Слайд 2Задачи уроков
охарактеризовать особенности культуры Руси в удельный период
познакомиться с выдающимися
памятниками литературы, архитектуры, иконописи.
Слайд 3 Начало формирования общерусской культуры
Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры.
Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции. Важную роль в этом играло распространение христианского мировоззрения.
Влияние церкви на Руси было чрезвычайно велико.
Слайд 4Восприятие мира
Человеку того времени всё казалось полным особого, сверхъестественного значения и
смысла.
Каждое животное (сверхъестественное создание , экзотический зверь или хорошо знакомое существо) наделялось символическими значениями.
Лев был символом земной власти и могущества, олицетворением воли, справедливости, воплощением законов Неба на земле.
Слайд 5Культурные центры
В XII—XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород,
Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич.
Слайд 6Научные знания
Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная
переводная литература.
Переводы трудов о вселенной, географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории.
Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи.
Слайд 7Литература
С XII века начинается новый период в истории русского летописания.
Летописи ведутся
в каждом крупном княжестве.
Местные летописцы уделяли внимание прежде всего событиям, происходящим в своей земле.
Слайд 8Летописание
Владимиро-Суздальское
Новгородское
Отражали интересы своих князей
Поощряли их стремление быть первыми на
Руси
Владимирские князья - преемники князей киевских.
Фигура князя отступала на задний план.
Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.
Слайд 9Литература
«Слово о полку Игореве» (ок. 1187)
В нем повествуется о неудачном
походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Но описание этого похода служит автору лишь поводом для размышлений о судьбе Русской земли.
В. Васнецов.
«После побоища Игоря Святославича с половцами»
Слайд 10Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси в княжеских
междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы.
Центральным в «Слове» является образ Русской земли.
Н. Рерих
«Поход Игоря»
Слайд 11Литература
Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью. Среди
них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (в период с 1213 по 1236 год )
Даниил — сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называет «честью и милостью»
Он создаёт идеальный образ князя — защитника всех обездоленных
Слайд 12Архитектура
Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское влияние.
Ведущая роль принадлежала
новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам. При этом всё строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.
Слайд 13Архитектура
Новгородско-Псковская школа
Владимиро-Суздальская
Храмы стали строить небольшими и одноглавыми.
Большое количество церквей было
возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге.
Церковная архитектура отличалась здесь подчёркнутой пышностью и торжественностью.
Слайд 14Церковь Спаса на Нередице
Построенная в 1198 г. близ Новгорода.
В сравнении
с Новгородской Софией храм Спаса на Нередице меньших размеров, отсутствует геометрическая точность, однокупольность, суровость, скупость декора.
Несмотря на небольшие размеры, производит впечатление монументального сооружения. У нее толстые шероховатые стены. Единственное украшение храма - аркатурный пояс под куполом.
Внутри все небольшое пространство было расписано фресками.
Слайд 16Церковь Святого Георгия
(ок. 1180—1200 гг)
Неизвестные зодчие поставили храм на самом
берегу Волхова.
Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.
Наиболее уникальная фреска—фреска с изображением Св. Георгия, укрощающего змея.
Слайд 17На иконе «Чудо Георгия о змие» изображён святой Георгий.
(змий — символ
дьявола, а копьё в руках. Белый цвет коня — цвет чистоты, символ всепобеждающего Святого Духа. Кроваво-красный цвет плаща соответствует цвету рубина, символизировавшего силу. Тёмнокрасный же цвет змия связывался с Антихристом.
Слайд 18Успенский Собор (1158 г).
Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии
киевской.
Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра.
Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.
Слайд 19Храм Покрова на Нерли (1158 или 1165 гг.)
Андрей Боголюбский построил эту
церковь неподалёку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота её архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.
Слайд 21Дмитриевский Собор (1194-1197 гг.)
В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо
недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор. Стены собора украсили каменной резьбой.
Внутри стены храма были расписаны фресками.
Слайд 22Живопись
Влияние местных особенностей проявилось и в живописи. Она, как и прежде,
носила в основном религиозный характер. Но в церковном искусстве всё чаще стали присутствовать бытовые сюжеты.
И сквозь строгую византийскую академичность проглядывали живые черты народного искусства. Это было особенно заметно в новгородской живописи, в которой преобладали яркие краски — красная, зелёная, синяя.
Фрески Владимиро-Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы.