Слайд 2План лекции
1. Реформы Петра I и их преобразовательная роль в русской
культуре
2. Этапы культурного развития России в Новое время.
Петербург как культурная столица России
3. Просвещение и образование как фундамент культуры
3.1.Становление системы
государственного светского
образования
3.2. Наука в России
Слайд 34. Общественная мысль о путях культурного развития России.
4.1. Интеллигенция
и культура.
5. Художественная культура России
5.1.Общая характеристика
художественной культуры России
5.2.Русская литература
5.3 Театр и музыка в России
Слайд 41. Реформы Петра I
и их преобразовательная роль
в русской культуре
Новые
явления в культуре:
создание светской культуры;
европеизация русской культуры;
отказ от русской традиционной культуры, запреты на ее проявления (бороды);
Слайд 5создание светских европеизированных учреждений культуры и форм культурной жизни общества: школы
(навигационная – 1701), училища, академии (первая Академия наук -1725, музеи - первый музей – Кунсткамера; публичных библиотек, газет и журналов (газета "Ведомости" -конец 1702); введение гражданского шрифта в деловой, политической, культурной и частной жизни -1710; юлианского летоисчисления - с января 1700; ассамблей и так далее;
европеизация повседневной культуры: употребление иностранного языка, одежды, париков; организация досуга (ассамблеи, балы, визиты, карты и т.п.); участие женщин в общественной жизни; европейские нормы этикета;
привлечение иностранцев для работы в России;
Слайд 6использование деятелями искусства в художественном творчестве западноевропейских художественных стилей: барокко, классицизма,
сентиментализма, романтизма, реализма и т.д.;
преобразование социальной структуры общества: введение «Табеля о рангах» - 1722, дающего перспективу социальных перемещений и, одновременно, усиление закрепощения крестьян;
появление нового общественного слоя - творческой интеллигенции;
секуляризация культуры; синодальная реформа православной церкви (1721), (упразднении патриаршества и создании Духовной коллегии или Синода для управления церковью, во главе с обер-прокурором.
Слайд 7Новые явления в культуре в образах
Слайд 82. Этапы культурного развития России в
Новое время. Петербург как культурная
столица
Санкт-Петербург 1703 г.
Распространение идей Просвещения в России
Царствование Елизаветы Петровны - соединение идеи европеизации русской
культуры с национальными особенностями страны.
Деятельность М.В. Ломоносова.
Екатерина II - "просвещенный абсолютизм«.
XIX в. – период зрелой, самобытной культуры; "классический" –"золотой век" культуры.
Рубеж XIX – XX вв. – «Серебряный век" русской культуры
Слайд 123. Просвещение и образование как фундамент культуры
Становление системы государственного светского
образования
Образование и государство: первая пол. XVIII в.
Светские, специальные и общеобразовательные школы и училища: Артиллерийская (1701), инженерная (1712); Медицинская (1707) и др.
«Сухопутный шляхетский кадетский корпус» в Петербурге – 1732.
Слайд 13
Вторая половина XVII в.:
И.И. Бецкой (1704 - 1795)
Закрытые сословные учебные
заведения:
военные корпуса, пажеский корпус;
Смольный институт благородных девиц –
1764г.-для дворян.
Высшее образование:
1725 – Петербургский университет
1755 – Московский университет;
1757 – Академия художеств.
1773 – Горное училище – 1-й технический вуз
Слайд 14XIX век:
Общеобразовательная школа:
Гимназии, реальные училища, земские и церковно-приходские школы
Сословные учебные заведения
– лицеи, институты благородных девиц, училища, кадетские корпуса и юнкерские училища.
Высшее образование: университеты, институты; в 1900 г.- ремесленное училище Цесаревича Николая – СПб ГУ ИМТО.
Неправительственный сектор высшей школы:
Консерватории – в Москве (Николай Рубинштейн –1866;в Петербурге – Антон Рубинштейн – 1862) и др.
Женское высшее образование.
Слайд 153.2. Наука в России
географические экспедиции, открытия в области ботаники, зоологии, поиски
полезных ископаемых, благородных металлов, топлива способствовали развитию промышленности, расширению познаний о богатствах России.
Были выработаны основы общенационального литературного языка. Обширна и многопланова научная деятельность М.В. ЛОМОНОСОВА (1711-1765) – первого русского профессора, члена Академии наук.
Особенно велики достижения русских ученых в XIX в. Благодаря их заслугам русская наука вышла на уровень мирового признания.
