественного внимания после ХХ
съезда?
Однако «Правда» одернула писателей: «Нашлись отдельные литераторы, которые пытались представить как утратившие силу известные решения ЦК по вопросам литературы и искусства. Решения партии направлены против отрыва от жизни народа, от политических задач современности… Это принципиальное содержание партийных документов мы будем отстаивать в интересах развития литературы»
Слайд 25«ОТТЕПЕЛЬ»
В декабре 1956 г. ЦК КПСС направил на места закрытое письмо с
характерным названием «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов».
Постановления 1946–1948 гг. были объявлены правильными и сохраняющими свое значение. Подверглись критике журналы «Вопросы истории» и «Вопросы философии», многие публикации которых раздражали идеологов из ЦК
Слайд 26«ОТТЕПЕЛЬ»
В 1957 г. грубым нападкам подвергся писатель В. Дудинцев, которого обвинили в «нигилистическом
перечеркивании советской действительности» в романе «Не хлебом единым».
На тех, кто не соглашаться с официальной политикой, обрушились карательные меры: исключение из партии и комсомола, изгнание из ВУЗов, увольнения, даже аресты.
Слайд 27«ЛИТЕРАТУРА»
Но представители интеллигенции продолжали надеяться на продолжение курса ХХ съезда.
Постепенно стали
возникать новые литературные журналы («Москва», «Нева», «Юность», «Иностранная литература» и другие),
вновь начали публиковать И. Бунина, М. Зощенко, С. Есенина.
В Союзе писателей были посмертно восстановлены погибшие в заключении И. Бабель, Ю. Домбровский, И. Катаев, Б. Корнилов, Б. Пильняк и другие.
Слайд 28«ЛИТЕРАТУРА»
Состоялись два выпуска альманаха «Литературная Москва», в котором впервые были опубликованы
стихи репрессированного Н. Заболоцкого, М. Цветаевой, главы из поэмы А. Твардовского «За далью — даль», рассказ А. Яшина «Рычаги». Редакция, в которую входили Э. Казакевич, М. Алигер,
В. Каверин, К. Паустовский
и другие, с увлечением
готовила третий выпуск.
Слайд 29«ЛИТЕРАТУРА»
Весной 1957 г. несколько газет одновременно обрушились на «Литературную Москву». Тон задавала
«Литературная газета».
В мае 1957 г. в ЦК состоялась встреча руководителей партии и правительства с участниками Пленума правления Союза советских писателей. Хрущев в своей речи сказал, что «мятежа в Венгрии не было бы, если бы своевременно посадили двух-трех горлопанов».
Арестов не последовало, но писательские организации постарались как можно резче осудить «Литературную Москву», чтобы продемонстрировать собственную благонадежность.
Слайд 30«ЛИТЕРАТУРА»
Членов редколлегии альманаха обвинили в том, что у них «было единство
политических позиций, не совпадавших с тем, к чему обязывали нас решения ХХ съезда».
Выпуск альманаха был прекращен. Его авторов и редакторов принуждали к публичному покаянию. Сломить удалось не всех. Так, отказались каяться В. Дудинцев, В. Каверин, К. Паустовский.
Слайд 31«ОТТЕПЕЛЬ»
На Молотова, Кагановича, Маленкова вместе со Сталиным и Берией была возложена
ответственность за «субъективный подход к некоторым произведениям искусства», когда в мае 1958 г. ЦК КПСС пересмотрел принятое в 1948 г. постановление «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели».
Творчество Г. Мясковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича отныне официально не считалось «формалистическим».
Слайд 32«ОТТЕПЕЛЬ»
Обвинения были сняты лишь с отдельных авторов, а в целом постановление
1948 г. оценивалось как «сыгравшее положительную роль в развитии советского музыкального искусства».
Подчеркивалось, что «подвергать сомнению основные положения постановлений 1946–1948 гг. это совершать ошибку».
Незыблемыми оставались постановления «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме “Большая жизнь”», касавшиеся областей искусства, не столь далеких от идеологии, как музыка.
Слайд 33«ДЕЛО» ПАСТЕРНАКА
В 1956 г. Б.Л. Пастернак предложил для публикации журналу «Новый мир» и
Государственному литературному издательству роман «Доктор Живаго», посвященный судьбам русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны. Они отвергли роман по идеологическим соображениям.
Отдел культуры ЦК КПСС расценил книгу
Пастернака как «произведение,
проникнутое ненавистью к советскому
строю».
Если вы уже читали роман «Доктор
Живаго», то насколько обоснованной
считаете такую его оценку?
Слайд 34«ДЕЛО» ПАСТЕРНАКА
В 1957 г. «Доктор Живаго» был издан в Италии.
В 1958 г.
Пастернаку была присуждена Нобелевская премия в области литературы.
Таким образом, Пастернак стал вторым (после Бунина) нобелевским лауреатом среди русских писателей. Нобелевский комитет специально отметил, что Пастернак премируется не только за роман, но по совокупности творчества.
Слайд 35«ДЕЛО» ПАСТЕРНАКА
Президиум ЦК КПСС принял секретное постановление, предписав организовать проработку поэта
в печати и писательских организациях.
Секретарь ЦК ВЛКСМ В.Е. Семичастный предложил лишить Пастернака советского гражданства и заявил, что писатель «плюнул в лицо народу… Свинья не сделает того, что он сделал… Он нагадил там, где ел…».
