Слайд 1КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ XII- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIII ВЕКОВ.
Слайд 4
Новгородская 1-я летопись сохранила в своем составе интереснейший литературный памятник (возможно,
киевского происхождения) — рассказ о взятии Константинополя (Царьграда) «фрягами» (крестоносцами) в 1204 г., во время четвертого крестового похода. Составленная очевидцем событий (или со слов очевидца), повесть эта является первым русским подробным сообщением о событиях в Византии, при (том повествователь оказался прекрасно осведомленным в политической подоплеке событий и со знанием дела изложил все постоятельства осады, взятия и разграбления Константинополя.
Слайд 5
полное название «Сло́во о похо́де И́горевом, И́горя, сы́на Святосла́вова, вну́ка
Оле́гова», известный памятник литературы Древней Руси», известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета», известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета — неудачный поход», известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета — неудачный поход русских князей», известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев», известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским», известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем», известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.
Слайд 7СОДЕРЖАНИЕ «ПОУЧЕНИЯ»
Основу нравственности («начало добра») Мономах видит в «страхе Божьем». Далее
цитирует Псалтырь и Василия Великого, кои призывают к терпению и воздержанности. Затем он поучает своих детей о необходимости «малых дел». Он призывает молиться молитвой «Господи помилуй», помогать нищим, не губить христианских душ, быть верными клятвам, гостеприимным, почитать старших и священников, не лениться, не пьянствовать, не блудить, не лгать. Далее поучение прерывается воспоминанием о походах Мономаха против вятичей, поляков и половцев. Всего Мономах помнит 83 похода и 19 соглашений, которые он заключил с половцами. Также Мономах упоминает об охотах на диких куниц, туров, оленей, лосей, вепрей, медведей и «лютых зверей».
Слайд 8
«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» (памятник паломнической (памятник паломнической литературы Киевской Руси (памятник паломнической литературы Киевской Руси XII века (памятник паломнической литературы Киевской
Руси XII века, посвященный путешествию в Святую землю (памятник паломнической литературы Киевской Руси XII века, посвященный путешествию в Святую землю игумена (памятник паломнической литературы Киевской Руси XII века, посвященный путешествию в Святую землю игумена Даниила, которое было осуществлено им между 1106 и 1108 годами.
«
В центре внимания произведения — описание христианскихВ центре внимания произведения — описание христианских святынь. Одновременно изображены быт местного населения — мусульманВ центре внимания произведения — описание христианских святынь. Одновременно изображены быт местного населения — мусульман и христиан, рассказывается о земледелииВ центре внимания произведения — описание христианских святынь. Одновременно изображены быт местного населения — мусульман и христиан, рассказывается о земледелии, скотоводствеВ центре внимания произведения — описание христианских святынь. Одновременно изображены быт местного населения — мусульман и христиан, рассказывается о земледелии, скотоводстве, садоводствеВ центре внимания произведения — описание христианских святынь. Одновременно изображены быт местного населения — мусульман и христиан, рассказывается о земледелии, скотоводстве, садоводстве, рыболовстве.
Слайд 9
«Моление Даниила Заточника» — памятник древнерусской литературы XIII века — памятник древнерусской литературы XIII века. Написан
как обращение к переяславско-суздальскому князю — памятник древнерусской литературы XIII века. Написан как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу — памятник древнерусской литературы XIII века. Написан как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 — памятник древнерусской литературы XIII века. Написан как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 по 1236 год — памятник древнерусской литературы XIII века. Написан как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 по 1236 год (по версии В. М. Истрина).
Попавший в тяжелое положение автор просит князя о помощи: Избави мя от нищеты сея.
Некоторые исследователи считают «Моление Даниила Заточника» первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Для стиля «Моления Даниила Заточника» характерны сочетание цитат из БиблииНекоторые исследователи считают «Моление Даниила Заточника» первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Для стиля «Моления Даниила Заточника» характерны сочетание цитат из Библии, летописи с живой речью, сатирой, направленной против бояр и духовенства. Отличается книжными познаниями автора, богатством образов, сатирическим отношением к окружающим. Нарочитая униженность сочетается с подчёркнутым умственным превосходством.
Слайд 10
Георгиевский собор Юрьева монастыря — православный храм — православный храм Юрьева монастыря — православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород — православный храм Юрьева
монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Автор мастер Петр (при Мстиславе I Владимировиче)
Слайд 11
Це́рковь Спа́са на Нере́дице — храм — храм Преображения Господня — храм Преображения Господня, расположенный в
1,5 км к югу от Великого Новгорода в 1198 году
Слайд 13
Успе́нский собо́р во Влади́мире — выдающийся памятник — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный — выдающийся памятник белокаменного зодчества
домонгольской Руси. Кафедральный православный — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный храм — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный храм Владимирской епархии; 1158 год
Слайд 14
Золотые ворота в городеВладимире в городеВладимире. Построены в 1164 году в городеВладимире. Построены в 1164 году при
владимирском князеАндрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.
Слайд 15
Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — XII век, белокаменный) — XII век, белокаменный храм) — XII
век, белокаменный храм во Владимирской области) — XII век, белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова) — XII век, белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова. Стены церкви украшены резными рельефами, пилястрыами (вертикальный выступ стены) с полуколоннами
Слайд 16
Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный собор, возведённый Всеволодом
Большое Гнездо») — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо.Знаменит своей белокаменной резьбой: его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. 1197 год.
Слайд 17
Гео́ргиевский собо́р — белокаменный — белокаменный собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городеЮрьеве-Польском — белокаменный собор,
расположенный на территории древнего детинца в городеЮрьеве-Польском Владимир-ской области — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городеЮрьеве-Польском Владимир-ской области. Сооружён в 1230 — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городеЮрьеве-Польском Владимир-ской области. Сооружён в 1230—1234 годах — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городеЮрьеве-Польском Владимир-ской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. (
Слайд 18
Спасо-Преображенская церковь — шестистолпный одноглавый храм православного — шестистолпный одноглавый храм православного Спа-со-Евфросиниевского монастыря — шестистолпный одноглавый
храм православного Спа-со-Евфросиниевского монастыря в Полоцке — шестистолпный одноглавый храм православного Спа-со-Евфросиниевского монастыря в Полоцке, построенный в середине XII века — шестистолпный одноглавый храм православного Спа-со-Евфросиниевского монастыря в Полоцке, построенный в середине XII века. Это наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества. 1159 год, зодчий Иоанн
Слайд 19
Церковь Михаила Архангела — каменный столпообразный храм — каменный столпообразный храм XII века — каменный столпообразный храм XII
века в честь Архангела Михаила. Находится в Смоленске. Построена по указанию Давыда Ростиславича. Построена по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского. Построена по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180. Построена по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы.
Слайд 20
Церковь Параскевы Пятницы в чернигове ( была построена черниговскими посадскими людьми в конце
XII — начале XIII столетий на Пятницком поле, которое издревле было местом торгов. На протяжении своего существования церковь неоднократно разрушалась и сжигалась во время вражеских нападений на город. Во время восстановительных работ в разные времена она существенно перестраивалась и меняла свой облик.