физики и химии - Н.Н. Зинин (1812 – 1880), В.В. Петров (1761 – 1834), Б.С. Якоби (1801 - 1874), А.М. Бутлеров (1828 – 1886), Д.И. Менделеев (1934 – 1907);
изобретатель радио А.С. Попов (1859 – 1905/6);
Слайд 16математики - Н.И. Лобачевский (1792 – 1856), С.В. Ковалевская (1850 –
1891), П.Л. Чебышев (1821 – 1994);
физиологии и медицины - И.М. Сеченов (1829 – 1905), И.П. Павлов (1849 - 1936);
самолетостроения - А.Ф. Можайский (1825 – 1890);
географии и этнологии - Н. М. Пржевальский (1839 – 1888), Н. Н. Миклухо-Маклай (1846 – 1888); астрономии - В.Я. Струве (1793 – 1864)
истории Карамзина (1766 – 1826), С.М. Соловьева (1820-1879), Т.Н. Грановского (1813-1855), В.О. Ключевского (1841-1911).
философии – В.С. Соловьева (1853 – 1900) и целой плеяды философов рубежа XIX – XX вв., вошедших в историю как «русский религиозный ренессанс».
3.2. Наука в России
Слайд 174. Общественно-политическая мысль о путях
культурного развития России
Деятели Просвещения, декабристы, охранители,
славянофилы, западники, революционные демократы, народники, социал-демократы – и культурное развитие России
Слайд 184.1.Интеллигенция в России
В эпоху Нового времени в России появился слой
образованных людей, профессионально занимающихся духовной деятельностью в разных областях. Они были выразителями общественных идей, духовными наставниками российского общества, носителями высоких духовно-нравственных ценностей. Этот слой, сформировавшийся на рубеже XVIII - XIX вв., получил название ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ.
Интеллигенция оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию.
По отношению к власти - оппозиционность существующему режиму.
Слайд 19По отношению к народу она постоянно испытывала чувство вины, которое приводило
интеллигенцию на путь служения, учительства, помощи народу.
Служение реализовывалось в разных формах: как государственная служба – гражданский подвиг служения Отечеству;
работе в земских учреждениях образования, культуры и здравоохранения;
как активное участие в общественной жизни; как нравственное просвещение народа, стремление и готовность пострадать за него
Слайд 205. Художественная культура России
5.1. Общая характеристика художественной культуры России
светская;
европеизированная;
профессиональная;
многослойная художественная
культура:
1- выражающая интересы, идеалы и эстетические ценности образованного общества, официальная, государственная и (национальная);
Слайд 212- народная, опирающаяся на традицию, устное народное творчество, народные промыслы, прикладное
искусство. Народная художественная культура является продолжением и развитием отношения к искусству и творчеству в традиционном обществе (этническая);
поддержка искусства государством: материальные субсидии деятелям искусства (петровские пенсионеры); оплата стажировок за границей и т.п.; создание государственных художественных учебных заведений; государственных театров и т.п.;
Слайд 22художественные стили как условия существования искусства, основанного на единых идеалах, эстетических
принципах и творческих методах. Организация творческой деятельности по единым принципам, отвечающим политическим, государственным, эстетическим, творческим, религиозным и иным интересам высших, образованных слоев населения. Светская художественная культура, начиная с эпохи Возрождения создавалась авторами – творцами, художественные стили базировались на общих принципах и получали общеевропейское распространение.
Слайд 23Художественная культура
Cовокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной
и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно создание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов. Понятие художественная культура по объему шире, чем понятие «искусство», которое представляет собой как бы вершину огромного айсберга. (Кравченко А.И. Культурология. Словарь.-М., Ак.Проект, 2001, с..620-621).
Слайд 24Стиль
Стиль - (лат.stylus, от греч. Stilos – грифель для писания; способ
изложения, склад речи), общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Говорят о речевых стилях, о стиле литературного языка, о стиле художественной литературы, о стиле отдельных произведений или жанра (напр. о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (о творческой манере), о стиле личного поведения, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений (романском, готике, Возрождение, барокко, рококо, классицизм). Особенности литературного стиля ярко проявляются в художественной речи. (Кравченко, с. 553-554).
Слайд 255.2. Русская литература
Роль литературы в духовной жизни российского общества в Новое
время трудно переоценить. Особенно ярко это проявилось в XIX в. «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». А.И.Герцен
В XIX в. отчетливо проявился литературоцентризм русской культуры. Выразителями общественно-значимых идей стали писатели.
Тургенев И.С.
Некрасов Н.А.
Чернышевский Н.Г.
Герцен А.И.
Слайд 26Русская литература в XVIII в.
Первая четверть XVIII века:
Жанр «гисторий»
– «Гистория о российском
матросе Василии Кариотском» и т.п.
30 - 50 годы XVIII века:
классицизм: В.К.Тредиаковский,
М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков.