В газетах печатались возмущенные письма «простых советских граждан», решительно осуждавших роман, которого они не читали. Выражение «я роман Пастернака не читал, но скажу…» вошло в поговорку
Пастернака и исключило его из членов СП СССР.
Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии.
Слайд 36«ДЕЛО» ПАСТЕРНАКА
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за
мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно —
Путь отрезан отовсюду.
Будь, что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я — убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Слайд 37«ПОЭЗИЯ НА ПЛОЩАДЯХ»
поэтические вечера под открытым небом.
популярностью пользовались молодые поэты-современники: Р. Рождественский.
Булат Окуджава
Б. Ахмадулина
А. Вознесенский
Слайд 38«ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
Рассказ был задуман А.И. Солженицыным в лагере зимой
1950—1951 годов, написан в 1959 году.
В 1962 г рукопись была напечатана в журнале «Новый мир.
«Совершенно ясно: если бы не было Твардовского как главного редактора журнала — нет, повесть эта не была бы напечатана. Но я добавлю. И если бы не было Хрущёва в тот момент — тоже не была бы напечатана. Больше: если бы Хрущёв именно в этот момент не атаковал Сталина ещё один раз — тоже бы не была напечатана».
Слайд 39«НАУКА»
В Дубне в 1956 году по инициативе Курчатова был создан международный исследовательский
центр, который занимается ядерными исследованиями.
Пульт управления синхрофазотроном
Институт в Дубне
Слайд 40«НАУКА»
1956-1964 гг присуждение Нобелевской премии советским учёным.
Возобновились исследования в области генетики.
Однако приоритет научных разработок, отдавался интересам военно-промышленного комплекса.
Лауреаты премии:
Химик Н.Н. Семёнов,
физики П.А. Черенков, И. Франк, И. Тамм,
Л. Ландау - за работы по сверхтекучести и сверхпроводимости
Прохоров и Боссов – за формулирование основ квантовой электроники
Слайд 41КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ
1957 г – VI Фестиваль молодёжи и студентов в
Москве
Делегации из 131 страны
Главный лозунг: «За мир и дружбу!»
С 1958 г. стал ежегодно проводиться Международный конкурс имени Чайковского
Слайд 42ТЕАТР И КИНО
популярность приобрели театр : «Современник» (главный режиссер О.Н. Ефремов)
Театр драмы и комедии на Таганке (главный режиссер Ю.П. Любимов).
.
Вышли на экраны замечательные фильмы «Летят журавли» М.К. Калатозова,
«Баллада о солдате» Г.Н. Чухрая,
«Весна на Заречной улице» М.М. Хуциева
"Иваново детство" Тарковского, «
Чистое небо" Чухрая,
"Судьба человека" Бондарчука.
Самый пронзительный фильм с Алексеем Баталовым - "Летят журавли"
Слайд 43ЖИВОПИСЬ
Шестидесятые годы – время становления «сурового стиля» в советской живописи.
Реальность
предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности..
Д. Д. Жилинский «Молодые скульпторы»
Слайд 44ЖИВОПИСЬ
В. Е. Попков «Строители Братской ГЭС»
.
Слайд 45ЖИВОПИСЬ
В 1957–1960 гг. состоялось несколько выставок западного искусства, например, выставка картин Дрезденской
галереи.
В 1962 г. на художественной выставке в Москве были представлены произведения российского художественного авангарда 20-х гг.
Слайд 46ЖИВОПИСЬ
В 1962 г. группа художников —авангардистов — была приглашена принять участие в
большой официальной выставке в Манеже.
1 декабря выставку в Манеже посетил Хрущев
Хрущёв на выставке в Манеже
Слайд 47ЖИВОПИСЬ
Хрущев. Абсолютно неподготовленный к восприятию абстрактного искусства, он пришел от увиденного
в бешенство и обрушился с грубой бранью на художников Ю. Соостера, В. Янкилевского, Б. Жутовского, скульптора
Э. Неизвестного.
Многие вынуждены покинуть страну (например,
Э. Неизвестный).
Ю. Соостер
Слайд 48СКУЛЬПТУРА
Наиболее известные монументальные произведения Неизвестного объединены в цикл, над которым Неизвестный
работал с 1956 года.
Лучшим произведением этого цикла является скульптура
«Дерево Жизни».
Слайд 49СКУЛЬПТУРА
За свои работы Неизвестный подвергся критике со стороны Н.С. Хрущёва, который
в 1962 г на выставке назвал его скульптуры «дегенеративным искусством».
Слова Хрущева: «Почему ты так искажаешь лица советских людей?».
Эрнст Неизвестный
«Солдат, пронзаемый штыком», 1956
Слайд 50СКУЛЬПТУРА
Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне.
В
60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане
скульптор Е. В. Вучетич
«Родина-мать»
Слайд 51СКУЛЬПТУРА
мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге : Монумент «Родина-Мать»
скульпторы В. Исаева, Р. Таурит
Слайд 52ХРУЩЁВ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ.
В декабре 1962 г. и весной 1963 г. состоялись встречи партийного
руководства с интеллигенцией.
Хрущев вел себя разнузданно, грубо перебивал выступавших, поучал художников и писателей. Особенно резко он нападал на творчество Э. Неизвестного, путевые заметки В. Некрасова «По обе стороны океана», воспоминания И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь» и фильм М. Хуциева «Застава Ильича».
Но грубое, даже безобразное поведение Хрущева все же не влекло за собой расправ и репрессий. Их печатали и продолжали пускать за границу. Символично, что автором памятника на могиле Хрущева стал не раз испытавший его гнев Э. Неизвестный