60 - 90 гг. XVIII в.:
Д.И.Фонвизин - «Недоросль»;
Г.Р.Державин.
Фонвизин Д.И.
Державин Г.Р.
Ломоносов М.В.
Слайд 27
И.М. Карамзин –
«Бедная Лиза»,
А.Н. Радищев –
«Путешествие
из Петербурга
в Москву».
Сентиментализм
Карамзин И.М.
Слайд 28Литература XIX века
Романтизм
– В.А.Жуковский («Людмила», «Светлана»); К.Ф Рылеев, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.
Реализм – А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.А.Тургенев, И.А.Гончаров, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М.
В.А.Жуковский Н.В.Гоголь М.Ю.Лермонтов И.А.Крылов Грибоедов А.С.
.
Слайд 29 Литераторы
второй пол. XIX века
А.П.Чехов
Толстой Л.Н.
Белинский В.Г.
Добролюбов
Салтыков-Щедрин М.Е.
Достоевский Ф.М.
Слайд 30Театр в России
Вторая половина XVIII в.
:
1750 – в Ярославле театр купца Ф.Г. Волкова;
1756 – «Русский императорский театр»,
или Российский театр, директор А.П.Сумароков, руководитель труппы – Волков; с 1832 г.-
Александринский.
Частные театры, крепостной театр (театр графа
Шереметьева, крепостная актриса Прасковья Жемчугова).
1780 г. в Москве Петровский театр, который в 1824 г.
разделился на Малый театр (драматический) и
Большой (оперно-балетный);
Русская актерская школа: Михаил Щепкин,
П.С.Мочалов, семья Садовских;
актрисы П.А.Стрепетова, В.Ф.Комиссаржевская,
М.Н.Ермолова.
5.3.Театр и музыка в России
Мочалов П.С.
Островский А.Н.
Слайд 31Музыка
С XVIII в. светское музыкальное искусство.
1772 - «Музыкальный клуб» в Петербурге;
1802
– Филармоническое общество.
С кон. XVIII в. начинает складываться русская композиторская школа.
Церковная музыка – композитор Д.С. Бортнянский.
Русская национальная опера:
М.И. Глинка - «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» - опера-сказка, опера-былина;
А.С. Даргомыжский «Русалка» - народно-бытовая драма.
Камерный жанр – романсы: А.А. Алябьева, М.И. Глинки, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева
Глинка М.И.
Слайд 32 Композиторы «Могучей кучки» – М.А. Балакирев, А.П.Бородин,
Ц.А. Кюи, М.П.
Мусоргский (опера «Борис Годунов», песни и романсы),
Н.А. Римский –Корсаков (15 опер: «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Царская невеста», оркестровые произведения).
А.Г. Рубинштейн (1829-1894) – (опера «Демон»), романсы, симфонии.
П.И. Чайковский - оперы (Иоланта, Мазепа,
Пиковая дама, Евгений Онегин); балеты – Щелкунчик,
Лебединое озеро, Спящая красавица),
инструментальная музыка.
Рубеж 19-20 веков - А.К. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский.
Рубинштейн А.Г.
М.А.Балакирев А.П.Бородин М.П.Мусоргский Н.А. Римский- Корсаков
Слайд 33Интерес к культуре проявился в меценатстве (П.М. Третьяков). Для публичного посещения
был открыт в 1852 г. Эрмитаж, в 1856 - Третьяковская галерея.
В России за два века сформировалась культурная среда,
которую отличала блестящая
светская культура,
интеллигентность
высокое искусство,
эстетизация культуры п
повседневности,
интерес к знаниям, науке,
общественная активность.
Третьяковская галерея
Слайд 34Заключение
Период XVIII - XIX вв. чрезвычайно важен для русской культуры. Россия
смогла преодолеть застылость и консерватизм средневековья, обрести социокультурную динамику, воспользоваться передовыми идеями Западной Европы и превратить их в свое достояние.
Сложилась новая система ценностей, в которой образование, просвещенность, общественная активность, научное мировоззрение сочетались с почитанием семьи и семейных традиций, уважением к старшим, религиозностью, приоритетом духовного над материальным.
Слайд 35Под влиянием западноевропейской культуры произошли значительные изменения в культурном облике
различных социальных слоев – дворянства, купечества, буржуазии, интеллигенции. Постепенно происходила демократизация культуры. Культура высших социальных слоев становилась достоянием широких масс населения, в первую очередь – городского.
Одновременно в среде интеллигенции, образованных слоев общества нарастало недовольство ограничениями, контролем государства в области творческой деятельности и личной свободы. Это проявлялось в выработке радикальных общественно – политических теорий, создания оппозиционных объединений, критических настроениях и недоверия к власти.